Проблема транспорта является одной из самых актуальных в системе развития мировых мегаполисов. Сегодня транспортная система столицы и функционирует в условиях значительной перегрузки. Являясь центром управления промышленности, торговли, медицины, образования, науки и культуры, а также представляя из себя важный исторический памятник, притягивающий миллионы туристов со всего мира, город не справляется с растущим числом грузо- и пассажиропотоков. Учитывая дальнейший рост интенсивности транспортных перевозок, кардинальным решением данной проблемы мог бы стать вывод из города грузового движения.
В этой связи развитие транспортной системы Московской области приобретают особую остроту. В начале доклада я хотел бы обратить Ваше внимание на перспективы развития транспортной инфраструктуры Московской области, а затем проанализировать реализацию отдельного проекта в дорожном хозяйстве - формирование Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).
Наиболее остро стоит проблема организации въезда-выезда из г. Москвы. Она может быть решена только путем комплексного развития транспортной инфраструктуры Московской области: системное развитие Московского авиационного узла, подъездов к аэропортам, организация пригородного железнодорожного сообщения, а также реконструкция объектов внутреннего водного транспорта позволит разгрузить транспортные узлы мегаполиса и организовать гармоничное взаимодействие Московской области и г. Москвы по оптимизации грузо- и пассажиропотоков и обеспечить транзитные перевозки грузов и пассажиров.
С целью развития транспортной инфраструктуры Московской области в рамках реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» запланировано:
В области гражданской авиации.
Из 9 аэродромов, расположенных на территории Московской области и включенных в реестр аэродромов гражданской авиации Российской Федерации, предусмотрена комплексная реконструкция двух аэродромов - Шереметьево и Домодедово.
В настоящее время подготовлен согласованный Минтрансом России, Минэкономразвития Росси и Минфином России проект распоряжения Правительства Российской Федерации по внесению изменений в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2005 год, где предусмотрено выделение государственных капитальных вложений на развитие Международного аэропорта Шереметьево в объеме 600 млн. рублей. В 2006 году на эти цели планируется направить 1000 млн. рублей.
В течение 2005 и 2006 годов в секторе Шереметьево-1 планируется построить новый корпус для обслуживания пассажиров международных и внутренних линий общей площадью свыше 31 тысячи кв. метров, пропускная способность которого составит до 5 миллионов человек в год. Стоимость проектирования и строительства составит свыше 2 млрд.рублей.
В секторе Шереметьево-2 на 2006 и 2007 годы запланирована глубокая реконструкция терминала Шереметьево-2, предусматривающая интеграцию с терминалом Шереметьево-3. Общая стоимость проектирования и работ по реконструкции составит порядка 9 млрд.руб.
Одновременно со строительством терминала Шереметьево-3 предполагается осуществлять мероприятия по усилению инженерных сетей, развитию аэродромных покрытий и топливозаправочной инфраструктуры. Стоимость проектирования и строительства терминала Шереметьево-3 составит 9,8 млрд. рублей.
Финансирование проектов по реконструкции и развитию терминалов Шереметьево-1, Шереметьево-2 предполагается осуществлять за счет собственных средств ОАО «МАШ» (около 30%) и долгосрочных займов международных и российских финансовых институтов (около 70%), а терминал Шереметьево-3 за счет средств акционеров ОАО «Терминал» (около 30%) и привлеченных заемных финансовых ресурсов (около 70%).
Особо отмечу что в процессе реализации проектов строительства в секторе Шереметьево-1 и строительства и реконструкции в секторе Шереметьево-2 не планируется снижение пропускной способности терминалов аэропорта.
В целях организации перевозок авиапассажиров планируется строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва-аэропорт Шереметьево (общая сумма инвестиций – 2,9 млрд. руб.), подъездной магистральной автодороги от МКАД до аэропорт Шереметьево (общая потребность в финансировании в ценах 2006 года составляет 32,2 млрд. руб.). В настоящее время Министерством транспорта Московской области подготовлен проект постановления относительно резервирования земель).
С 2003 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» осуществляется реконструкция Взлетно-посадочной полосы -1, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов аэродрома аэропорта Домодедово. На эти цели в 2003-2004 годах из средств федерального бюджета выделено и освоено 560,0 млн. рублей. Кроме того, перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2005 год предусмотрено финансирование реконструкции аэродрома аэропорта Домодедово в объеме 1200 млн.рублей, в 2006 году на эти цели планируется направить 1500 млн.рублей.
