Начиная с середины девяностых годов прошлого столетия проблемы развития транспорта постоянно обсуждаются международными организациями и финансовыми институтами, им посвящают международные конференции. Форум "ТрансЕвразия", который сегодня начинает работу в Астане, состоится здесь уже в пятый раз. Это говорит о всемерном содействии нашей страны развитию транспортных связей. И как не упомянуть о том, что идеи, которые выдвигались и обсуждались в столице Казахстана участниками предыдущих конференций, воплощаются на практике и приносят пользу. Что все-таки принесли предшествующие встречи и каковы ожидания нынче? С такими вопросами мы обратились к министру транспорта и коммуникаций РК Кажмурату НАГМАНОВУ.
- Главным результатом предыдущих встреч стало общее понимание необходимости формирования основных трансконтинентальных и субрегиональных транспортных коридоров. Предпосылкой тому - несколько факторов. Во-первых, понимание важности эффективных транспортных связей между Европой и Юго-Восточной Азией. Во-вторых, сдерживание морских перевозок той нагрузкой, которая приходится нынче на Суэцкий канал и пролив Босфор, а также загруженность многих портов на Юго-Востоке, таких как Гонконг, Сингапур. Еще одно - вовлечение большего количества стран Центральной и Южной Азии в торгово-экономические связи Европы и Юго-Восточной Азии. И последнее - повышенный интерес к богатым сырьевым ресурсам, расположенным в глубине континента, и рынкам внутриконтинентальных государств.
- Кажмурат Ибраевич, в последние годы страна демонстрирует неплохие показатели экономического развития. А сочетание географического местоположения, промышленного и технического потенциала, наличие авиационного, автомобильного и водного транспорта формируют возможности, которые не могут не учитываться в проектах создания международных транспортных коридоров... Развивая эту мысль, можно сказать, что они гарантируют транспортному комплексу ключевую роль?
- Мы имеем все шансы занять значимое место на рынке международных транзитных перевозок. В свою очередь, развитие этой сферы привлечет валютные поступления в страну. По оценкам экспертов, размер возможных доходов от транзитных перевозок через территорию страны можно обозначить суммой в два миллиарда долларов в год. Крайне важно, что наши транспортные коридоры проходят по регионам, богатым полезными ископаемыми и перспективным в плане их освоения. Развитие транзита, как и модернизация коммуникаций, будет поднимать производство, содействовать занятости населения, решая тем самым ряд социальных проблем.
- Уровень развития транспортно-коммуникационной структуры страны притягивает иностранный капитал и в другие секторы экономики. И если создание благоприятных условий для транзита грузов по казахстанской территории способствует развитию интеграционных процессов как в Центральной Азии, так и на евразийском пространстве, то каковы наши задачи?
- Максимальная реализация имеющегося потенциала - раз. Обеспечение конкурентоспособности национального транспортно-коммуникационного комплекса на мировом рынке услуг - два. Стимулирование роста торговых потоков через территорию республики - три. Необходим разумный компромисс между защитой национальных интересов и созданием межнациональных систем беспрепятственного движения грузов. Мы уже достигли прогресса в формировании, развитии и вводе в эксплуатацию участков дорог и линий, предложенных в сеть европейских и азиатских автомобильных и железных дорог.
Учитывая возможности и значение железнодорожного транспорта в экономике страны, мы целенаправленно его совершенствуем. Одними из первых на территории СНГ начали реструктуризацию и реформирование этой крупнейшей естественной монополии. В прошлом году сюда инвестировано 335 миллионов долларов. Построен участок Аксу - Дегелен протяженностью 184 километра, восстановлено 130 километров пути на участке Жанасемей - Дегелен. Развивается важная точка международного транзита - международный пограничный переход Достык - Алашанькоу. В прошлом году объем перевозок через переход составил порядка 7, 5 миллиона тонн, в текущем превысит 9 миллионов. Открыто движение скоростного пассажирского поезда по маршруту Астана - Алматы - Астана. Этому предшествовал капитальный ремонт более тысячи километров пути. В текущем году завершаем строительство новой железнодорожной линии Хромтау - Алтынсарино. Это самый крупный проект, и с его реализацией завершится формирование замкнутой сети железных дорог. Тогда нам будет проще развивать новые транзитные транспортные коридоры в широтном направлении, а также расширять возможности порта Актау.
- Нынче ведется речь о проекте строительства Трансказахстанской железной дороги европейской колеи, которая соединит страны Азиатско-Тихоокеанского региона с основными рынками сбыта в Европе, с Россией и странами Ближнего Востока. Затея не из дешевых. Находит ли понимание это предложение со стороны транспортных министерств других стран?
