20 июня ветераны ГП "Судостроительный завод им. 61 коммунара" (Николаев, Украина) обратились с открытым письмом в адрес президента Украины, премьер-министра, руководства Минпромполитики Украины, а также государственных силовых структур с требованием всестороннего анализа работы старейшей верфи Николаевского морского региона и единственного судостроительного предприятия СНГ, специализирующегося на строительстве транспортных рефрижераторов. Как утверждается в письме, информация руководства о прибыльности предприятия не соответствует действительности; имеет место фактический коллапс одного из трех крупнейших отраслевых предприятий региона.
По информации авторов обращения, достроечные цеха не имеют загрузки, поскольку контракты заключаются на строительство корпусов. При этом работы выполняются на мощностях предприятия привлеченными подрядными организациями. Имеет место как необоснованность расценок на работы, так и занижение стоимости использования заводских основных фондов (включая плавдок). Зафиксирована продажа заводского оборудования.
Одна из основных проблем предприятия, указанная в письме - долгострой, занимающий с 1998г. самый современный стапель завода. Имеется виду заказ N1148 - транспортный рефрижератор для украинско-греческого СП "Югрефтрансфлот-Лавиния" (учредители последнего - Laskaridis Shipping Company, Греция, и ОАО "Югрефтрансфлот", Севастополь). По мнению авторов, требует проверки расходование государственной целевой субсидии в размере порядка $5 млн., выделенной на достройку судна в прошедшем году.
На сегодня предприятие выполняет заказ Минтранса на строительство буксира для Одесского порта; предыдущие государственные заказы - два буксира (в т.ч. ледокольного типа) для ГП "Дельта-лоцман" (Николаев). Зарубежную долю заказов предприятия составляет строительство корпусов (в т.ч. контейнеровозов).