Так же в период 2003 – 2005 гг. осуществляется поэтапная реконструкция международного и российского секторов пассажирского терминала, предусматривающая расширение здания аэровокзала в сторону привокзальной площади. Ожидается, что в текущем году пропускная способность терминала достигнет 6000 пассажиров в час. Это позволит обеспечить обслуживание 12-14 млн.пассажиров в год. К 2020 году ввод дополнительных площадей обеспечит пассажиропоток аэропорта в 35-40 млн. пассажиров в год.
Одна из основных задач совершенствования инженерно-технических сооружений аэродромного комплекса Домодедово – выведение аэродрома на уровень, соответствующий наивысшей III-й категории по классификации ICAO. В целом все это позволит войти аэропорту Домодедово в число ведущих аэропортовых комплексов Восточной Европы.
Считаю целесообразным обратить Ваше внимание на следующую проблему:
Предприятия и организации воздушного транспорта, Согласно п.2 ст.З Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2006г.
При этом авиапредприятия лишены права выбора, т.к. п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не допускает выкупа земель транспорта, предназначенных для эксплуатации аэродромов.
При этом арендная плата за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации и не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Проблема заключается в следующем.
До 01.01.2006г. предприятия и организации освобождены от уплаты земельного налога в отношении земель, занятых аэропортами, аэродромами и ремонтными заводами гражданской авиации, на основании пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 11 октября 1991 г. №1738-1 "О плате за землю".
При установлении арендной платы необходимо учитывать, что аэропорт занимает земельный участок площадью более 400 га. (повторюсь, что в Московской области 9 аэродромов). Если ставка арендной платы по договору аренды будет аналогична ставке земельного налога для категории земель транспорта, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, то арендная плата значительно возрастет, что повлечет за собой повышение стоимости ставки сбора за взлет-посадку в несколько раз и тем самым приведет к потере спроса на авиаперевозки.
В связи с отсутствием решения Правительства РФ по вопросу определения или установления порядка взимания арендной платы по договору, предлагается внести в Правительство РФ предложение в части установления фиксированного размера арендной платы для предприятий и организаций гражданской авиации не выше 20% от среднего налога за землю преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.
В области внутреннего водного транспорта
Внутренний водный транспорт Московской области представляет собой единую воднотранспортную систему, в которую входят водные пути рек Москвы, Оки, канала им. Москвы, порты, судоходные компании, судоремонтно-судостроительные предприятия и организации, обеспечивающие единство производственного процесса предоставления транспортных услуг.
Внутренние водные пути Московской области связаны с Единой глубоководной системой европейской части России, позволяет осуществлять перевозки грузов и пассажиров судоходными компаниями Московского, Камского, Волжского, Азово-Донского и Северо-Западного бассейнов. Основными перевозчиками являются Московское пароходство, Северный, Южный и Западный порты г. Москвы, порт Коломна.
За 8 месяцев 2005 года по водным путям Московской области (канал имени Москвы и Москворецкая система) перевезено 8,1 млн.тонн грузов и 228,5 тыс. пассажиров.
В структуре перевозимых грузов наибольший удельный вес занимают минерально-строительные грузы для развивающегося строительного комплекса Московской области.
При проезде на внутреннем водном транспорте по территории Московской области пассажирам льготы предоставляются в натуральном выражении. Недополученный доход от этих перевозок частично компенсируется Правительством Московской области.
Между правительством Московской области и портом Коломна подписано «Соглашение о перевозке внутренним водным транспортом пригородного сообщения отдельных категорий граждан, имеющих местожительства в Московской области». Компенсация затрат по предоставленным льготам предполагается в размере 980,0 тыс. руб. Однако, по состоянию на 30.09.2005 возмещение не поступало.
Общая протяженность водных путей в Московской области составляет 586 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов – 312 км, на которых эксплуатируются 16 судопропускных гидротехнических сооружений (11 шлюзов и 5 плотин), обеспечивающие судоходство и иную деятельность, связанную с эксплуатацией водохранилищ, гидроузлов, выработки электроэнергии и санитарному обводнению рек.
