Благодаря твердой позиции столичного мэра, защитившего людей старшего поколения от грабительской реформы по замене льгот тощими денежными компенсациями, удалось внести серьезные коррективы в готовящийся законопроект. Этот вопрос, волнующий миллионы москвичей, был в центре внимания очередной телепрограммы "Лицом к городу", гостем которой стал Юрий ЛУЖКОВ.
Корр.: Устами руководителей правительства страны общероссийская система социальной поддержки, в том числе и московского образца, названа безадресной, непрозрачной и несправедливой. Вообще-то спор о том, как поступать по совести, является ровесником человечества, поэтому ввиду солидной истории вопроса сосредоточимся главным образом на нем. В Белом доме России полагают, что жители сельской местности ущемлены в пользовании льготами на общественный транспорт и телефон, поскольку ни того, ни другого там не существует. Даже по справедливости примирить их интересы по сравнению с жителями столицы, где хорошо развита инфраструктура, льготы профинансированы и в полной мере ими пользуются, нельзя.
На первый взгляд, самым логичным видится путь добровольного выбора самим человеком - либо льгота, либо ее денежная компенсация. Правительством России этот способ отвергнут ввиду сложности, как там считают, воплощения. И взамен предлагается поголовная выплата денег. Этот монетарный способ социальной поддержки безоговорочно поддерживают почти все столичные политологи и независимые экономисты. Но вот для правительства Москвы видится неприемлемым как раз денежный путь. Дело в том, что при нищенском уровне сегодняшней пенсии, каким бы сознательным ни был человек, у него всегда будет острый соблазн взять компенсацию деньгами и одновременно проехать зайцем на троллейбусе, повременить с покупкой нужного лекарства, отказаться от отдыха в санатории и коротать жизнь в пыльном городе.
То есть демократичная с виду идея монетаризации толкает граждан отказаться от социальных услуг, либо пользоваться ими, где возможно, нелегально. А это, безусловно, нанесет ущерб муниципальной экономике.
Более предпочтительным в этих условиях выглядит натуральная фиксация льгот. Пусть мои доходы невысоки, но, если существуют льготы, отчего же ими не воспользоваться. Кстати, в совете ветеранов Центрального округа Москвы не отрицали бы и денежный вариант, но при непременном выполнении одного условия. Если государство хочет и взяло на себя ответственность за все, так надо, чтобы пенсия была по крайней мере не менее 10 тысяч рублей. Тогда еще человек как-то может прожить. Но о резком повышении пенсий в правительстве России даже не задумываются. А публичное реформирование системы льгот предпочли не обсуждать. Возражения от руководителей регионов тоже, кажется, не слышно. Там словно шепчут: если не можешь изменить ситуацию, перемени отношение к ней. С президентом России по этому вопросу встречался только встревоженный мэр Москвы. Владимир Путин попросил еще раз все внимательно проверить и учесть. Архиважный вопрос пока открыт для обсуждения.
Юрий Лужков: Я свой голос по этой проблеме неоднократно подавал и был услышан, потому что говорил от имени москвичей. Когда все говорят в унисон, одинаково оценивая предложения российского правительства, это все оказывает действия даже на тех, кто проблемы толком не увидел. Я участвовал в заседании президиума Государственного совета, который вел Владимир Путин. В частности, обсуждался вопрос о передаче многих функций субъектам Федерации. Но этот процесс реализуется слабо, неэффективно, задерживает решение многих проблем, что осложняет жизнь людей. Когда дом строится полгода, а согласований нужно провести столько, что на них уходит полтора года, это не дело. Президент поставил точку на этом этапе тенденций по передаче функций субъектам Федерации: государство должно решать только проблемы, которые никто в стране не может, кроме государственной власти, решить. А все остальные должны решаться на уровне регионов. Потрясающее по значению решение.
Что касается замены льгот деньгами, то, когда мы услышали эти суммы, всех это повергло в шоковое состояние. Например, Герой Советского Союза должен получить компенсацию в размере 750 рублей, а, по нашим подсчетам, это должно составлять 3850 рублей. Это оскорбительно для ветеранов. И московские ветераны высказывались даже в таком плане: вы нам не давайте этих подачек. Если вы считаете, что мы как ветераны Великой Отечественной войны страны, которая идет к 60-летию Победы, заслужили только эти деньги, не нужны они нам. Мы выдержим. Выдержали войну, выдержим и это.
Мы категорически протестовали и были не согласны с такими уровнями доплат. Нужно сказать, что это вызвало беспокойство в правительстве, я встречался с премьером как раз накануне заседания правительства, и это возымело действие. Сейчас по уровням компенсаций в целом по стране эти цифры подходят к реальным расчетным. Например, для Героев Советского Союза предложена денежная компенсация 3500 рублей.