- Мы получили одобрение от железнодорожных администраций Китая, Ирана и Турции. Ориентировочно проект будет стоить 3, 5 миллиарда долларов США. Всего до 2006 года в отрасль запланировано инвестировать более миллиарда долларов. В том числе за счет собственных средств - более 900 миллионов, заемных - 201 миллион долларов. В целях развития сервиса перевозок совместно с заинтересованными сторонами активно развивается регулярное контейнерное сообщение. В частности, в 2003 году организован пропуск 84 контейнерных поездов по маршрутам: Находка - Локоть - Алматы, Находка - Локоть - Алматы - Ташкент, Алматы - Ташкент, Алматы - Илецк-1 и Алматы - Достык. В 2002 году железнодорожные администрации Эстонии, Литвы и Латвии совместно с Казахстаном запустили контейнерный поезд "Балтика-транзит". Поезд курсирует из Балтии в Центральную Азию, и он результат плодотворной работы всех участников проекта. Еще в декабре 2001 года был осуществлен пропуск демонстрационного контейнерного поезда по участку Урумчи - Алашанькоу - Достык - Петропавловск - Орша - Малашевичи (Польша) - ст. Седин (Берлин), который продемонстрировал возможность регулярного контейнерного движения.
Чтобы увеличить грузопоток по железной дороге через погранпереход Достык - Алашанькоу, создана совместная рабочая группа транспортных министерств Казахстана и Китая. Подписано соглашение о взаимном сотрудничестве, направленное на устранение возникающих проблем в развитии транзитных потоков. Итогом совместной деятельности явился запуск 27 апреля текущего года контейнерного поезда сообщением Ляньюньган - Алматы. Таких поездов в Алматы проследовало уже пять.
- Кажмурат Ибраевич, а автомобильный транспорт? Он ведь обеспечивает связи не только с регионами нашей республики...
- ...и поэтому мы продолжаем реализацию государственной программы развития автодорожной отрасли. Реконструируем, реабилитируем и ремонтируем автомобильные дороги республиканского значения. В этом убедились и ваши корреспонденты, недавно проехавшие от Астаны до Алматы. Работа идет. Уже привлечено - для развития дорожной отрасли - 450 миллионов долларов займов различных международных финансовых организаций. В следующем году финансирование увеличится до 414 миллионов долларов.
Реализовано множество проектов, среди которых можно назвать ремонт автодороги Алматы - Коргас, пролегающей по маршруту Великого шелкового пути. Запланировано еще больше. Назову только международный коридор Астрахань - Атырау - Актау - Туркменбаши, где предусмотрена реабилитация участка Атырау - Актау и строительство мостового перехода через реку Кигач, а также ремонтные работы на участке Астрахань - Атырау. Для реализации последнего проекта необходимо подписание российской стороной соглашения о совместных действиях по строительству мостового перехода через реку Кигач.
- Ранее конференции "ТрансЕвразия" принимали решение о гармонизации и упрощении процедур пересечения границ транспортом. Что в этом отношении предпринято нашей страной?
- Допустимые параметры автотранспортных средств приведены в соответствие с Минским соглашением о массах и габаритах транспортных средств, а весовые нагрузки на сдвоенные и строенные оси несколько увеличены и доведены до европейских стандартов. Принимаем меры по упорядочению контроля за автомобильными перевозками и по исключению множественных проверок со стороны контролирующих органов. В последние годы впятеро снижены ставки сборов за сверхпаритетные разрешения на проезд иностранных автотранспортных средств через территорию республики. Облегчению транзита способствует безразрешительная система на проезд между Казахстаном и Россией, Казахстаном и Кыргызстаном. Мы готовы рассматривать вопрос об отмене на взаимной основе разрешительной системы на транзит и с другими государствами.
- В республике три морских порта: Актауский торговый, имеющий статус международного, каботажный порт Баутино и порт Курык для экспортных операций. Мы уже готовы назвать себя морской державой?
- Решающее слово за Актауским портом. Он важнейшая транзитная точка, которая обеспечивает переход на страны дальнего зарубежья и устанавливает морские связи со всеми прикаспийскими государствами, а также странами Черного моря и Средиземноморского бассейна. После реконструкции в 1999 году Казахстан получил самый развитый в Каспийском море транспортный логистический узел. Возможности его по перевалке нефти достигают восьми миллионов тонн, генеральных и сыпучих грузов - 1, 5 миллиона тонн, а также 24 тысяч контейнеров в год. С 2003 действует специальная экономическая зона "Морской порт Актау". Мы рассчитываем, что СЭЗ позволит более полно реализовать потенциал транспортного коридора ТРАСЕКА и международного транспортного коридора Север - Юг. Для развития морских перевозок создана национальная судоходная компания "Казмортрансфлот", тем самым заложена основа собственного торгового флота Казахстана.
