Спецвыпуск "ЭЖ" (М 19, май 2004 г.), посвященный проблемам внедрения в хозяйственную деятельность предприятий и компаний логистических систем, вызвал широкий читательский резонанс. Объясняется это тем, что сегодня многие отечественные предприниматели стремятся упрочить конкурентоспособность своего бизнеса, а логистика как нельзя лучше этому способствует.
Настоятельное пожелание большинства читателей - уделять больше внимания этой теме на страницах еженедельника "Экономика и жизнь". Что мы и делаем.
Региональные логистические центры являются сегодня важнейшим компонентом микро- и макроэкономической деятельности предприятий, а значит, фактором конкурентоспособности как хозяйствующих субъектов в отдельности, так и региональной экономики в целом. Поэтому уже сегодня надо вести речь о создании региональных и локальных транспортно-логистических и информационно-логистических систем, интегрированных в соответствующие национальные и мировые системы.
Это более чем актуально для нашей страны. Не случайно эксперты Всемирного экономического форума наиболее негативными факторами предпринимательской среды России считают слабый маркетинг, плохую ориентацию на потребителя, низкое качество производственных и логистических процессов.
Тем не менее интеграция торгового и транспортного комплекса России в мировую логистическую сеть представляется одним из немногих направлений эффективного вхождения страны в глобальный рынок, поскольку Россия потенциально может предоставить именно лучшие (наиболее эффективные и не имеющие аналогов) транспортно-логистические услуги мирового уровня.
Однако надо помнить о том, что формирование центров консолидации грузопотоков в инфраструктуре международных транспортных коридоров (МТК) на территории регионов невозможно без создания региональных и локальных логистических центров, интегрирующих возможности целого ряда производственных направлений (транспортная экспедиция и мультимодальные технологии организации перевозок, складирование, сервисные информационные технологии и так далее).
Это означает, что необходимо разработать методологию непротиворечивого совмещения микроэкономических (на уровне предприятий), региональных, макрорегиональных (Поволжье), федеральных (федеральные программы), международных (транспортный коридор Север - Юг) и глобальных (глобальные электронные сети) целей, требований и ограничений.
Успешно действующие региональные логистические центры будут содействовать интеграции предприятий в электронную экономику. А это приведет к расширению нового типа логистики, основу которой будут составлять не прямые, а тем более онлайновые продажи, а участие в снабженческо-сбытовой сети или в системе торговых возможностей (мегарынках).
Сочетание принципов традиционной и электронной экономики может быть принципом организации наших региональных логистических центров.
Г. Бережное, генеральный директор Астраханского речного порта
***
На информации лучше не экономить!
Рынок предъявляет предприятиям новые требования. Выигрывает тот, кто быстрее модернизирует продукцию, лучше конкурентов владеет ценами, учитывает расходы, анализирует эффективность отдельных заказов и продуктов. Как же не заблудиться в информационном потоке предприятию, занимающемуся перевозками товаров?
А, Михайленко, г. Ростов-на-Дону
Каждое движение материалов связано с передачей информации. Некоторые сообщения опережают груз, авизируют его прибытие, позволяют получателю своевременно подготовить его приемку. Другие сопровождают груз, характеризуют вид и количество товаров, отправителя, получателя и владельца, обращают внимание на опасные свойства товара. Третий вид информации следует за материальным потоком и часто идет в обратном направлении (подтверждение приема, фактурирование, предъявление рекламаций, дополнительные заказы, запросы и т. п.).
Информация становится производственным фактором. Благодаря ей сокращается складирование, обеспечивается согласованность действий поставщика и потребителя, производится замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов и сырья, удается ускорить транспортировку. На информации не следует экономить!
Именно поэтому наиболее перспективным является создание логистической информационной системы предприятия (ЛИС), которая охватывает управление всеми процессами движения и складирования реальных товаров.
М. Решетник, эксперт "ЭЖ"
***
Возьмите цену... у конкурента
В чем состоят суть метода "ценника" и как он влияет на деятельность перевозчиков?
