Вчера немецкий экспресс-перевозчик - компания DHL отмечала двадцатилетие своей "успешной работы на российском рынке". Как и положено на подобных мероприятиях, представители DHL много и охотно рассказывали о неуклонном росте показателей работы компании в России (число клиентов за эти годы выросло почти в сто раз), о планах по открытию новых услуг и расширению своей агентской сети. Единственное, о чем упорно умалчивает "лидер на российском рынке в области экспресс-доставки и логистики" (так называют себя представители DHL), - это сравнительные оценки своей деятельности на фоне других международных интеграторов, работающих в нашей стране. Сложность состоит в том, что все компании так называемой "большой четверки" (помимо DHL, к ней относятся TNT, FedEx и UPS) вышли на российский рынок почти одновременно и сейчас между ними резко обостряется конкуренция, которая достигнет апогея через два-три года. По мнению аналитиков, успех международных интеграторов во многом зависит от того, кто из них сумеет закрепиться в российских регионах - именно в этом сегменте ожидается наибольший рост объема отправлений в будущем. Еще один "отягощающий" фактор - серьезные успехи российских игроков, в частности, компании "ЕМС Гарантпост", обороты которой растут на 30% быстрее, чем у западных конкурентов.
Как рассказал на вчерашней пресс-конференции, посвященной юбилею DHL на российском рынке, главный управляющий компании в странах с развивающейся экономикой Грэм Дейви, "за годы работы число клиентов компании возросло со 100 до 10 000, средний вес грузов увеличился с 1 до 5 кг, а число российских компаний среди клиентов DHL возросло с 1% до 80%". Все эти данные (помимо роста показателей самой компании) говорят об изменениях, произошедших за последние десятилетия на рынке экспресс-доставок. Это, прежде всего, увеличение количества отправлений внутри страны, изменение структуры самих отправлений (все меньшую долю в ней занимают документы) и постоянное сокращение времени доставки. Что касается итогов работы компании за прошлый год, то выручка DHL в России выросла на 40% по сравнению с предыдущим периодом, а объемы отправлений увеличились на 30%. По словам генерального директора DHL в России Франка Унгерера, рост объема перевозок в этом году ожидается на уровне 45%. "Стратегической же задачей DHL в России является "сохранение и укрепление позиции лидера в области экспресс-доставки и логистики", отметил коммерческий директор DHL в СНГ Роланд Томас. Российский рынок наряду с китайским является для компании сейчас наиболее приоритетным. "Успешное освоение российского рынка - это база для нашего дальнейшего роста", - заявил Грэм Дейви.
Правда, приведенные DHL показатели роста, по мнению экспертов, мало о чем говорят. Дело в том, что сейчас на российском рынке работают все представители "большой четверки", которые вышли на него почти одновременно. Российский рынок - один из самых быстрорастущих в мире, кроме того, несмотря на имеющуюся конкуренцию, места на нем еще не до конца "поделены". "Практически на всех других крупных рынках международные интеграторы уже поделили рынок, установили доли, и за последние десять лет это соотношение мало менялось, - сказал RBC daily представитель российского экспресс-перевозчика. - Другое дело - Россия: помимо 40-процентного ежегодного роста объемов рынка, ситуация здесь менее определенная, и есть возможность захватить лидерство". Впрочем, если судить по данным, представленным компанией DHL, то она на данный момент является бесспорным лидером российского рынка: ее доля приближается к 53%. Ближе всего к DHL подобралась компания UPS: ее доля на рынке международной экспресс-доставки в России составляет 16%, за ней следуют TNT (14%) и FedEx (4%). Правда, сходные определения дают себе практически все другие международные интеграторы. "Что же касается UPS - мы остаемся сильнейшим игроком на рынке, и вряд ли в ближайшие годы кто-нибудь сумеет нас обойти. По скорости доставки и качеству сервиса UPS - безусловный лидер, и с этим сейчас уже никто не спорит", - заявили RBC daily в компании UPS. Впрочем, сами представители UPS (как и большинство других интеграторов) признают, что независимой оценки рынка до сих пор не существует и выяснить его истинную структуру затруднительно даже специалистам. "Эксперты, журналисты часто говорят о российском рынке экспресс-доставки как о чем-то известном и понятном, но ведь до сих пор никто не дал точного определения, что это такое, и у всех разные представления о том, каковы основные параметры этого рынка, - считают представители UPS. - Для того чтобы представить себе полную и ясную картину этого рынка, потребуются многомесячные и очень дорогие маркетинговые исследования. Заказчиком такого исследования могла бы выступить Ассоциация экспресс-перевозчиков, но, к сожалению, по этому вопросу согласия пока нет".
Таким образом, считают эксперты, воспринимать всерьез рыночные оценки DHL вряд ли стоит. Сами представители компании крайне неохотно дают сравнительные оценки своей работы, ссылаясь на обостряющуюся конкуренцию на российском рынке, пик которой, скорее всего, наступит через два-три года. Сейчас все представители "большой четверки" активно осваивают российские регионы - именно в этом секторе в ближайшие годы ожидается наибольший рост объемов доставок. "Самое важное сейчас - это завоевать регионы, - считает представитель российской логистической компании. - Кто станет лидером на рынке, и удастся ли это сделать DHL - станет ясно через три-четыре года. Очевидно одно - сделать это им будет совсем не так просто, как они пытаются представить".
Еще одним "отягощающим" фактором для DHL может стать конкуренция с российскими экспресс-перевозчиками. Несмотря на то что западные компании чаще всего снисходительно отзываются о российских конкурентах, желая им всяческих успехов и называя их не иначе как "потенциальными", похоже, что и этот прием - не более чем рекламный трюк. Так, к примеру, российский экспресс-перевозчик компания "ЕМС Гарантпост" (вышла на рынок в 1991 году), по информации ее представителей, в прошлом году увеличила свой оборот на 63, 7%, что почти на треть больше, чем достижение той же DHL, а количество отправленных грузов составило 11 тыс. тонн (против 3 тыс. у DHL). По мнению западных интеграторов, российские компании якобы "берут" потребителей в большей степени относительно низкой ценой услуги. "Полагаю, что стоимость услуг доставки внутри России у российских перевозчиков станет ниже, - сказала RBC daily директором по маркетингу и развитию бизнеса TNT Express в России Мария Корбут. - Это будет являться их основным конкурентным преимуществом". Однако отечественные экспресс-перевозчики уверены в том, что и по уровню предоставляемого сервиса они вполне могут на равных конкурировать с международными интеграторами. "Несмотря на распространенное сейчас мнение, что основная конкуренция на рынке экспресс доставки сейчас разворачивается вокруг цены услуги, мы считаем, что привлекаем своих клиентов в первую очередь качеством и надежностью", - сказала RBC daily директор по маркетингу "ЕМС Гарантпост" Ирина Кулагина. Помимо "ЕМС Гарантпост", экспресс-перевозками заинтересовалась компания "Базовый элемент", которой принадлежат контрольные пакеты трех операторов: "Пони Экспресс", "Руско" и "Эльф-91". Летом прошлого года представители "Базового элемента" объявили о создании на базе этих компаний общенационального оператора экспресс-доставки. Предполагается, что в скором времени компания выйдет на рынок с единой торговой маркой. По прогнозам экспертов, объединенный оператор может занять от 6% до 15% рынка.
Отдел компаний