Глава Минтранса Игорь Левитин предлагает вернуть государственный контроль над авиаперевозчиками. В частности, предлагается вернуть Ространснадзору сертификацию перевозчиков. Однако участники рынка считают, что этим все не закончится и в скором времени будет создан единый орган по сертификации, который заберет функции контроля от Минтранса и Росавиации.
Чтобы повысить безопасность полетов, чиновники предлагают прежде всего усилить контроль над авиаперевозчиками. В частности, вчера министр транспорта Игорь Левитин, выступая на совместной коллегии с Генпрокуратурой, предложил вернуть в ведение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) сертификацию авиаперевозчиков и аэропортов. Сейчас этим занимаются частные компании. Правда, заметил Игорь Левитин, для этого предстоит внести изменения в законодательство, а также увеличить штат профильного ведомства. Правда, до сих пор никто не знает, когда это произойдет и будет ли создана единая структура, которая займется такой деятельностью. Также не решен вопрос о сотрудниках этих центров - чем они займутся в дальнейшем. Ответы на эти вопросы в Минтрансе надеются получить через две недели.
"Нынешнее распределение функций авиационных властей не соответствует международным стандартам регулирования перевозок, - считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - Нужен единый орган, только в этом случае мы сможем сотрудничать и взаимодействовать со всеми международными органами". По его мнению, сейчас схожие функции выполняют соответствующее подразделение Минтранса, Ространснадзор и Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). "Во всем мире эти функции выполняет одна организация", - отмечает эксперт.
Впрочем, это не единственная мера, которая будет предпринята для усиления контроля над отраслью. Вчера Игорь Левитин сообщил о неизбежных отставках и изменениях в руководстве авиационных властей России, которые, по его словам, произойдут в октябре-ноябре. 11 октября состоится расширенная коллегия Минтранспорта, куда будут приглашены представители аэропортов и авиакомпаний, а также учебных заведений отрасли. Левитин считает, что кадровые перестановки будут обязательными: "Сегодня на заседании совместной коллегии Генпрокуратуры и Минтранса были заслушаны доклады, доложены факты, когда чиновники могли предотвратить ряд опасных ситуаций, но не сделали этого. На их месте должны стоять люди, которые смогут обеспечить безопасность полетов".
Представители авиационных властей говорят сейчас лишь о двух кандидатурах к отставке. Первая из них - директор департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Карл Руппель, по состоянию здоровья отсутствующий на работе. Второй вероятной кандидатурой, которая формально ответит за происходящее в отрасли, может стать глава Росавиации Александр Юрчик. Последний крайне неохотно общается с прессой и соответственно ничего не комментирует. Официально в Минтрансе о крупных перестановках также не говорят.
Летом этого года произошла серия катастроф, заставившая чиновников обратить внимание на безопасность авиаперелетов. 9 июля пассажирский лайнер А310 авиакомпании "Сибирь" потерпел катастрофу при посадке в аэропорту Иркутска, 124 человека погибли. 22 августа под Донецком произошла катастрофа самолета Ту-154 авиакомпании "Пулково", погибли все 170 человек.