Обеспокоенность вызывает современное техническое состояние большинства гидротехнических сооружений канала имени Москвы, которое оценивается как ограниченно-работоспособное и предаварийное. Сегодня на канале есть оборудование, работающее уже 70 лет при нормативной работе 25 лет.
Для решения одной из важнейших задач жизнеобеспечения Московского региона и сопредельных областей на канале имени Москвы осуществляется последовательная реконструкция всего комплекса сооружений. С этой целью в 2003 году завершена реконструкция плотины гидроузла «Белоомут», осуществлены работы по замене насосного агрегата на эксплуатируемых с 1937 года насосных станциях и завершена реконструкция камер шлюзов № 7 и 8.
В соответствии с ФАИП продолжается реконструкция судоходных гидротехнических сооружений в рамках выполнения подпрограммы «Внутренние водные пути» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)». На эти цели выделено по объектам в Московской области в 2005 г. – 39,0 млн. руб., и в 2006 г. предусматривается 127,2 млн. руб.
В связи с изменениями в действующем законодательстве Российской Федерации, с 1 января 2005 года прекращено финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание водных путей и на санитарное обводнение рек Москва, Яуза, Клязьма и Уча.
Для обеспечения непрерывной безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений необходима реализация разработанной ФГУП «Канал имени Москвы» совместно с ОАО «Мособлгидропроект» и ОАО «ЦНИИЭВТ» «Комплексной программы восстановления и модернизации объектов ФГУП «Канал имени Москвы» на 2005 – 2015 годы».
На основе данной Комплексной программы Федеральным агентством морского и речного транспорта разработан проект Ведомственной целевой программы «Обеспечение технической безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта системы канала имени Москвы на 2006 – 2008 годы», предусматривающей потребность в средствах в размере 6,9 млрд.рублей.
Минтрансом России Ведомственная целевая программа направлена на экспертизу в Минфин России и Минэкономразвития России.
Реализация этих программ позволит обеспечить выполнение главной цели по повышению комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Московской области.
Кроме того, в настоящее время Минтрансом России прорабатывается вопрос введения платности шлюзования, что позволит привлечь дополнительные средства для развития и поддержания инфраструктуры внутренних водных путей.
Проблемы содержания внутренних водных путей и эксплуатации СГТС Московской области носят системный характер в целом по России. Ввиду их чрезвычайной важности, данные вопросы будут рассмотрены 28.10.05 г. на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
В области автодорожного хозяйства
В 2003-2004 годах проводились работы по развитию и модернизации автомобильной дороги в составе международного транспортного коридора на участке Москва – Ярославль; строительство и реконструкция головного участка автодороги «Урал» на участке Бронницы – Коломна с обходом Бронниц, Непецино, Коломны (2-я очередь) – 42 км по нормативам 1 категории; автодороги Москва – Архангельск на головном участке МКАД – Мытищи, Мытищи – Пушкино с устройством 6-8 полосной проезжей части; построен путепровод через железную дорогу у пл. Чепелево на 71 км Симферопольского шоссе.
В плановом порядке осуществляется комплекс работ по обеспечению допустимого уровня содержания сети федеральных и территориальных автодорог и искусственных сооружений на них. Реализация программного проекта «Ремонт и содержание территориальных автомобильных дорог» осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с планами и программами дорожных работ.
Среди проектов федерального значения, реализуемых на территории Московской области можно выделить проекты строительства скоростной платной автодороги Москва-Санкт-Петербург и Центральной кольцевой автодороги Московской области.
В рамках проекта реконструкции автомагистрали М-10 «Россия» разработан инженерный проект на строительство по новому направлению участка этой магистрали в обход городов Солнечногорск и Клин, который одновременно входит в состав новой скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. В настоящее время проект направлен на экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу.
Кроме того, в 2005 году подготовлены документы для проведения инвестиционного конкурса по проекту «Строительство соединительной автомобильной магистрали от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1 «Беларусь», который станет скоростным въездом в Сити.
Для дальнейшего комплексного развития автодорожного хозяйства Московской области Минтрансу России, Федеральному дорожному агентству совместно с Правительством Московской области необходимо в самое ближайшее время разработать Межведомственную программу сетевого развития и модернизации федеральных и территориальных автомобильных дорог в Московской области на период 2006-2010 года.