Что касается Москвы, то первая победа одержана. Правительство отреагировало на серьезный протест ветеранских организаций и протесты мэрии Москвы. Остальные регионы здесь не проявляли активности вот почему. Все эти законы по льготам в полном объеме действуют в Москве. В регионах же эти льготы и для тех, кто получает государственные, и для тех, кто получает региональные льготы, в полном объеме не действовали. И когда им сказали, что мы у Москвы, у доноров, немножечко поотбираем и дадим вам, кто будет отказываться? Тем более губернаторам сказали, мол, вам теперь уже за это отвечать не нужно, будет отвечать государство. Многих это устраивает.
Беда нашего города, что мы сейчас находимся в особой ситуации. Экономика у нас работает нормально, мы ее поддерживаем и будем дальше поддерживать. Занимаемся раскруткой торговли, например, у нас 40 процентов оптовой торговли и 27 процентов розничной сосредоточено в Москве. Оказывается, это тоже плохо. Нужно с Москвы урвать хоть шерсти клок. Я вспоминаю недавнее заявление Алексея Кудрина, министра финансов, который в Совете Федерации сделал такое заявление: "Вы говорите, Москва, Москва, а мы у Москвы второй год отбираем, а они еще живут". И такое безобразие говорит министр финансов. Честное слово, я здесь ничего не придумываю. Какие есть проблемы? В городе есть такая большая категория граждан, как труженики тыла. За нее несут ответственность субъекты Федерации, в данном случае Москва. Значит, одни будут получать денежную компенсацию, а у нас большая, основная группа что, останется на льготах? Получается вот такой излом. У нас сейчас действует единая, хорошо сбалансированная система наших льгот по поддержке ветеранов, тружеников тыла, инвалидов и так далее. Я хочу сказать нашим ветеранам, что мы сделаем так, чтобы льготы, в какой бы форме они ни предоставлялись, были бы больше тех, которые они сейчас получают.
Ведущий: Прошлая программа с вашим участием закончилась тем, что вы обещали ответить на вопрос наших телезрителей об автогражданке для малоимущих.
Юрий Лужков: Правительство Москвы будет делать все для того, чтобы закон об автогражданке был изменен. Сейчас, когда возникает страховой случай, нужно заполнить бумаг столько, что не захочешь получать эти деньги. Многие наши автовладельцы говорят, а есть еще и предельная сумма выплат по автогражданке. Это когда водитель чиркнет по "мерседесу", то претензии к нему в десятки раз превышают выделенную предельную сумму. Ничего себе! Что это за такой способ? И сама сумма очень существенная для автолюбителей. Мы будем вводить поддержку на уровне 50 процентов для определенных категории москвичей по автогражданке. Это сделаем, потому что такие суммы платить неподъемно для человека, который получает пенсию.
Сама система автогражданки порочна. И не потому, что мы хотим против нее возражать. Но когда принимаются такие решения на уровне министра Зурабова, который по существу хочет только одного - заполнить страховые общества деньгами и сделать это за счет граждан - это не дело.
Ведущий: Словосочетания Москва - Берлин, Москва - Рим, Москва - Париж стали привычными. Теперь вот Москва - Рига. Открытие московского культурного центра, конечно, способствует взаимопониманию двух народов. Есть надежда, что это взаимопонимание будет достигнуто и оно будет развиваться? Юрий Лужков: Это неизбежно. И прежде всего нужно работать по проблеме консолидации русскоязычного населения. Им даже негде было собраться, а сейчас они имеют свой Дом Москвы. Там они могут получить поддержку, правовую помощь, различные консультации. А кроме того, посидеть в русском ресторане, послушать музыку, посетить концерты, провести научные, деловые конференции. Открытие Дома Москвы стало для рижан подарком, а для властей - проблемой. Потому что это место консолидации русскоязычного населения. В Риге говорит на русском больше половины населения. А в Латвии полмиллиона человек из 2, 5 миллиона жителей - неграждане этой страны. Это большая проблема. Латвийские власти ускоренным образом переходят на обучение в школах на латышском языке. Но как можно это делать, если школы абсолютно неподготовлены к этому процессу: учителей, которые бы преподавали на латвийском языке, нет, учебников тоже нет. Но тем не менее эта националистическая политика толкает власти Латвии к тому, чтобы принимать решения, противоречащие правам человека, Хартии по правам человека в Европе, которая была принята в Хельсинки.
