Сергей Аристов отметил, что увеличившееся за последние годы количество терактов на объектах транспорта в разных странах мира и угроза новых вызвали четкое понимание необходимости выстраивания единой системы современных организационно-технических мер, предупреждающих проникновение террористов на объекты общественного транспорта. Поручение по этому вопросу и жесткие сроки его исполнения были обозначены в пункте 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. 1875, направленных на создание правовых и организационных основ обеспечения безопасности на транспорте.
«Наряду с террористической угрозой важным фактором является необходимость выполнения международных требований в области обеспечения транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и конкурентноспособного присутствия российских транспортников на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов», - отметил Сергей Аристов.
Федеральный закон «О транспортной безопасности» должен стать основным нормативно-правовым актом в области обеспечения транспортной безопасности, определить единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности. Целями законопроекта заявлены создание условий для устойчивого и безопасного функционирования отрасли, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическое развитие страны.
Законопроект призван устранить пробелы и противоречия в действующем законодательстве, конкретизировать нормы по противодействию терроризму применительно к транспортному комплексу с учетом его специфики.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и на федеральные органы исполнительной власти.
В целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств законопроект предусматривает:
-
определение характера угроз;
-
проведение оценки уязвимости (определение степени защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства) объектов транспорта и транспортных средств, а также разработку и реализацию мер по обеспечению их безопасности;
-
категорирование объектов транспорта и транспортных средств и, на его основе, разработку и реализацию требований по обеспечению транспортной безопасности;
-
разработку и реализацию планов по обеспечению транспортной безопасности для каждого транспортного объекта с учетом его категории и установленных уровней безопасности.
Выполнение ряда непосредственных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности возлагается на специализированные организации, как это предусмотрено международными требованиями, полномочия которых подтверждаются государством путем аккредитации компетентным органом. В действующей структуре федеральных органов исполнительной власти под компетентным органом понимаются подведомственные Минтрансу России федеральные агентства по видам транспорта.
Пресс-служба