С целью роста транзитных перевозок грузов и пассажиров необходима разработка программы по созданию транспортно-логистической системы в Московской области. Кроме того, необходимо актуализировать программу обеспечения подъездов к населенным пунктам Московской области автомобильными дорогами с твердым покрытием.
Комплекс этих мер, прежде всего, направлена на динамичное развитие автодорожного комплекса Московской области и г.Москвы и позволит в дальнейшем обеспечить значительный прирост грузо- и пассажиропотоков.
Во второй части доклада считаю целесообразным детально рассмотреть ход реализации проекта по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области. Эта перспективная автомагистраль рассматривается Министерством транспорта Российской Федерации и Правительством Московской области как одно из главных связующих звеньев между элементами Московского транспортного узла.
Основными целями реализации данного инвестиционного проекта являются:
-
повышение мощности и улучшение качества поперечных транспортных связей в пределах Московской области и как следствие – кардинального улучшения транспортного обслуживания населения и бизнеса в регионе;
-
оптимизация грузовых и пассажирских потоков, а также снижение эксплуатационно-инфраструктурной составляющей стоимости перевозок;
-
снижение уровня перегрузки на головных участках федеральных дорог за счет перераспределения транспортных потоков движения;
-
уменьшение нагрузки на МКАД в части транзитных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом и дальних внутриобластных перевозок;
-
содействие наращиванию транспортного потенциала и транзитной привлекательности международных транспортных коридоров №2 («Лондон – Екатеринбург»), №9 («Хельсинки – Юг России») и перспективного коридора «Хельсинки – Нижний Новгород»;
-
уменьшение отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую среду Подмосковья за счет вывода транзитного транспорта из населенных пунктов и пределов особо охраняемых территорий, а так же за счет рационального перераспределения и оптимальной логистической обработки грузовых потоков на дальних подступах к Москве;
-
формирование инфраструктурной основы современной интермодальной транспортной и логистической системы Московского транспортного узла опорной транспортной сети Российской Федерации;
-
повышение безопасности дорожного движения и снижение аварийности на дорогах Московской области.
Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения (так называемые «бетонки») – Московское малое кольцо, Московское большое кольцо, на участки магистралей М-1 «Беларусь» и М-10 «Россия». Длина трассы составит от 320 км (по варианту: ММК с дополнительными обходами ряда подмосковных городов и крупных населенных пунктов) до 480 км (по варианту: участки ММК, МБК, М-1 и М-10 с дополнительными обходами ряда городов и населенных пунктов). Причем, планируемые к использованию в проекте «ЦКАД» участки обеих кольцевых дорог в результате реконструкции будут расширены до 3-4 полос в каждую сторону.
По предварительным экспертным оценкам стоимость строительства ЦКАД составит не менее 231,3 млрд. руб. (конкретное значение стоимости будет зависеть от утвержденного варианта трассы, от выбранных технических решений и применяемых технологий, от сроков начала и окончания строительства и т.д.).
На пересечении ЦКАД с 18 радиальными автомагистралями планируется построить многоуровневые развязки. Все пересечения с железными дорогами также будут разнесены на разные уровни, а между внешней и внутренней сторонами проектируемого кольца поставят разделительный барьер безопасности. В природоохранных зонах и лесах, через которые пройдет трасса ЦКАД, будут построены специальные подземные переходы для диких животных.
Максимальная разрешенная скорость движения на проектируемой трассе составит 150 км/час.
ЦКАД будет проложена в обход ряда населенных пунктов и городов Подмосковья (рассматриваются варианты обходов Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода, Голицыно). Там, где дорога будет располагаться вблизи небольших населенных пунктов, деревень и дачных поселков, установят шумозащитные экраны.
Дорога будет строиться с соблюдением норм I и II технической категории. По показателям безопасности и комфорта ЦКАД будет на уровне лучших дорог Европы.
Кроме того, планируемый к реализации Проект полностью соответствует европейским принципам пространственного развития территорий.
Проезд по ЦКАД в целом либо по основным (наиболее загруженным) участкам ЦКАД планируется осуществлять на платной основе.
