События последних месяцев, особенно смена правительства, подхлестнули дискуссию о взаимоотношениях бизнеса и государства. Центральными стали слова "технологический прорыв и общая конкурентоспособность России".
Всеобщая конкурентоспособность - ключевая мысль президентского послания. Она же - суперзадача новой структуры власти - "комиссии по конкурентоспособности" во главе с премьером Михаилом Фрадковым.
Кстати, идея объединения усилий власти и бизнеса в интересах конкурентоспособности России, в том числе за счет производственной кооперации с зарубежьем, близка Михаилу Фрадкову не только как государственному деятелю, но и как ученому-экономисту. В 2004 году, защищая научную диссертацию по внешнеэкономической стратегии России, он специально выделил ряд тезисов, звучащих сегодня особенно актуально. "Прибыли от нефтяного бума не используются для производственных инвестиций и поэтому экономический рост может оказаться лишь краткосрочным... Ситуация настоятельно требует самой глубокой и широкой кооперации с другими странами, прежде всего с компаниями развитых стран".
Пока у нас конкурентоспособны практически только добывающие отрасли. Отмечая уязвимость сырьевой направленности в долгосрочном плане, многие справедливо считают, что при нынешней мировой конъюнктуре это все же благо для России. И его еще не поздно использовать для развития перспективных инновационных отраслей обрабатывающей промышленности, составляющей основу любой развитой экономики.
Так, известный международный инвестиционный банк "Marril Lynch" считает, что если российские власти не воспользуются нынешней ситуацией и в ближайшие несколько лет не сумеют диверсифицировать экономику, она "так и останется уязвимой".
В начале XXI века международная производственная кооперация определяет уже больше половины мировой торговли. А в 90-х годах мы, сосредоточившись на своих внутренних проблемах и поисках финансовых инструментов их решения, к сожалению, подзабыли, что именно такая кооперация стала не только базой международной торговли готовыми изделиями, малоуязвимой для капризов конъюнктуры, но и источником экономического роста многих стран.
Примечательно, что согласно авторитетным зарубежным оценкам высший индекс конкурентоспособности имеет в последние годы по-соседски близкий к нам район города Хельсинки.
Преуспевающая в ЕС Финляндия показывает пример успешной национальной промышленной политики. Она создала одну из наиболее конкурентоспособных инновационных экономик в мире, в том числе в результате производственного сотрудничества как с Западом, так и с Востоком. Мы можем считать себя причастными к успеху страны Суоми, экономика которой традиционно базируется на российском топливе и сырье.
В принципе значение производственной кооперации хорошо понимают многие представители наших успешно функционирующих бизнес-структур.
Так в ходе деловой встречи по вопросам международной производственной кооперации в феврале нынешнего года под эгидой ТПП РФ была сформирована рабочая группа. Ее цель - содействовать долгосрочной производственной кооперации российских предпринимателей с зарубежными партнерами как одному из важнейших направлений промышленной политики по расширению производственной и экспортной базы страны.
На встрече был возрожден практический интерес к полузабытой властями программе "ЕвроРоссия". Этот едва ли ни первый проект широкомасштабной промышленной кооперации России со странами Евросоюза фактически на ряд лет выпал из экономической жизни из-за незрелости наших рыночных структур, бюрократизма и несогласованности действий госорганов.
Программа с инвестиционным потенциалом минимум 200 млн евро предусматривает развитие высокотехнологичной производственной кооперации предприятий Санкт-Петербурга и Ленобласти с известными компаниями Финляндии, Швеции и других стран ЕС - такими, как "Электролюкс", "Элкотек", "СтураЭнсо", " Сканиа". Предусматривается создание в России бизнес-сетей предприятий-субпоставщиков, в том числе малых и средних.
К работе по проекту, получающему второе дыхание, проявили интерес деловые круги и власти Скандинавии.
Группа рекомендовала предприятиям-партнерам сосредоточиться на поиске сбалансированных решений в подготовке совместных ТЭО, объемов и номенклатуры производимой продукции, в том числе на экспорт. Совместное производство предполагает максимальное использование российских компонентов.
Одна из задач группы - выявление "узких мест", которых немало в' организации сотрудничества предприятий-партнеров. Это касается качества транспортной, таможенной и информационной логистики, качества российских компонентов, механизмов экономической заинтересованности и эффективности сторон. Важно также устранить препятствия в реализации таких не работающих ныне постановлений Правительства, как порядок освобождения от НДС и пошлин импортируемого оборудования, комплектующих и запчастей к нему, аналоги которого не производятся в России.
Реализация проекта "ЕвроРоссия" способствовала бы увеличению производства российской высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, ее экспорту, а с ними - значительных поступлений в федеральный и местные бюджеты.