Бес в крыло

Между крупными российскими авиакомпаниями и Росаэронавигацией назревает серьезный конфликт. Перевозчики обратились к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой отменить повышение с 1 ноября ставок сборов за аэронавигационное обслуживание (АНО) на трассах в 1,9 раза. Росаэронавигация утверждает, что российские авиакомпании сейчас платят за навигацию 1% от выручки, в то время как на Западе этот показатель близок к 5%. Авиакомпании утверждают, что повышение тарифов поставит их на грань рентабельности.

Федеральное аэронавигационное агентство появилось недавно, но уже продемонстрировало свою жесткую позицию в отношениях с авиакомпаниями. Этим летом с помощью запрета на обслуживание должников за АНО агентство смогло взыскать долги с авиакомпаний. Если на 17 июля 2006 года 26 перевозчиков должны были госкорпорации 122,32 млн руб., то к 31 августа количество должников снизилось до девяти компаний, а сумма долга - до 35,3 млн руб.

Теперь Росаэронавигацию ждет борьба с авиакомпаниями за ставки тарифов за аэронавигационное обслуживание. Ведомство Александра Нерадько распорядилось с 1 ноября повысить три вида аэронавигационных сборов. Ставки сборов за АНО на трассах повышаются в 1,9 раза по приказу №16 от 8 июля 2006 года. Так, ставка для самолетов взлетной массой от 50,1 до 100 тонн выросла с 243 до 462 руб. за 100 км, свыше 100 тонн - с 345 до 656 руб. за 100 км. 7 сентября федеральная служба выпустила еще два приказа, один из которых (№36) устанавливает ставки сборов за АНО в районе аэродрома, второй (№37) - ставки сборов за АНО в районе авиационных работ.

Как стало известно "Бизнесу", Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) пытается добиться отмены приказа №16. В письме АЭВТ премьер-министру Михаилу Фрадкову от 15 сентября (копия есть в распоряжении "Бизнеса") говорится, что "принятое решение об увеличении ставок сборов за АНО (на трассах) без увеличения объема и повышения качества предоставляемых услуг является нарушением интересов российских авиакомпаний". Как следует из письма, Росаэронавигация развивает аэронавигационную систему под иностранных пользователей.

Кроме того, по данным "Бизнеса", АЭВТ изучает возможность обращения в правительство по поводу приказов №36 и №37. Свое мнение по поводу этих документов уже открыто выразила авиакомпания "ЮТэйр", назвавшая действия Росаэронавигации беспределом: ставки за предоставление АНО в аэропортах увеличены на 300%. В "ЮТэйр" подсчитали, что затраты компании на аэронавигацию в целом (на трассах, в районе аэродрома, в районе авиационных работ) будут составлять 600 млн руб. в год (около 4% от выручки). Довольно внушительную часть этих денег "ЮТэйр" будет отдавать за АНО своих вертолетов, приносящих авиакомпании около 40% выручки. Так что "ЮТэйр" придется либо поступиться рентабельностью вертолетных работ (она составляет 20%), либо повышать стоимость своих услуг.

Затраты на АНО других авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки, будут меньше - за счет отсутствия платежей за АНО в районе авиационных работ. По данным Росаэронавигации, меньше всего соотношение выручки и затрат на АНО у "Аэрофлота" "В прошлом году выручка "Аэрофлота" составила почти 63 млрд руб. За аэронавигационное обслуживание на трассах "Аэрофлот" заплатил 327 млн руб. Это менее 0,5% от выручки. После повышения будет платить 1%. Остальные компании сейчас платят по 1% от выручки, будут платить 2%",- отмечает руководитель Росаэронавигации Александр Нерадько. Правда, в этих показателях не учтены платежи за АНО в районе аэродромов по новым ставкам. Вообще же, отмечает Нерадько, иностранные авиакомпании отдают за аэронавигационные услуги около 5% от выручки.

По словам Александра Нерадько, ставки сборов за АНО на трассах для российских авиакомпаний не пересматривались с 2003 года, а ставки сборов за АНО в районе аэродромов держатся практически без изменений с конца 1990-х годов. В то же самое время затраты на эксплуатацию аэронавигационной системы выросли существенно, говорит Нерадько. Он приводит в пример стоимость аэронавигационного обслуживания в странах бывшего СССР. За АНО каждых 100 км полета самолета Boeing 747 иностранный перевозчик платит в России $87, на Украине и в Белоруссии - по $142 и $143, а в Литве - $215. "Сейчас нужно поставить вопросы о справедливых тарифах за аэронавигационное обслуживание",- говорит чиновник. Он объясняет политику Росаэронавигации необходимостью модернизации аэронавигационной системы России. Концепция ее развития до 2025 года предусматривает инвестиции в модернизацию и обеспечение безопасности полетов в размере 155 млрд руб. В любом случае эти затраты вдвое меньше тех выгод, которые получат авиакомпании от внедрения новых технологий.

Нерадько говорит, что следующего повышения тарифов не избежать. "Мы понимаем, что (Росаэронавигации) деньги нужны, но проблему надо решать не такими методами",- говорит заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. А в "ЮТэйр" считают, что повышение тарифов на АНО может привести к снижению поступлений за аэронавигационные услуги за счет отказа авиакомпаний от выполнения убыточных рейсов и заказов. "А увеличение тарифов с целью более полного покрытия расходов непременно приведет к снижению пассажиропотока на транспортных линиях и сокращению коммерческих заказов на вертолетные работы",- уверены в "ЮТэйр".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости