Перевозчики полюбили работать в кредит

Интересы лизинговых фирм, инвестирующих средства в коммерческие автомобили, начинают смещаться в направлении мелкого бизнеса. Эксперты прогнозируют в этом сегменте резкое увеличение объемов кредитования. Чему способствует рост популярности оперативного лизинга автотехники.

По утверждению заместителя генерального директора по связям с общественностью компании "Балтийский лизинг" Дмитрия Шульцева, весь рынок лизинга развивается устойчиво и успешно. "Лизинговые компании используют все возможности этого инвестиционного механизма. В автомобильном секторе компании разрабатывают специальные программы, способные удовлетворить самого взыскательного лизингополучателя", - уверен Дмитрий Шульцев. Свои продукты предлагают даже кэптивные (привязанные к поставщику) лизинговые компании. К примеру, "Скания лизинг", "Фольксваген финанс", "ДаймлерКрайслер лизинг автомобили".

Он добавил, что сегодня на рынке лизинговых услуг можно выбрать, к примеру, такие программы, где не придется переплачивать проценты. Можно применить этот финансовый инструмент и в том случае, если есть необходимость всегда иметь в своем распоряжении новый автомобиль или предоставлять транспортные услуги сотрудникам компании.

Но особую популярность, по его словам, приобретает оперативный лизинг. Для него компании разрабатывают специальные программы, привлекательные для клиентов. Хотя он не предусматривает передачу предмета лизинга после окончания действия договора, но в то же время есть возможность выкупить в собственность автомобиль по остаточной цене, определенной заранее. По окончании договора можно заменить автомобиль на новый. Для этого просто перезаключается договор. Лизинговые платежи по правилам бухучета относятся к затратам компаний-автоперевозчиков, что снижает налогооблагаемую прибыль. Оперативный лизинг также не увеличивает долг в балансе арендатора и не затрагивает соотношение собственных и заемных средств. В результате возможности арендатора по получению дополнительных займов не снижаются.

Безоблачное будущее предсказывают лизингу в сегменте автомобильного транспорта и представители компаний, работающих непосредственно с автомобилями. Например, руководитель отдела корпоративных продаж автосалона "Германика" Александр Лотков утверждает, что рынок автолизинга - пока самый перспективный и его объемы постоянно растут. При этом характерно, что к заемщикам, то есть лизингополучателям, никаких особых требований не предъявляется. За исключением самых элементарных в финансово-кредитной сфере: компания не должна иметь спорных активов, отрицательных балансов и претензий налоговых органов. Правда, срок существования предприятия должен составлять не менее трех месяцев.

В то же время количество лизинговых схем и программ настолько обширно, что финансовыми инструментами лизинга пользуются и "свежие" юридические лица. Подтверждением их финансовой состоятельности и деловой репутации могут стать поручители. Нередко фирмы-правопреемники наравне с компаниями, подтвердившими свою надежность, могут воспользоваться всеми продуктами, предлагаемыми лизинговыми компаниями. "Я бы сказал, что воспользоваться сейчас лизингом несложно. Приобрести автомобиль с использованием этой схемы можно без проблем", - уверяет Александр Лотков. При этом совсем необязательно брать партию автомобилей. Многие продавцы могут продать в лизинг и один автомобиль. Компания, желающая обновить свой автопарк, не обязательно должна быть большой и с "громким" именем.

Для "малышей", имеющих статус предприятия без образования юридического лица (ПБОЮЛ), и индивидуальных частных предпринимателей (ИЧП) на рынке существуют специальные программы. Они хоть и отличаются от тех продуктов, что употребляет большой бизнес, "но не очень сильно", уточняет Александр Лотков.

"Если все компании разделить по мощности - малая, средняя и высокая, - использует в своем комментарии для "Гудка" автомобильную терминологию руководитель отдела маркетинга "Авес-Пежо" Денис Шебеко, - то продукты лизинга при обновлении своих автопарков чаще применяют компании средней и высокой мощности. Если к низкой мощности относить индивидуальных частных предпринимателей, которые обладают парком до пяти машин, такие компании обычно рассчитываются по безналичному расчету, мало используя лизинг".

Если в крупном бизнесе примерно 80% компаний применяют продукты лизинга, чтобы обновить автопарк, то в компаниях средней руки - примерно 50%. "На фронте небольших компаний мы ожидаем наибольший прорыв, - отметил эксперт. - Сейчас они обеспечивают примерно 15 - 20% всех лизинговых сделок с автомобилями. Пока это только начало. Если взять позапрошлый год, индивидуальные частные предприниматели и мелкие компании крайне редко рассматривали вариант покупки техники в лизинг - всего в 5% случаев".

Но поскольку на российском рынке больше всего таких компаний, то именно за ними, по мнению Дениса Шебеко, будущее лизинга. В развитии услуг для мелких компаний, уверен собеседник "Гудка", заинтересованы как автосалоны и официальные дилеры, так и банковские структуры. Представитель "Авес-Пежо" добавил, что и те, и другие готовятся представить этому разряду потребителей максимальное количество программ и финансовых продуктов. При этом уже сегодня банки нацеливают свой бизнес именно на малые компании. "Обратите внимание, сейчас банки разворачиваются лицом не в сторону крупных компаний, а в сторону мелкого бизнеса".

Но пока наиболее частыми клиентами лизинговых компаний и банков остаются крупные фирмы с известными именами, иногда с участием западного капитала. Обычно они приобретают автомобили универсального назначения, например фургоны. На такой автомобиль, например, можно установить эвакуаторное оборудование. Строительные организации "средней руки" тоже чаще приобретают не спецтехнику, а универсальные автомобили. Что касается брендов, то первенствуют отечественные марки. Они и сохранят лидерство на рынке, уверен представитель "Авес-Пежо".

Между тем оказалось, что сравнить российский рынок с положением лизингополучателей в других странах для экспертов сложно. На западе банки и кредитные организации опираются при лизинговых сделках, прежде всего, на кредитные истории заемщиков. Это совершенно естественное явление, когда клиенты того или иного банка передаются из поколения в поколение. "Таким образом, на примере одного банковского счета можно отследить, как компанией управлял дед нынешнего руководителя или владельца. Это упрощает работу кредитных организаций и минимизирует формальности при получении кредита для лизингополучателей. А у нас понятие "кредитная история" пока еще в зачаточном состоянии. Но вскоре и мы придем к этому.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости