Нужны ли России кандидаты наук, а Архангельской области две структуры управления в образовании и науке?
Отказаться от аспирантуры?
В рамках состоявшегося в Архангельске выездного совещания Министерства образования РФ прошло заседание секции дополнительного профессионального образования (ДПО). Обсуждался проект предложений к Концепции развития непрерывного образования в РФ на 2004-2010 годы.
Как известно, в России с 1990-х годов фактически одновременно действуют две системы подготовки высококвалифицированных кадров. Первая: высшее профессиональное образование (пять лет) - аспирантура, соискательство - кандидат наук - докторантура - доктор наук. Вторая: бакалавр - магистр - аспирантура или соискательство - кандидат наук -докторантура - доктор наук. С таким шизофреническим отечественным раздвоением в подготовке кадров, когда есть, во- первых, и бакалавры-магистры и, во-вторых, аспирантура - кандидаты наук, вряд ли Россия успешно войдет в Болонский процесс. Я бы предложил вообще отказаться от аспирантуры, от защиты кандидатских диссертаций. И перейти на многоуровневую подготовку кадров: бакалавр - магистр - доктор наук. Меньше потребуется времени. Эта система является также менее затратной по ресурсам и отвечает действующим мировым стандартам. Думаю, что будущее именно за ней. Известно, что значительная часть выпускников не работает по той специальности, которая была получена в вузе. Система ДПО могла бы решить эту проблему. Окончил вуз за 4 года, стал бакалавром, устроился на работу и повышай свою квалификацию, учись дальше по тому профилю, где работаешь.
Единый департамент образования и науки
После прошедших недавно выборов нового губернатора объективно появилась возможность провести изменения в управлении образованием на региональном уровне. Вместо существующих сейчас в администрации Архангельской области департамента образования и отдела науки и высшей школы целесообразно сформировать единый департамент образования и науки. И поручить ему разработать стратегию развития региональной системы непрерывного образования до 2010 года.
Сегодня у нас господствует конкуренция, дикий рынок на ниве оказания образовательных услуг. Все вузы Архангельска, например, готовят менеджеров и юристов. В техническом университете функционируют аспирантура и диссертационный совет по педагогике. В медицинском университете готовят не только врачей, но и экономистов, не имея даже своих докторов экономических наук. Видимо, все же пришло время перейти на региональном уровне от конкуренции к кооперации, к специализации, к созданию образовательных холдингов, к картельным соглашениям. А может и снова вернуться к нереализованной ранее идее объединения архангельских вузов в один мощный Архангельский государственный университет. Это стало бы сильным конкурентным преимуществом нашего региона и плюсом новой администрации.
В качестве первого шага можно также принять региональное межотраслевое соглашение по развитию системы непрерывного образования, областной закон, чтобы цивилизованно регулировать все эти вопросы, особенно в системе ДПО. Для координации деятельности всех участников системы образования в регионе важно создать региональный общественный Совет по непрерывному образованию, экспертно- аналитические группы. В связи с этим нуждаются в реорганизации действующие совет ректоров вузов и другие общественные формирования.
Спрос на обучение сдерживается низкими доходами
Система ДПО уже давно работает в рыночных условиях. Очень важно при этом учитывать спрос и предложение на образовательные услуги. На рынке образовательных услуг сегодня более востребовано второе высшее образование, чем программы профессиональной переподготовки, хотя они более эффективны и менее затратны для подготовки к новым видам профессиональной деятельности. Приведу такой пример.
Высшей школой делового администрирования Поморского университета в 2002-2003 годах были реализованы четыре программы профессиональной переподготовки: "Менеджмент в бизнесе" в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров, ""Менеджер по логистике", "Управление персоналом", "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", по которым прошли обучение 156 человек. Были разработаны учебные планы, подобран состав преподавателей, проводился набор слушателей на обучение еще по четырем программам профессиональной переподготовки: "Менеджер по качеству", "Патентовед (специалист в области интеллектуальной собственности), "Экологический менеджмент", "Торговый маркетинг". Но эти программы не пользуются сегодня спросом в Архангельске.
Спрос на обучение в рамках системы ДПО нередко сдерживается низкими доходами значительной части населения. В профессиональной переподготовке, повышении квалификации часто нуждаются бюджетники (учителя, работники культуры и др.), граждане с низкими доходами, молодые начинающие менеджеры и предприниматели, выпускники вузов. И здесь нельзя, на мой взгляд, отказываться от государственного регулирования и бюджетного финансирования программ ДПО. Социально значимые программы профессиональной переподготовки, такие как Президентская программа подготовки управленческих кадров, "Менеджмент в образовании" и другие должны финансироваться государством. В то же время надо искать и другие возможности. Об этом на заседании секции дополнительного профессионального образования убедительно говорил директор ИПК АГТУ П. Н. Балакшин.
О программе "МВА" или куда будут уходить деньги из региона?
К большому сожалению, не отработан пока на федеральном уровне процесс лицензирования программы ДПО "Мастер делового администрирования" (МВА). Мы трижды готовили пакет документов для участия в эксперименте по программе МВА. В декабре 2003 года был опубликован соответстввующий приказ министра образования. Обрадовались, что наконец-то появился внятный нормативный документ, регулирующий правила лицензирования программы МВА. Оперативно подготовили все необходимые документы и отвезли их в Министерство образования РФ и в Экспертный совет. Да не тут-то было! Приказ МО РФ фактически не выполняется, не утверждено положение об Экспертном совете. А теперь и самого прежнего Министерства образования уже нет.
Зато мы тут же оперативно получили предложение от Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" о сотрудничестве по программе МВА и проект договора. Вся оплата за обучение поступает по договору на расчетный счет МИРБИС в Москве. Денежки таким образом уходят из Архангельской области по действующей ныне модели ВЗФЭИ, а нам потом 10-процентные отчисления за оказанные услуги производятся по семестрам. Кроме того, наши слушатели должны будут выезжать в Москву на две недели.
Что делать в этой ситуации? Идти в финансовую, учебно-методическую зависимость к МИРБИС? Но мы считаем себя готовыми к самостоятельной работе. У нас есть опыт реализации Президентской программы, есть кадры, есть потенциал, создана Высшая школа делового администрирования. Думаю, что поддержка обновленной региональной исполнительной власти в решении этой и других проблем развития системы ДПО в Архангельской области не будет лишней.
Юрий ЛУКИН.
Доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой ДПО, директор высшей школы "МВА" ПГУ им. М. В. Ломоносова