Промышленные предприятия за чертой Петербурга: похвально, но проблемно
"В Петербурге мы не будем строить экологически вредные или занимающие большие территории предприятия", - заявила на прошлой неделе Валентина Матвиенко во время посещения завода "Электропульт". Выходит, что новые производства будут строиться вне черты города. По словам госпожи Матвиенко, правительство города готовит программу по созданию инженерно подготовленных территорий для размещения этих новых производств. В ближайшее время документ планируется вынести на заседание правительства Петербурга.
ТЕМА НЕ НОВАЯ
Губернатор сказала, что теперь упор в промышленной политике города будет делаться на использование интеллектуального потенциала Петербурга. Власти озабочены имиджем Петербурга, имиджем во всех смыслах - от политического до экономического. Сделать город привлекательным - задача трудоемкая, но благодарная и, более того, крайне выгодная. В данном контексте существование больших производственных структур в черте города действительно вряд ли можно назвать актуальным. Впрочем, история эта давняя и возникла не вчера. Вот что нам сказал один из чиновников Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:
- Тема, прямо скажем, не новая, ее давно уже поднимают... Город содействует выводу предприятий за свои пределы, потому как это выгодно во всех отношениях. Почему? Да потому что, действуя подобным образом, мы высвобождаем территории под иные, непроизводственные цели, а это - прибыль. В то же время никто никого не выгоняет, дело это добровольное. Существует комиссия, которая определяет затраты на переселение предприятия. И город по мере возможностей компенсирует предприятию эти потери.
ВЫГОДНОЕ ДЕЛО
Переезд и в житейском-то смысле - затея хлопотная, что же говорить о целом заводе. Осуществимо ли это? Теоретически - да. Что до практического воплощения, то здесь рассматривать нужно каждое предприятие отдельно, с учетом индивидуальных особенностей, финансового положения и прочих обстоятельств. Тем не менее прецеденты имеются. Мы пообщались с представителями одной крупной компании, нынче базирующейся за пределами города. Свое производство компания вывела из городской черты шесть лет назад, в 1998 году. Такая инициатива стоила весьма недешево, но плюсов в Этом оказалось больше, нежели минусов. Причем плюсов не только для города, но и для самого производства. Во-первых, предприятиям, расположенным, например, в центре, сложно проводить собственную модернизацию. Это проще делать, если начинать с нуля. К тому же расположение за городской чертой наиболее эффективно с точки зрения логистики. Решается транспортная проблема. В городе постоянные пробки, и зачастую подъезд большегрузного транспорта затруднен. Кроме того, перебазируя площадку, можно выбрать место рядом с поставщиками или потребителями. Что касается экологии, то на новых площадях при организации производства есть возможность установки новых природоохранных технологий. И, что крайне важно непосредственно для предприятия, если оно планирует собственное долгосрочное развитие, - это возможность увеличения мощностей, что в городских условиях совершенно невозможно.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Проблема опять же в том, что возможности у всех разные. К тому же находиться в городе просто-напросто выгодно. Сегодня, по словам специалистов, предприятия реально платят за землю, на которой стоят, от нескольких долей до 4% стоимости производимой продукции. Теоретически эту землю город может сдавать с куда более ощутимой пользой, но для этого нужно либо повышать процент, либо "недобровольно" выводить за черту города, либо ждать повышения самосознания руководителей предприятий. Вопрос сложный... тем не менее вряд ли найдется хоть один горожанин, которому бы нравилось каждый день видеть из своих окон дымящие трубы. В этом смысле устремления администрации и рядовых петербуржцев на удивление совпадают.
***
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Дмитрий ТРАВИН, кандидат экономических наук:
- Инициатива госпожи Матвиенко соответствует мировой практике. Нигде в Европе города с такой структурой, как в Петербурге, нет. Обычно в крупных городах Европы земля дорожает, и сами хозяева предприятий переводят производство за город, а освободившаяся территория продается под застройку. А у нас рынок отсутствовал, поэтому города строились иначе - спальные районы строились за заводской чертой. Петербург состоит как бы из трех колец: исторический центр, заводские районы, а потом - спальные. Похожую ситуацию, кстати, я наблюдал в Чикаго: деловой центр с небоскребами, потом идут, мягко скажем, небогатые негритянские кварталы (такого ужаса я даже в России не видел!), а за ними - богатые пригороды. Нью-Йорк отличается от Чикаго: он состоит как бы из пяти отдельных городов. В Петербурге есть стимулы выводить предприятия за город. Уже есть примеры этой тенденции. Так, с Каменоостровского проспекта убрали заводик, и одна ведущая строительная компания на освободившемся месте строит элитный жилой дом. Существовал проект переноса ЛМЗ с набережной Невы в Девяткино, но при новом руководстве завода он заглох. В любом случае процесс переноса заводов за город займет не одно десятилетие.
Алексей ГАРЯВИН, кандидат исторических наук:
- Возьмем такой город, как Париж. В XIX веке, когда в Европе шла промышленная революция, промышленные предприятия как бы прилипали к французской столице, сформировались рабочие предместья. В самом городе самым пролетарским районом был Бельвилль, недаром именно на Бельвилле давала последние бои Парижская коммуна. Сейчас собственно Париж от предместий отделяет кольцевая автомобильная дорога, но сами предместья почти потеряли промышленное значение.
***
ЭКСПРЕСС-ОПРОС
ДОЛЖНЫ ЛИ БЫТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЧЕРТЕ ГОРОДА?
АНДРЕЙ, 34 ГОДА. ВОДИТЕЛЬ МАРШРУТНОГО ТАКСИ:
- Нет, конечно. Вонь от них, плюс "фуры" эти, которые мешают движению постоянно. Только непонятно: если все заводы перенести за город, не повлияет ли это на загрязненность? Люди же специально ездят в пригороды за свежим воздухом, а так что будет?
ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА, КАССИР:
- Дело правильное, но только вот людям далеко ездить придется на работу. А вообще мысль правильная, чище будет.
СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, РУКОВОДИТЕЛЬ:
- Предприятия за чертой города - это необходимость. Правда, переезд уже существующих производств - сложная штука, не все потянут.
АЛЕКСАНДР УЛЬЯНИЦКИЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
- В принципе раньше предприятия располагались за чертой города, существовали заводские слободы. Граница Петербурга проходила по Обводному каналу. Причем так формировался не только Петербург, но и многие столицы Европы, Париж например. Просто потом город разросся и поглотил заводские слободы: Выборгскую, Нарвскую стороны. Сейчас опять назрела необходимость вывода предприятий за город, уже формируются промзоны на въезде в Петербург. Но это поэтапный процесс.