Стирание внутренних таможенных границ альянса и упрощение товарообмена внутри Евросоюза после 1 мая подействовало на многих предпринимателей как веселящий газ. И в состоянии легкой эйфории некоторые не воспринимают всерьез назойливую реальность: рубежи-то исчезли, а бумажная волокита не только сохранилась, но и приумножилась. До 10 июня компании, торгующие со странами ЕС, должны подать первые статистические отчеты по европейской системе INTRASTAT. До часа "Х" осталось чуть более двух недель, а бизнесмены по-прежнему не знают, с какого боку к ним подойти.
Еще совсем недавно статистику о движении грузов через границы можно было черпать из таможенных деклараций. Однако, как известно, Латвия влилась в единое экономическое пространство и формальности на внутренних рубежах ЕС канули в Лету. Архиважную информацию о товаропотоках внутри альянса Евросоюз получает посредством системы INTRASTAT, действующей с 1993 года. С 1 мая под ее "юрисдикцию" попала и наша страна, а точнее - местные предприниматели.
Теперь до 10-го числа каждого месяца предприятия обязаны предоставлять в Центральное статистическое управление (ЦСУ) сведения о своих сделках с партнерами из стран ЕС в виде отчетов INTRASTAT. Как пояснила руководитель отдела статистики внешней торговли ЦСУ Элга Бендрате, данные правила касаются многих, но не всех.
Во-первых, отчитываться нужно только за физическое перемещение товаров через границы: требования INTRASTAT не распространяются на услуги. А во-вторых, новый порядок относится к тем предприятиям, чей годовой объем внешней торговли превышает определенный порог. На 2004 год данный уровень выглядит следующим образом: вывоз продукции - на сумму более чем 13 тыс. латов, ввоз - свыше 19 тыс. латов.
"Под такие требования попали более 6 тысяч латвийских предприятий. Каждого из них мы своевременно проинформировали в письменном виде, приложив подробные сведения о принципах работы системы INTRASTAT, а также методические указания по заполнению отчетов. Тем не менее сейчас многие бизнесмены "обрывают" телефоны ЦСУ с просьбой разъяснить как некоторые нюансы, так и самые элементарные вопросы, - рассказала собеседница . - Становится очевидным, что они невнимательно читали методические указания". Вообще у чиновников складывается впечатление, что коммерсанты достаточно небрежно отнеслись к новому порядку. А зря: за непредоставление данных своевременно или за ошибочное заполнение документов сначала последует напоминание, а затем административная ответственность - довольно крупный штраф.
По словам г-жи Бендрате, не обошлось и без накладок. Некоторые предприниматели вообще не получили по почте информации от статуправления. Возможно, это было связано со сменой адреса фирмы или иными причинами.
Как выяснила , наиболее подготовленными к ведению документации в новых условиях оказались таможенные брокеры. Что неудивительно: при подготовке к работе в ЕС и в условиях нынешнего переходного периода они собаку съели на заполнении импортных деклараций (по сути очень схожих с INTRASTAT). И теперь многие из них предлагают клиентам свои услуги по составлению отчетности для ЦСУ.
В беседе с президент Ассоциации логистики и таможенных брокеров, глава компании Schenker Айвар Тауриньш подчеркнул: для грамотного и оперативного заполнения отчетов INTRASTAT необходимы специфические, профессиональные знания и навыки. "Такого рода статистика изобилует множеством нюансов, она требует четкого указания кодов товара по комбинированной номенклатуре, точного кодирования страны, места происхождения продукции, вида сделки, условий поставки и т.д. Так что, по моему мнению, многие коммерсанты без помощи экспертов могут и не справиться", - считает он.