Интернет становится для предпринимателей не только средством глобального поиска партнеров, но и новым логистическим каналом. Снижение времени на поиск клиента, уменьшение средней стоимости обработки транспортных документов, сокращение складских запасов, все эти вопросы поможет решить интернет-логистика. Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортными, складскими и прочими активами, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до предприятия, а готовой продукции до потребителя, передача, хранение и обработка соответствующей информации. Виртуальная логистика в В2С Зачастую покупатели принимают решение о покупке, не покидая пределов дома, офиса, интернет-кафе в разнообразных интернет-магазинах. Пользователи интернета все более склоняются к тому, что 'обойти' шесть интернет-магазинов в поисках нужного товара проще, чем такое же количество обычных. Сегодня электронная почта, виртуальные деньги и интернет позволяют существенно сократить как цикл заказа, так и его исполнение. Предприниматели - поставщики товаров и услуг, - концентрируют свои усилия на сохранении доверия клиентов, предлагая им дополнительные услуги в виртуальных магазинах и расчеты через электронные платежные системы. Однако при явных существенных плюсах (уменьшение складских запасов и времени складирования, количества обсуживающего персонала), владельцам интернет-магазинов приходится уделять огромное внимание процессу доставки товара до клиента. Поэтому повсеместно развивается сбытовая интернет-логистика, пришедшая на смену классической -обслуживания клиента с учетом географического размещения торговых точек. Теперь она подразумевает не только ускоренную доставку, но и жесткий контроль над всей цепочкой продвижения товара. В этих условиях экспресс-доставка мелких товаров (книги, диски, игры, цветы и т.д.) или оплаты услуг (сотовой связи, интернета, коммунальных услуг, спутникового телевидения) почтовыми отправлениями или курьерскими службами развивается быстрее, чем доставка крупногабаритной продукции. Это объясняется тем, что стоимость перевозки в другой город товара по персональному заказу увеличивает цену продукта порой на слишком большую для покупателя сумму. В этих условиях транспортные компании весьма опасливо смотрят на перспективы развития электронной торговли в сфере 'В2С', которая развивает конкуренцию со стороны почтовых и курьерских служб. Развитие электронной логистики в сфере В2В Временные затраты на выполнение логистических операций составляют, как правило, не менее 30% от длительности производственного цикла. Для минимизации затрат были созданы различные программы для автоматизации расчетов автоперевозок, железнодорожных тарифов, таможенных процедур. Одни из типичных представителей данных систем - это ТМ-софт (железнодорожные перевозки) и truckmarket.ru (автотариф). Таким образом, логистика, снабженная программами для расчета перевозок, выходит на новый уровень быстродействия в расчетах и прогнозирования затратной части механизма перевозок. Кроме того возможности интернета могут быть использованы для более оперативной работы с сопутствующей информацией. Как грузоотправители, так и грузополучатели полагают, что наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении и статусе груза. Еще в 2000 году фирма 'Оптима' впервые представила решения на основе технологий радиочастотной идентификации для различных сегментов транспортного рынка. В предлагаемых решениях использовался принцип радиочастотной идентификации и записи информации в электронную метку, расположенную на движущемся объекте. Электронная идентификация и оформление электронного паспорта позволяют отслеживать перемещение грузов на всем пути следования и по запросу пользователя предоставлять информацию в режиме реального времени. Как виртуальные расчеты, так и системы идентификации позволили не только сократить время на расчет транспортных составляющих, но и иметь реальное представление о местонахождении партии товара, а значит более точно планировать оборот товарных и денежных средств. Виртуальные расчеты и системы слежения Кроме автоматизированных систем расчетов и учета подвижного состава интернет-логистика нашла свое применение в создании транспортных порталов, построенных по принципу досок объявлений и ранжированных в основном по двум категориям - владельцы транспортных средств (грузоперевозчики) и пользователи транспортных компаний (грузовладельцы). Раньше решающими факторами в вопросе успешного осуществления проекта в целом являлись грамотный выбор и взаимодействие с транспортной компанией, обладающей отличной репутацией на рынке транспортно-логистических услуг и низкие расценки на перевозку. Теперь, когда тарифы на перевозку практически сравнялись, одним из главных условий успешного процветания фирмы стала доступность информации о свободных машинах или грузах в данный момент времени в определенном городе. Спрос рождает предложения. Поэтому для удовлетворения растущих потребностей в информации стали возникать транспортные порталы ('Перевозки.Ру', 'АвтоТрансИнфо', транспортная система 'Интернет Логистик Сервис' и т.д). Эти системы были созданы для быстрого обмена информацией о спросе и предложении на рынке перевозок, снабжены классификатором услуг и поисковой формой, имеют 'черные' и 'белые' списки. С их помощью можно осуществить быстрый поиск по автоперевозкам в России, странах СНГ и ближнего зарубежья, а также найти партнеров в области экспедиторских услуг. Владелец груза найдет свободный транспорт - грузовик, прицеп, тент, контейнер, рефрижератор, цистерну. А перевозчик мгновенно отыщет груз в соответствии со своим транспортом и маршрутами следования. Здесь участники порталов оставляют свои заявки на перевозку, информацию о наличии свободного транспорта, подписываются на рассылку предложений. Таким образом, и те и другие могут выбрать для себя наиболее выгодный вариант поиска для дальнейшего сотрудничества.