Рассказать живым языком о ключевых идеях Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы мы попросили Светлану Ивановну Королеву - заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.
- Одним из разделов нашей программы является поддержка малого бизнеса. Раздел этот непростой. Сегодня, после десяти лет реформ, проблем в городе становится все больше. Малые предприятия, несмотря на их энтузиазм, на те финансовые средства, которые они вложили в обеспечение Москвы товарами и услугами, сталкиваются с множеством проблем. Москва разрешила им торговать во временных объектах: тонарах, палатках, быстро возводимых комплексах. Нет в мировой практике такой концентрации мелкорозничных объектов, как в Москве. Сегодня их число превышает 30 тысяч. Они практически сравнялись со стационарными магазинами. А это не только неудобства для людей, но и неэффективность с точки зрения экономики и развития самого малого предпринимательства. Во-первых, кто там работает - мы не знаем. Во-вторых, очень трудно понять, что же они продают. В-третьих, извините, туалет и все удобства у них внутри помещения - там же, где продается хлеб, молоко и другие продукты. В лучшем случае у них бытовой холодильник. В-четвертых, обман, обвес и обсчет. Мы уже не говорим о том, где они зарегистрированы, где платят налоги и платят ли их вообще, выбивают ли чеки. Нет в Москве такого количества проверяющих, чтобы проконтролировать все эти малые предприятия. Вот взялись мы за шаурму и вроде бы победили ее. Но ведь таких товаров у нас сотни! Торгуют колбасой, яйцом, выпечкой. Что они кладут в тесто, чтобы изделие было воздушным и вкусным, какие составляющие - мы не знаем. Изделия не сертифицированы, нет документов на производство, но ведь где-то их пекут - и потихоньку продают.
Поэтому мое глубокое убеждение: всю мелкорозничную сеть, кроме кафе, книжной, сувенирной и цветочной торговли, необходимо переводить в стационарные магазины. Чтобы покупатель приходил и вчера, и сегодня, и завтра, чтобы он знал, что его здесь не обманут, не обвесят, не обсчитают.
В сентябре мы выходим на Правительство Москвы с программой создания сети удобных магазинов, магазинов "за углом". Здесь мы выступаем не только в защиту добросовестных предпринимателей, работающих в мелкорозничной сети. Мы преследуем цели повышения экономической эффективности города, удобства проживания, качества товаров и услуг, высокого уровня организации рабочих мест. Накопилось много вопросов, которые нужно решить через этот проект. Магазины будут служить дополнением к крупным торговым сетевым структурам, потому что внутри города невозможно разместить супер- и гипермаркеты. Если найдется место для самого супермаркета, то не найдется места для автостоянки, где ставят машины покупатели, запасаясь продуктами на неделю. Здесь же мы преследуем цели улучшения контроля за уровнем цен, и восстановления логистики товародвижения. Ведь сегодня мы не знаем, где многие предприятия покупают товары, где их произвели и при каких условиях хранили. Есть такое понятие, как превышение нормы геномодифицированности продуктов. Сегодня Правительство России вводит специальный знак, подтверждающий норму содержания геномодифицированных составляющих. Отсутствие такого знака заставит покупателя задуматься: стоит ли покупать?
Тем не менее, мы с каждым годом растем, совершенствуемся. Я думаю, что и этот проект - не одного года. Нам ведь нужно эту сеть разместить правильно. Сегодня малые розничные предприятия, индивидуальные торговцы, ПБОЮЛы, которые пришли на рынок - уже создали определенную инфраструктуру. Они сделали благое дело: они сказали, что вот в этом районе востребована такая-то сеть, а в этом районе нужны магазинчики вот такие. Концентрация тонаров или каких-то мелкорозничных объектов говорит сама за себя: здесь покупатели прикормлены, товары востребованы, высокая экономическая эффективность. Давать площади предпринимателям по принципу "на тебе, Боже, что нам негоже", возле каких-то гаражей, среди пустырей, куда никто не пойдет - бессмысленная затея. Мы, как Департамент, координатор размещения объектов потребительского рынка, должны показать на карте города, где нужно размещать эти предприятия, чтобы сохранить инфраструктуру и дать приоритетное право этим предпринимателям зайти в стационарные объекты. Они уже научились торговать, научились общаться. Скажем, по образованию она педагог, а от природы - торговец. Она в глаза заглядывает каждому покупателю. Наша задача, как координатора развития всей сети: крупной, средней, мелкой - сказать: вот здесь! Можно чуть-чуть подвинуть влево-вправо, чуть-чуть, но не более. В остальных случаях не будет эффективности развития. Они не принесут нам прибыль, не принесут удобства покупателям. А наша задача - повысить прибыль в бюджет за счет нормальной организации таких объектов.
Теперь что касается запрета на торговлю в метро. Я абсолютно согласна с этим. Сегодня очень тесно в метро, а ведь оно у нас для проезда, а не для торговли. Мы же там устроили развалы. В метро нужно оставить газетные, аптечные, цветочные и сувенирные киоски. А мы сегодня в подземных переходах продаем и обувь, и радиоаппаратуру, и золото, и булочки печем, и чего только не делаем. С какой стати? Неправильно это! Я абсолютно солидарна с мнением Мэра и по вопросу мелкорозничной сети, и по вопросу подземных переходов метрополитена. Ведь никто не вникает, что это за торговые предприятия. Им лишь бы платили арендную плату фирмы-организаторы.