В качестве дорог для альтернативного (бесплатного) проезда будут выступать старые (незадействованные в Проекте «ЦКАД») участки МБК и ММК, МКАД и разветвленная сеть региональных местных дорог.
Проект «ЦКАД» находится на начальном этапе реализации – на этапе обоснования инвестиций в строительство.
Согласно Государственному контракту, который заключен с победителем открытого конкурса (консорциум в составе ООО «ИР Девелопмент», ОАО «ЛенГипроТранс» и ООО «Обермайер Консульт») и их субподрядчиками срок окончания работ по обоснованию инвестиций – 1 июля 2006 г.
Стоимость всех работ по обоснованию инвестиций в строительство ЦКАД составляет 279,855 млн. руб.
В настоящее время в рамках разработки предпроектной документации для строительства ЦКАД проведены следующие мероприятия:
-
подготовлена матрица корреспонденций и составлена компьютерная модель существующей сети автомобильных дорог в зоне тяготения проектируемой ЦКАД;
-
идет получение, обработка, систематизация и формализация информации о планах социально-экономического развития Московской области, а также об объеме и составе движения для базового года и для предшествующих десяти лет;
-
идет сбор и обработка данных автоматических счетчиков движения по ММК на всем его протяжении и по МБК на участке между радиальными автомагистралями М-1 и М-10;
-
идет сбор и обработка инженерно-геологической и инженерно-гидрологической информации в зоне ЦКАД;
-
намечены принципиальные трассы проектируемой автомагистрали, идет сравнение рабочих вариантов прохождения трассы;
-
ведется подготовка к записям топографических материалов для детальной проработки и более точного оконтуривания трассы ЦКАД;
-
идет визуальное обследование перспективной трассы ЦКАД;
-
подготовлены и проходят экспертную оценку предварительные решения по вариантам размещения пунктов сбора платежей за проезд по проектируемой автомагистрали;
-
идет анализ мировой практики применения ГЧП в дорожной отрасли, прежде всего, на опыте восточно-европейских стран;
-
идет сбор и обработка информации о землепользователях, находящихся в коридоре предполагаемой трассы проектируемой автомагистрали;
-
подготовлено техническое задание на разработку Градостроительного задания и Градостроительное обоснование строительства ЦКАД;
-
идет лазерное сканирование трассы.
С целью ускорения разработки инженерного проекта в строительство, подготовлен и направлен на согласование проект распоряжения Правительства Российской Федерации о разрешении Росавтодору осуществить разработку проектной документации в строительство ЦКАД.
В 2007 году планируется проведение инвестиционного конкурса.
В план строительства на 2007 год предполагается включить финансирование и проведение следующих работ:
подготовку площадки строительства отдельного пускового комплекса стоимостью 2 000 млн. руб., включая выкуп земель и перенос коммуникаций на данном участке;
строительно-монтажных работ стоимостью 1 000 млн. руб.
В план строительства на 2008 год предлагается включить проведение и финансирование следующих работ:
работ по подготовке площадки строительства очередного отдельного пускового комплекса стоимостью 2 000 млн. руб., включая выкуп земель и перенос коммуникаций на данном участке;
строительно-монтажные работ стоимостью 5 500 млн. руб.
Планы дальнейшего финансирования строительства будут сформированы после получения результатов (документации) по ОИ и ИП, а также результатов выполнения подготовительных и строительно-монтажных работ по созданию отдельных пусковых комплексов.
Основные текущие и прогнозируемые проблемы реализации Проекта строительства ЦКАД и предлагаемые варианты их решения
По вопросам землеустройства, резервирования и изъятия земель
Проблема
Планы проведения предпроектных, проектных и строительных работ по Проекту «ЦКАД» сформированы при условии решения земельных вопросов Проекта в «разумные» сроки. Однако в рамках ныне действующего порядка резервирования и изъятия земель и с учетом того, что проектируемая трасса пройдет по территории большого количества муниципальных образований, как минимум, 14 районов Московской области, согласование и решение вопроса землеустройства ЦКАД может затянуться относительно плановых сроков. При этом стоимость реализации Проекта с каждым годом будет только расти, и одновременно будет снижаться инвестиционная привлекательность Проекта.
