Вчера на КПП "Гребнево" (латвийско-российская граница) был торжественно открыт третий по счету сертифицированный ЕС пункт Санитарной погранинспекции. Таким образом, и на этом направлении дан зеленый свет транзиту продовольственных товаров из третьих стран. Однако специалисты в области логистики не разделяют энтузиазма госчиновников: данный коридор далеко не самый приоритетный для Латвии и он не спасет ситуацию. На фоне отсутствия ветеринарного контроля в Рижском порту грузопотоки уже ушли к более расторопным соседям.
С 1 мая 2004 года, то есть с момента вступления Латвии в Евросоюз, транзит товаров животного происхождения через внешние границы альянса при торговле с третьими странами разрешен только через пункты ветеринарного контроля, отвечающие нормативам ЕС. Этот постулат был известен нашим чиновникам давно. Но, видимо, они отнеслись с пренебрежением к жесткому требованию Еврокомиссии.
Уложились в срок только два сухопутных КПП - вовремя построены и сертифицированы лишь "Терехово" и "Патерниеки". Вчера к ним, хоть и с опозданием, присоединился контрольный пункт "Гребнево". Как рассказала в беседе с руководитель Санитарной погранинспекции Продовольственно-ветеринарной службы Ивета Шице-Треде, новые ворота для продукции животного происхождения должны увеличить пропускную способность латвийско-российской границы, уменьшить очереди и частично разгрузить "Терехово".
В то же время г-жа Шице-Треде признала: время упущено, отвечающие стандартам ЕС пункты Санитарной погранинспекции в Рижском и Вентспилсском портах, а также на Резекненской и Даугавпилсской железнодорожных станциях будут возведены в лучшем случае к августу. Далее еще необходимо время для сертификации. Одним словом, они заработают не раньше осени. А тем временем приходится с прискорбием констатировать: грузопотоки в обход нашей страны взяли курс на Клайпедский порт. "Если Латвии и удастся наверстать упущенное, то это произойдет далеко не сразу", - отметила собеседница .
Президент Латвийской ассоциации логистики и таможенных брокеров Айвар Тауриньш в разговоре с оценил ситуацию еще более категорично. По его словам, наши неповоротливые чиновники угробили в первую очередь как раз самый рентабельный сектор транзитного бизнеса. Если говорить о Рижском порте, то сборные, в том числе и продовольственные грузы, в отличие от стали, каменного угля или удобрений, имеют самую высокую добавленную стоимость, нуждаются в инфраструктуре и сервисе.
По его мнению, нужно было начинать строительство пунктов ветеринарного контроля как раз со столичной гавани. Ведь именно порты приносят Латвии максимальную выгоду. Открытие же очередного сухопутного КПП для продовольственных грузов на восточной границе ЕС на руку предпринимателям из Германии, Польши и других стран альянса. Для нашей страны польза от него минимальная.