О. Свиридов, г. Пермь
На вопрос отвечает зам. генерального директора Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка Ырысбек ТАШБАЕВ:
- Главная суть метода "ценника" состоит в следующем: по результатам проведенного маркетингового исследования формируется условная минимальная цена, а затем исчисляется стоимость товара или услуги.
В деятельности экспедитора метод "ценника" реализуется путем проходящей ставки за перевозку, минимальных дополнительных затрат и минимальной прибыли.
В процессе переговоров с грузоотправителем эта цена формируется в окончательную, которая, как правило, на 5-20% выше условной минимальной цены.
Стоимость непосредственной перевозки нередко удается снизить благодаря контрактной основе работы с перевозчиком, то есть постоянной загрузке конкретной машины на конкретном участке, а стоимость услуг повысить за счет необходимых грузоотправителю дополнительных услуг (таможенное оформление силами компании-экспедитора, страхование) или дополнительных условий перевозки (определенный маршрут, сроки доставки и другое).
***
Сядешь за парту - получишь прибыль
Логистика сегодня является той важной составной частью бизнеса, которая во многом определяет его конкурентоспособность на любом отраслевом рынке. К такому выводу мы пришли после прочтения N 19 еженедельника "Экономика и жизнь" (май 2004 г.), в котором эта тема была рассмотрена самым подробным образом. И решили подготовить собственных специалистов по логистике. Было бы интересно узнать, как лучше в данной ситуации поступить?
Е. Гребнев, руководитель отдела по управлению персоналом торговой компании, Свердловская обл.
Ситуация на отечественном рынке труда требует сегодня и переподготовки кадров, и периодического самообразования специалистов целого ряда профессий, в том числе и логистов. Как нельзя лучше для этого подходят курсы повышения квалификации, работающие при многих высших учебных заведениях страны.
Как выбрать учебное заведение
На выбор соответствующего учебного заведения во многом влияет ваша цель изучения логистики. Выбирая центр, обратите внимание на его специализацию. Курсы, где обещают научить всему (от ландшафтного дизайна и парикмахерского искусства до логистики), не вызывают доверия. Как нельзя доверять и слишком дешевым программам. Преподаватели высокой квалификации знают цену своему мастерству и всегда востребованы.
Учебное заведение, как правило, обязано иметь лицензию. Аккредитация может быть необязательной. Ее отсутствие означает, что вуз проводит обучение по собственной, негосударственной программе. Потому и дипломы выдает негосударственные, а "собственного образца".
Немаловажно и то, насколько отлажен учебный процесс: где, как и когда проходят занятия. Оптимальный режим - два-три раза в неделю по 2-2, 5 часа. Более интенсивные занятия требуют от слушателя напряженной работы и могут быть оправданы в случае острой необходимости.
Обратите внимание на комплекс учебных программ и форм обучения. Если предложений много, то вы пришли в творческий коллектив, где учитываются потребности и возможности клиентов. Если же всем предлагается одинаковая подготовка, то речь скорее всего идет о безразличии к процессу обучения.
Разброс велик
Разброс цен весьма велик: от 100 - 200 у. е. в день (стандартная программа, рассчитанная на два дня) до 2000 у. е. (полная стоимость программы с мировым именем и международными сертификатами).
На стоимость программ влияет многое, в том числе и место проведения занятий. В частности, обучение в офисе предприятия может принести заказчику экономию, так как не придется доплачивать учебному заведению за аренду помещений и питание.
Мода или необходимость?
В последние годы профессиональная переподготовка стала пользоваться спросом.
Такой повышенный интерес связан с тем, что рынок труда стал более динамичен, идет постоянная миграция персонала из одной области в другую, специалисты "перетекают" в более перспективные, высокооплачиваемые сферы экономики. Но сделать это сегодня не так легко, как в начале 90-х. Необходим государственный диплом о профессиональной переподготовке или документ, подтверждающий повышение квалификации в логистике.
Кроме того, логистика развивается столь стремительно, что даже работающие специалисты вынуждены постоянно повышать свою квалификацию не реже одного раза в 2- 3 года.
Ы. Ташбаев, зам. генерального директора Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, О. Каверина, эксперт "ЭЖ"