Речные трамвайчики стали настоящим полем битвы
Речные трамвайчики давно стали символом Волги и Астрахани - трудно представить себе летний речной пейзаж без этих маленьких шустрых суденышек. Популярность трамвайчиков среди астраханцев трудно переоценить: достаточно взглянуть на огромную очередь, томящуюся на пристани в ожидании очередного рейса, чтобы исчезли любые сомнения в необходимости организации пассажирских речных перевозок. Однако, судя по звонкам наших читателей, сегодня с трамвайчиками творится что-то невообразимое - похоже, они из традиционного транспорта дачников и отдыхающих превращаются в настоящее поле битвы. Кто здесь борется, с кем и за что - это и попытались выяснить наши корреспонденты.
НА АБОРДА-А-АЖ!
Для того чтобы узнать, что же происходит на самом деле, мы решили провести разведку боем - прокатиться на одном из трамвайчиков в 4 часа в среду (среда - поливной день, а для дачников полив - дело святое). В этот час народу на 17 пристани скопилось много, но были это в основном не дачники, а отдыхающие. Их, кстати, легко отличить: в руках у них вместо лукошек и ведер пиво и мороженое, к тому же они очень молоды и постоянно нежно целуются. Студенты, одним словом, их на дачу и калачом не заманишь. А дачники еще на утреннем рейсе успели уехать на свои участки и в это время уже лихорадочно поливали зелень и собирали клубнику. Но о клубнике речь пойдет позже.
А пока трамвайчик идет по маршруту без особых происшествий. В АЦКК на борт поднялись первые постоянные пассажиры - молочницы. Гремя пустыми бидонами, они рассказали грустную историю их жизни: живут женщины в крошечных селах, встают ни свет ни заря, доят коров. Молока много, а девать его некуда, потому что у всех соседей тоже есть скотина. Остается одно - везти его на рынки АЦКК, Приволжья, Астрахани и в дачные поселки. Дачники часто ночуют на своих дачах и очень бывают рады, когда издалека ветерок донесет: "Молоко! Кому свежее молоко!" На восьмичасовом утреннем рейсе привозят женщины на базарчики и дачи молоко, продают его за час и до 4 часов вечера маются - не могут вернуться обратно. На пальцах они мне перечисляли, сколько "гор" они бы за это время своротили. Мне аж страшно стало: все-таки как далеки мы, городские жители, от трудовых будней сельчан.
Здесь же в АЦКК на трап взошли и дачники, по иронии судьбы участков рядом с домом у них нет. В советские времена дача была предметом роскоши, и когда предлагались участки в районе пионерлагерей, за эту возможность все лихорадочно хватались, а теперь же платят за свое неосторожное решение. Но трамвайчик как раз на остановке "Пионерлагеря" и не остановился - на пристани стояла такая толпа, что капитан просто побоялся причалить к берегу. Когда пассажиры поняли, что их обхитрили и остановки не будет, женщины пошли штурмовать капитанскую рубку, но, отшумев, вскоре разошлись по местам.
Как рассказали нам дачники, совсем недавно на этой остановке была страшная давка. Тогда новоприбывшие давили отправляющихся, и наоборот. И те и другие были с ведрами, и потом на причале остались "кровавые" следы боя (размазанная в кашу клубника).
После 16 поста трамвайчик повернул обратно к пионерлагерям. Давка при посадке была сумасшедшей, бедный кораблик забился до отказа. Кричали все: команда, пенсионеры, милиционеры. Как последние попали на корабль? Вообще их сопровождение на водном транспорте не предусмотрено, но пришлось сделать исключение, так сказать, во избежание эксцессов.
Дело в том, что накануне, в День защиты детей, на трамвайчике "защищалось" чересчур много молодежи. Пришли они с огромным количеством пива (употребление пива в отличие от водки на водном транспорте не запрещено). Вскоре молодежь опьянела и начала буйствовать. Из рассказа очевидцев следует, что они толкнули маленького мальчика, который обратился к ним с невинным вопросом: "Можно ли присесть?" Мальчик, падая, упал и разбил лицо. Другая группа молодых людей бросилась ему на помощь, и начался мордобой. Как клубок, драка разрасталась, пока у стариков не кончилось терпение и они не побили зачинщиков своими ведрами и на ближайшей остановке не выкинули с кораблика. В этот момент подоспела водная милиция, вызванная капитаном, но они смогли лишь спустить в свою лодку любимых девушек драчунов и от них потом попытаться узнать их имена.
За этот год дачники помнят три подобные драки. Еще был один случай, когда подвыпившая молодая пара, целуясь на перилах, упала за борт. Дачники просили, чтобы их изолировали от молодых людей и дали тем отдельный маршрут. Есть у них и еще пожелание - пустить еще один ежедневный двухчасовой рейс, потому что клубника спеет сейчас в огромных количествах и ее надо собирать каждый день.Мы глотаем мошку десятками (поверьте, ее вкус нам не нравится), чтобы астраханцы смогли купить на базаре нашу клубнику. Неужели трудно сделать для нас такую малость?" - говорили они нам. А еще дачники боятся, что у них отберут льготы и лишат последней радости - копаться на своем дачном участке. Их дети и внуки перестали бывать на даче, так как не могут выплачивать за трамвайчик по 80 рублей. Дачники понимают, что речникам надо выживать, но вокруг уже полно брошенных и засохших дач, и не исключено, что скоро такая же участь постигнет и их участки.
И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ...
Проблема организации пассажирских речных перевозок назрела уже давно, но сегодня вокруг речных трамвайчиков развернулась настоящая баталия, в основе которой лежит имущественный спор. До июня 2002 года маломерный речной транспорт находился в безвозмездном пользовании ОАО "Астраханский речной порт", заключившем соответствующий договор с Минимуществом РФ, которому собственно трамвайчики и принадлежат. Летом прошлого года срок договора истек, и федеральное ведомство предложило ОАО заключить новый договор, но уже на других условиях - за пользование речными трамвайчиками "Астраханский порт" должен был теперь вносить арендную плату.
С такими условиями предприятие не согласилось и отказалось от использования этого вида транспорта, сославшись на убыточность речных пассажирских перевозок (напомним, что до 17 мая стоимость проезда на трамвайчике составляла всего 4 рубля, а для льготных категорий - 2 рубля). Кроме того, техническое состояние 4 из 5 имеющихся трамвайчиков оставляло желать лучшего, постоянно требовались немалые деньги на их ремонт и содержание - по предварительным подсчетам, только на их ремонт требуется почти 1,5 млн. рублей.
В то же время Астрахань издавна имела свой маломерный пассажирский флот, и лишать жителей области транспорта, ставшего весьма популярным и востребованным, было бы просто глупо. В конце концов взять на себя заботу о речных пассажирских перевозках решила администрация области. Для этого была создана отдельная структура - ОАО "Астраханское пассажирское речное предприятие", которая и должна была нести все расходы по содержанию и эксплуатации трамвайчиков и приобретению в собственность области дебаркадеров. Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки: были заключены все необходимые договоры и даже выплачена часть денег.
Однако оказалось, что не все так просто. Минимущество РФ поручило заниматься этим вопросом региональному филиалу ФГУП "Федеральный центр логистики". Это ведомство согласилось сдать области в аренду 4 трамвайчика из 5, но предложило заключить договор на весьма невыгодных для своих партнеров условиях - ОАО "Астраханское пассажирское речное предприятие" должно ежемесячно платить за аренду трамвайчиков 58 тыс. рублей за каждый и взять на себя полностью содержание экипажа, эксплуатационные и прочие расходы. Администрацию области, понятно, такие условия не устроили, тем более что из областного бюджета необходимо было выделить еще 7 млн. рублей для погашения кредиторской задолженности перед ОАО "Астраханский порт".
В конце концов областные и федеральные чиновники все же пришли хоть к какому-то соглашению относительно аренды трамвайчиков и с 20 апреля 2004 года, с задержкой на неделю, началась малая навигация. Еще через месяц в 2,5 раза поднялась цена за проезд на речном пассажирском транспорте (ясно, что немалые расходы нужно как-то оправдывать).Но, несмотря на это, трамвайчики остались по-прежнему востребованными астраханцами, причем настолько, что четырех теплоходов оказалось явно недостаточно, чтобы полностью удовлетворить потребности горожан. Судьба пятого трамвайчика до сих пор остается неясной - у федеральных чиновников, по-видимому, есть свои планы относительно его использования. Как нам сообщили в департаменте транспорта администрации области, еще в апреле этого года министру экономики и торговли Герману Грефу было направлено письмо от имени Анатолия Гужвина по поводу злополучного пятого трамвайчика. Ответа на письмо пока нет. Как нет и твердой уверенности, что ситуация с пассажирскими речными перевозками окончательно стабилизируется в этом сезоне.
Виктория ЛИШЕНКО.
Наталья СЕРГЕЕВА.