Частный бизнес поучаствует в строительстве платных дорог. Министр транспорта России Игорь Левитин назвал 2006 г. стартовым для реализации государственно-частного партнерства на российском транспорте. По мнению министра, для этого создано достаточно условий. В частности, принят федеральный закон "О концессионных соглашениях". В настоящее время завершается подготовка обоснований инвестиций по ряду крупных инфраструктурных проектов, предполагаемых к реализации по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП).
По словам экспертов, проекты по строительству платных автомагистралей являются наиболее затратными и долгоокупаемыми. Автодорожные концессии - самые труднопрогнозируемые из всех транспортных концессий. Это создает дополнительные трудности при определении окупаемости и срока соглашения, а также повышает риски. Минтранс подготовил проект типового концессионного соглашения для автомобильных дорог. По словам Игоря Левитина, утверждение проекта Правительством РФ станет практическим шагом к реализации автомагистральных концессионных проектов, создаст реальные механизмы реализации положений ФЗ "О концессионных соглашениях". Как утверждает министр, развиваются и механизмы бюджетного планирования. В частности, Инвестиционный Фонд станет одним из источников государственных вложений в инфраструктурные проекты с длительными сроками окупаемости.
Очевидно, что в условиях формирования рыночных механизмов, развитие транспортной инфраструктуры останется государственной функцией. Однако высокая капиталоемкость автодорожных проектов предполагает финансирование из нескольких источников: из федерального и регионального бюджетов, а также частных средств. Таким образом, потребность в дополнительных источниках финансирования стимулирует государство к организации диалога с частным партнером. В сфере транспортной инфраструктуры - это новый для России механизм. Поэтому Минтранс создает специализированную дирекцию в сфере платных автодорог -ФГУ "Дороги России". Ее задачей является разработка проектов ГЧП, их сопровождение, взаимодействие с инвестиционным сообществом в вопросах их реализации и подготовка к концессионным конкурсам.
По словам генерального директора ФГУ "Дороги России" Олега Шахова, в сфере реализации проектов платных автомобильных дорог существует ряд правовых проблем. Как пишет "Коммерсант", Олег Шахов предложил инвесторам два пути. Первый - бороться за деньги инвестфонда (в 2006 г. его размер составит 69 млрд рублей, в 2007 и 2008 годах - по 72,9 млрд и 73,2 млрд. рублей соответственно). Второй - заключать с правительством концессионные соглашения. Однако если процедура участия в конкурсе на получение части средств из инвестфонда уже детально проработана и скоро будет утверждена правительством, то к принятому закону "О концессионных соглашениях" Белый дом не выпустил еще ни одного подзаконного акта и даже не назначил орган, который, собственно, и будет подписывать с инвестором само соглашение.
По мнению юридического советника ЕБРР Алексея Зверева, сегодня развитию ГЧП мешает отсутствие четкой концепции. Кроме того, существует относительная неадекватность концессионного законодательства международно-принятым стандартам, неразвитость институциональной инфраструктуры, недостаточность финансовых инструментов, проблемы долгосрочных государственных гарантий. Можно предположить, что смелое обещание министра транспорта начать в 2006 г. реализацию ГЧП на российском транспорте, скорее всего, останется только словами. Для того, чтобысхема использования концессий и средств из инвестфонда начала функционировать, потребуется еще много доработок. Однако можно сказать, что первый шаг государство навстречу частному бизнесу уже сделало. Остается надеяться, что по новым автодорогам они пойдут вместе.