Между тем следует обеспечить выход казахстанских судов в океан - через судоходные внутренние водные пути России. И министерство сейчас ведет работу по заключению межправительственного соглашения между Казахстаном и Россией о сотрудничестве в области морского транспорта. Наравне с развитием морского транспорта возрождается и речной флот: для того чтобы открыть сквозное судоходство по Иртышу, в 2003 году начато строительство Шульбинского шлюза. В конце текущего его сооружение будет завершено, и тогда объем перевозок в Иртышском бассейне увеличится до двух миллионов тонн. Это добавит плюсов в торгово-экономических отношениях с Россией и Китаем.
- Авиаперевозки... Какая работа ведется, дабы создать широкую сеть транзитных маршрутов через воздушное пространство республики?
- Во-первых, мы модернизируем радиотехническое и аэронавигационное оборудование. Его обновление в ряде аэропортов позволило увеличить протяженность воздушных трасс за семилетний период в семь раз, а количество международных воздушных коридоров над нашей территорией за десять лет увеличилось в 12 раз. В течение 2004-2005 годов будут построены или реконструированы взлетно-посадочные полосы в Атырау, Актобе, Шымкенте и Актау. Эти аэропорты находятся на основных международных трассах. Мы проводим работу по развитию трех "хабов" - в Астане, Алматы, Атырау, что позволит связать все города республики не только между собой, но и с дальним зарубежьем. Уже есть регулярные рейсы во Франкфурт, Лондон, Амстердам, Москву, Сеул, Пекин, Дубай, Стамбул.
- Кажмурат Ибраевич, а космическая отрасль?..
- У нас есть комплекс Байконур, и аэрокосмическая отрасль развивается в динамике. Приоритет - создание и запуск национального спутника связи, который послужит наглядным примером применения космических технологий в решении задач экономического развития, в том числе транспортного. В настоящее время ведется совместная работа по проекту соглашения между Казахстаном и Россией о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса "Байтерек".
- Подтверждением признания республики как транзитного государства явилось, думается, и решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в августе прошлого года в Казахстане международной конференции министров транспорта развивающихся стран, не имеющих выхода к морю...
- Действительно, выбор не был случайным. Во внимание принималась активная внешнеполитическая деятельность нашей страны, международные инициативы в сфере безопасности, ядерного разоружения, интеграционных процессов, а также возрастающее стратегическое значение Центральной Азии в развитии транспортных коридоров на пространстве Евразии. Принятые по итогам конференции Алматинская декларация и Алматинская программа действий названы историческими документами. В них впервые в истории были включены всеобъемлющие рекомендации по укреплению сотрудничества в области транзитных перевозок.
- В марте текущего года в Алматы в ходе заседания экспертной группы по евроазиатским транспортным соединениям проанализированы международные транспортные сети и коридоры, соединяющие Европу и Азию, национальные перспективы. Несколько слов о транспортных коридорах и нашем участии в проектах.
- В 90-е годы в дополнение к Транссибирскому было сформировано два новых направления трансматериковых транспортных коридоров: Евроазиатская и Трансазиатская железнодорожные магистрали. Северный коридор ТАЖД - Евроазиатская магистраль сформирован в результате стыковки казахстанской и китайской железных дорог и открытия международного перехода Достык - Алашанькоу. Центральный коридор ТАЖД пролегает по маршруту от восточных портов Китая через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Иран с выходом на Стамбул и далее.
Транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия (ТРАСЕКА), входящий к нам через порт Актау, позволяет использовать транзитную территорию одного государства с единой правовой базой и транспортной системой. Сейчас проводится согласование деятельности транспортных ведомств стран - участниц ТРАСЕКА.
Международный транспортный коридор Север - Юг соединяет страны Индийского бассейна и Персидского залива с портами Западной Европы через Каспий и внутренние водные пути РФ. Казахстан одним из первых принял решение о присоединении к соглашению. По оценкам экспертов, в течение ближайших десяти лет на маршруте ожидается увеличение грузопотока до 10-15 миллионов тонн в год. Присоединение к этому международному коридору позволяет использовать транзитный потенциал автомобильных и железных дорог нашей страны.
В настоящее время мы работаем над созданием благоприятного режима для пропуска транзитных грузов. Развитие интеграционных процессов в транспортной системе и увеличение объемов перевозок напрямую зависят от создания приемлемых условий для всех участников перевозочного процесса. Это может быть достигнуто только при согласованной деятельности всех государств - участников трансконтинентальных коридоров.