Под таким девизом в Новороссийске прошло совещание портовиков и транспортников с участием министра транспорта России Игорем ЛЕВИТИНЫМ и губернатором Кубани Александром ТКАЧЕВЫМ.
Новороссийский морской порт - это уникальное торговое предприятие, являющееся морскими воротами на юге страны. Порт ежедневно принимает десятки грузовых и пассажирских пароходов - не только российских, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Так, за последние десять лет перевалка внешнеторговых грузов кубанскими морскими портами увеличилась вдвое и в 2003 году составила более 115 млн. тонн. За эти годы пассажирские теплоходы перевезли десятки тысяч пассажиров.
После вступления России во Всемирную торговую организацию ожидается усиление потока грузов и пассажиров. По краевой программе развития морского транспорта до 2010 года, разработанной в рамках принятой правительством РФ федеральной программы "Модернизация транспортной системы России", предусмотрено увеличение мощности южных морских портов до 155 млн. т грузов в год.
Осуществление программы позволит увеличить в 2 раза получение валового продукта, поднять собственную экономику, увеличить внешнеторговый оборот и на основе этого укрепить портовое хозяйство, где каждый вложенный в транспортную инфраструктуру рубль дает до 3 руб. чистой прибыли. Разумеется, увеличение доходов непосредственно связано с повышением эффективности имеющихся мощностей и созданием новых.
Об этом и шла речь на совещании. В частности, говорилось о приведении в рабочее состояние все причалы в районе мыса Железный Рог, о строительстве станции глубоководного порта в районе Пинайских банок, объездной дороги для грузового транспорта, а также о ликвидации диспропорций между объемами грузоперевалки и пропускной способностью железной дороги. Для скорейшей реализации проекта нового автомобильного подхода к причалам Новороссийска решено подключить частных инвесторов, а саму дорогу сделать платной.
До сих пор два подъездных пути к причалам находились в распоряжении нескольких частных компаний. Это нередко вызывало излишние споры между ними, дело доходило до суда. Теперь эти два железнодорожных поезда переданы в ведение ОАО "Российские железные дороги", что принесет миллиардные инвестиции в порт. Больших затрат бюджетных средств потребует увеличение пропускной способности железной дороги.
В центре внимания участников совещания был вопрос об использовании частных инвестиций при развитии железнодорожной инфраструктуры Таманского полуострова. Ряд компаний идет в таманские порты всерьез и надолго. Так, "Таманьнефтегаз" уже инвестировал 500 млн. руб. и в этом году намерено инвестировать 120 млн. руб.
Президент этой компании Владимир Майхлай свое решение обосновал так: "От Тольятти до Одессы труба тянется 2,5 тысячи километров. А на Украине очень высокие тарифы. В итоге транспортировка груза нам обходится в 3 раза дороже, чем если бы мы отправляли его через Тамань".
На совещании говорилось о перспективах порта "Кавказ", связанных с возрождением паромной переправы через Керченский пролив в Крым. Там предстоит привести в рабочее состояние сам паром и железнодорожную колею.
Во время прошлогоднего визита в морские порты Новороссийск и Ейск президент
России В.Путин говорил о необходимости увеличения портовых мощностей вдвое. Кубанцы многое сделали и делают, чтобы осуществить это предложение.
Для практического выполнения намеченных в программе работ по улучшению портового хозяйства по инициативе губернатора Александра Ткачева в Новороссийске создается управляющая компания. Ее учредителями станут предприятия Новороссийского транспортного узла, АБК "Русский генеральный банк", финансовые группы "УралСиб", "Российские железные дороги", администрация края и города Новороссийска.
Новое управление будет координировать действия предприятий морского, железнодорожного и автомобильного транспорта для максимального использования существующих портовых мощностей. Организация единого управления всеми подразделениями позволит усилить работу с частными инвесторами, создаст для них наиболее благоприятные условия в своей деятельности.
В действиях транспортной инфраструктуры существует тревожная проблема: простои вагонов, судов, причалов. Чтобы покончить с этой болезнью, решено создать логистический центр. Это позволит перейти на качественно новую управляющую структуру.
Для решения задач, стоящих перед портовиками и транспортниками, образуется рабочая группа. Она будет готовить вопросы о создании управляющей компании и логистического центра, о сроках аренды портовых сооружений и др.