Предлагаемое решение проблемы
С целью ускорения работ по составлению полного списка собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель, через земли или вблизи земель которых пройдет проектируемая трасса ЦКАД, ускорения решения вопроса об уведомлении этих лиц и соответствующих органов местного самоуправления и согласования с ними принимаемых решений, ускорения проведения общественных слушаний и комплекса мероприятий по резервированию, оценке стоимости, изъятию (выкупу) и кадастровой перерегистрации земель в пользу Российской Федерации Минтрансу России, Правительству Московской области и Росавтодору оперативно предпринимать совместные и максимально скоординированные действия.
С целью совершенствования отдельных положений Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок и условия резервирования и изъятия земель, перевода земель из одной категории (лесные и сельскохозяйственные земли) в другую (земли транспорта), использования придорожных территорий и земель рекреационных и особо охраняемых зон для нужд транспортной отрасли Российской Федерации и существенно сдерживающих по срокам проведение землеустроительных работ при реализации проектов по строительству новых дорог, включая ЦКАД, сформировать совместную рабочую группу, ответственную за законопроектную деятельность в части решения земельных вопросов для нужд транспорта (дорожного хозяйства).
По введению платности на создаваемой ЦКАД и ее инвестиционной привлекательности
Проблема
Экономика (инвестиционная привлекательность) Проекта «ЦКАД» и социальные последствия его реализации на платной основе находятся в противоречии. Необходимо заранее до начала переговоров с потенциальными инвесторами и публичного освещения результатов обоснования инвестиций сформировать экспертную оценку предложений, разработанных исполнителями работ по обоснованию инвестиций, по размерам взимаемой платы за проезд по ЦКАД и сформировать согласованную государственную позицию относительно социальной справедливости и экономической обоснованности планируемых тарифов.
Предлагаемое решение проблемы
После завершения работ по обоснованию инвестиций в строительство ЦКАД Минтрансу России, Правительству Московской области и Росавтодору сформировать временную экспертную группу по оценке предлагаемых разработчиками размеров платы за проезд по ЦКАД, по формированию списка лиц (органов, учреждений и организаций), которые потенциально могли бы пользоваться правом льготного (бесплатного) проезда и определение условий предоставления и реализации данного права.
Проблема
Фиксируется априорно низкая инвестиционная привлекательность платных дорог, включая ЦКАД, которые планируется создавать и/или эксплуатировать частными структурами, поскольку при передаче концессионерам или арендаторам на балансовый учет создаваемых либо уже созданных автодорог у них отсутствует законодательная возможность начисления на эксплуатируемую автодорогу амортизации, которая компенсирует тем самым их затраты на содержание и ремонт дороги.
Предлагаемое решение проблемы
Минтрансу России и Росавтодору подготовить и направить в Минэкономразвития России и в Минфин России ходатайства о разработке и внесении на рассмотрение Правительства Российской Федерации проектов соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие законодательные и нормативные акты в части включения в них норм о начислении амортизации на эксплуатируемые автодороги.
Проблема
Если в рамках реализации Проекта предусмотреть реконструкцию западного участка ММК (как альтернативной трассы) и его дальнейшую эксплуатацию на бесплатной основе, то основной поток автомобилей устремиться на этот участок, снижая, тем самым, интенсивность движения по ЦКАД, поскольку возможно сокращение пути до 120 км и за проезд этого участка не нужно платить. Т.е. может быть проявлен негативный эффект как по доходности (окупаемости) Проекта, так и экологии западного участка ММК.
Предлагаемое решение проблемы
По результатам обоснования инвестиций при принятии окончательного решения рассматривать все варианты проложения трассы, включая использование в качестве трассы перспективной ЦКАД трассу ныне существующего ММК.
Проблема
Экономика Проекта рассчитывается с учетом программы социально-экономического развития Московской области. При этом на срок окупаемости Проекта существенное влияние окажут сроки реализации отдельных мероприятий программы по развитию и перераспределению производительных сил и народонаселения на территории Московской области, которые в настоящее время определены не точно.
Предлагаемое решение проблемы
Правительству Московской области организовать проведение дополнительных работ по уточнению сроков реализации тех мероприятий и проектов социально-экономического развития Московской области, которые будут реализовываться в зоне тяготения проектируемой ЦКАД. Данные материалы передать Росавтодору и ФГУ «Дороги России» для передачи в качестве уточненных исходных данных исполнителю работ по обоснованию инвестиций в строительство ЦКАД.
