Работа по поддержке предпринимателей в Москве носит системный и комплексный характер. Это создает необходимый фундамент прочности и надежности для дальнейшего движения вперед. Давайте для начала посмотрим, что легло в основу поддержки малого предпринимательства в 2003 году. От "фундамента" в символическом смысле перейдем к "фундаменту" в практическом отношении.
Наибольшее количество обращений предпринимателей в Комиссию Московской городской думы по предпринимательству было связано с обеспечением помещениями. Наличие помещения или отсутствие проблем с ним - одно из условий успешного развития предприятия. Фонд нежилых помещений, используемых в настоящее время субъектами малого предпринимательства, - около 15 млн. кв. м, обеспеченность составляет порядка 8,5 кв. м на одного занятого. В структуре этого фонда около 70% помещений, не отвечающих современным технологическим и функциональным требованиям. