Региональному ритейлу приходится адаптировать к местным условиям опыт не только зарубежных, но и столичных коллег. Слишком велика дистанция между масштабами их деятельности и условиями работы, считает корреспондент "КС" ЕКАТЕРИНА ХЛЕБНИКОВА, принявшая участие в традиционном форуме компании BBPG "Тонкие настройки технологических процессов в сетях", который проходил в начале февраля в Москве.
Традиционно участниками форума стали представители ритейла и эксперты консалтинговых и аналитических компаний. Несмотря на усилия организаторов привлечь региональных торговцев, подавляющее большинство участников составляли столичные операторы - "провинциальную" розницу можно было пересчитать по пальцам (Сибирь была представлена кемеровскими сетями "Чибис" и "Кора", красноярским "Караваем", барнаульской "Марией Ра" и омской сетью "Наш магазин").
Одним из наиболее сильных впечатлений региональных участников от выступлений можно считать тот колоссальный разрыв между светлыми перспективами, которые рисовали докладчики (особенно иностранные), и российской действительностью. Так, популярную нынче среди российских торговцев тенденцию одновременно осваивать несколько форматов профессор Университета св. Иосифа (Филадельфия) Джон Стентон считает малоэффективной. "Гораздо целесообразнее сначала довести до совершенства уже имеющийся формат, а уже потом браться за новый", - говорит Стентон. Между тем о планах попробовать свои силы в уже четвертом по счету формате - "гипермаркет" - на форуме заявил один из крупнейших столичных операторов - компания "Седьмой континент" (сравнительно недавно начавшая работу и в формате "магазин у дома" "Семь шагов"). Мало соотносятся с отечественной действительностью и выводы владельца немецкой сети Edeka Deuchland о том, что "магазины площадью менее 800 кв. м сегодня обречены на провал, и торговая площадь должна начинаться как минимум от 1200 кв. м". За примерами успешного ведения бизнеса на небольших площадях далеко ходить не надо: даже в арсенале ведущих столичных операторов их доля достаточно высока.
Несоответствие столичного ритейла (на который, в принципе, и ориентировались в своих оценках западные эксперты) международным стандартам вполне сопоставимо с разрывом между ритейлом столичным и региональным. Если ведущие столичные операторы больше заняты отладкой обратной связи с покупателем и попытками выйти в регионы, то провинциальные торговцы в основной массе еще только разбираются с тем, что им удалось создать за последние два-три года. Атрибуты цивилизованной торговли - такие как самообслуживание, единые ценовая политика и ассортиментная матрица внутри розничной сети, наличие распределительного центра и четкая логистика - пока остаются исключением из правил. "Не надо забивать голову названием форматов, - считает генеральный директор ГК "Паллада" (розничные сети, г. Орел) Илья Якубсон, - надо делать максимально низкую себестоимость товара".
Тем не менее, несмотря на серьезное отставание регионального ритейла от своего "столичного брата", болевые точки отечественных торговцев во многом совпадают. Наиболее актуальными темами стали взаимоотношения ритейлеров с поставщиками. Как единодушно отмечали торговцы, интересы поставщиков и ритейлеров зачастую не совпадают, что приводит к установлению "баррикадных", а не партнерских отношений. Немало проблем возникает у владельцев розничных сетей и с персоналом - хроническая текучка кадров и вялая мотивация сотрудников, по мнению торговцев, заметно сказываются на лояльности покупателей. "Персонал сегодня становится ключевой фигурой и главным посредником между продавцом и покупателем, - считает московский эксперт по розничной торговле Олег Гвоздик, - и у ритейлеров есть только один выход - готовить кадры самостоятельно". Подобная практика сегодня становится все более популярной - собственные центры по обучению персонала есть у целого ряда розничных сетей.