По экологическим вопросам функционирования ЦКАД
Проблема
Часть проектируемой трассы проходит через рекреационные зоны (например, по западному участку ММК, от Голицыно до Звенигорода, на север по участку МБК). Предварительные оценки интенсивности движения показали, что в настоящее время по западному участку ММК круглосуточно фиксируется интенсивное движение. Если экологические службы запретят размещать в западной части ЦКАД промышленные предприятия, то экономика Проекта может существенно ухудшиться.
Предлагаемое решение проблемы
Провести дополнительную экологическую оценку реализации Проекта, в том числе, с учетом влияния «розы ветров». Провести дополнительное исследование по вопросу потенциальной возможности использования в качестве западного участка ЦКАД западного участка ММК, а при проектировании автомагистрали предусмотреть создание специальных защитных сооружений и реализацию специальных экологических мероприятий.
По организационным вопросам проектирования и строительства ЦКАД
Проблема
Малое и Большое бетонные кольца проходят мимо участков «закрытых территорий», включающих в себя около 50 объектов специального назначения и военных городков. Поэтому вопрос проектирования и строительства необходимо будет согласовывать с Минобороны России и другими силовыми ведомствами.
Предлагаемое решение проблемы
Минтрансу России и Правительству Московской области направить совместное письмо в Минобороны России и силовые ведомства, объекты и/или каналы связи которых находятся вблизи проектируемой ЦКАД и/или проходят через трассу ЦКАД, с просьбой о содействии в оперативном решении проблемных вопросов или согласовании предложений и документов, касающихся проектирования и строительства ЦКАД.
Коротко затрону проблемы по реализации проекта строительства скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург:
До сих пор Мосавтодором не передана предпроектная документация Росавтодору с обоснованием инвестиций головного участка км 15 – км 29. Отсутствие данной документации ставит под сомнение возможность включения в план ПИР на 2006 год и проведение конкурса на разработку инженерного проекта данного участка.
Предложение: заключить соглашение о безвозмездной передаче и передать ОИ в кратчайшие сроки.
Процедура отвода земельных участков при действующей процедуре может затянуться на несколько лет. Соответственно, сроки начала строительства могут сдвинуться на 2008-2009 гг. В целях ускорения реализации проекта предлагается:
-
принять Распоряжение Правительства МО о резервировании земель в зоне строительства автомагистрали от км 15 до км 100;
-
принять поправки в законодательство Московской области, допускающие осуществление уведомления собственников и изъятие земель на базе утвержденного обоснования инвестиций (сегодня обязательным условием данных действий является утвержденный инженерный проект);
-
сформировать совместную Рабочую группу Минтранса, Росавтодора и Правительства Московской области по подготовке и реализации решений по обеспечению ускоренной процедуры изъятия и отвода земель;
-
идеальным вариантом было бы, если Правительство МО взяло бы на себя уведомление собственников земельных участков в зоне строительства Автомагистрали. Согласно земельному кодексу уведомление делается, как минимум, за 1 год до предстоящего изъятия. Соответственно, чем раньше это произойдет, тем раньше будут соблюдены формальные условия для осуществления выкупа, особенно у тех владельцев, кто выдвигает завышенные требования по компенсации или вообще не собирается ничего продавать.
Инженерный проект 29-100 разрабатывался без условий платности.
Предлагается: доработать эту часть ПИР по участку км 29 – км 100 в рамках работ по разработке инженерного проекта участка км 15 – км 29.
В инженерном проекте км 29 –100 не предусмотрена развязка с проектируемой Центральной кольцевой дорогой.
Предложение: необходимо внести изменения в техническое задание
В заключение хотел бы выразить надежду на то, что те практические решения, которые будут вынесены из совместного заседания коллегии Минтранса России и правительства Московской области, позволят значительно увеличить устойчивость работы всего транспортно-дорожного комплекса Московской области, повысить безопасность и качество предоставляемых услуг на транспорте и обеспечить укрепление единой транспортной системы и инфраструктуры данного российского региона.
- Слайды к докладу заместителя Министра транспорта А.С.Мишарина