Так называемые неграждане - это такие же граждане страны, как и латыши. Причем эти люди, я убежден в этом, являются патриотами своей страны. И вообще русскоязычные граждане, находясь в другой стране, являются патриотами этой страны даже больше, чем так называемая титульная нация. Это абсолютно очевидно, и это является общим законом для русских, которые живут за рубежами своей страны. Скоро в Латвии пройдут выборы в Европарламент. Они будут проходить по тем же принципам, по которым проходили выборы в государственные органы этой прибалтийской страны. Это означает, что Европарламент допускает дискриминацию по выборам в Латвии депутатов Европарламента. Абсолютно недемократический, нецивилизованный принцип. Мы будем обращаться в Европарламент с возражениями, с протестами. Так нельзя. Если Латвия вошла в Евросоюз, она должна стать цивилизованным членом Евросоюза, а цивилизация означает демократию, полное равенство всех тех, кто живет и никуда не собирается уезжать из Латвии. Странная позиция президента Латвии, который заявляет, что, если эти люди не хотят становиться латышами, пусть уезжают куда хотят. Почему они должны становиться латышами? Они остаются русскими, белорусами, украинцами... Они требуют, чтобы их признали как граждан Латвии. Но признать, что ты уже потерял национальность свою и стал латышом, для этого нужно через многое, как говорится, перешагнуть: через язык, традиции, культуру, историю. Если хотите, весь свой предыдущий род просто предать.
Ведущий: У меня такое впечатление, что у вас есть какая-то внутренняя глубокая уверенность, что здравый смысл восторжествует.
Юрий Лужков: Здравый смысл должен восторжествовать. Не может страна с таким небольшим населением иметь пятую часть неграждан. Если Латвия не решит эту проблему, она не будет развиваться в экономическом плане.
Я говорил с одним из вице-премьеров Латвии (премьер побоялся в политическом плане со мной встретиться), и речь шла о двух главных вопросах. Первое, это гражданство. Второе, это право продолжения учиться на своем языке ребят из русскоязычных семей. Это проблема, которая, например, в соседней Финляндии вообще не существует. Там два национальных языка - шведский и финский. Учатся ребята в школах и знают эти два языка. Еще об одном скажу. Вице-премьер достаточно толково говорил о перспективах Латвии. В частности о единственной перспективе в Европе - стать транспортным узлом, не просто местом перевалки грузов, но и местом логистики, то есть управления. Но если латвийское правительство не вовлечет в это дело Россию, то Латвия окажется на краю Европы, Евросоюза. Это абсолютно очевидно. Грузы из Китая, Европы, Юго-Восточной Азии пойдут только через Россию.
Ведущий: Вы были и на Дне города в Санкт-Петербурге...
Юрий Лужков: Для нас большая честь участвовать в праздновании Дня города Санкт-Петербурга. Здесь блестяще прошли Дни Москвы. Я и Валентина Ивановна Матвиенко подписали, например, документы о начале строительства жилья в Санкт-Петербурге. Это выгодно для города на Неве. Мы им помогаем развивать инвестиционный комплекс, оказываем помощь в сносе первых пятиэтажек. Делается все это на взаимовыгодной основе. Кстати, используем при этом деньги наших инвесторов, а не бюджетные средства города Москвы.
Вопрос: Москвичи напуганы сообщениями, прошедшими в средствах массовой информации, о конфликте Мосэнерго и Мосгортепла, из-за чего жители города могут остаться без горячей воды на все лето. Есть ли решение этой проблемы?
Юрий Лужков: Это серьезный конфликт. Убежден, что проблемы взаимодействия Мосгортепла и Мосэнерго должны решаться между руководителями, но никак не за счет населения. У меня состоялся деловой разговор с Анатолием Чубайсом, и он оказал влияние на "Мосэнерго", а мы со своей стороны на "Мосгортепло". Тепло и горячая вода в домах будут сразу после плановых ремонтов.
Вопрос: В нашем округе происходит снос старых пятиэтажек, поэтому актуальным становится вопрос переселения. Часто людям предлагают переселяться в другие округа. Возможно ли учитывать пожелание жителей остаться в своем округе, а лучше - в своем районе?
Юрий Лужков: Конечно, тем, кто осуществляет расселение жителей пятиэтажек, легче предоставить новое жилье в разных районах Москвы. Но я дал поручение подготовить проект закона в Гордуму, который должен предписывать размещение в местах прежнего проживания всех тех, кого город по своей инициативе переселяет. Теперь я узнаю о том, что некоторые "умники" в нашем правительстве в этом проекте закона написали, что есть ограничения места переселения в пределах своего административного округа. А у нас тот же Юго-Западный округ от площади Гагарина до Южного Бутова. Это что, решение вопроса? Я вовремя увидел эту ситуацию. Сейчас выясняем, кто допустил сознательное нарушение моей принципиальной позиции, о которой я объявил москвичам. И я свое слово сдержу. В ближайшее время закон будет утвержден.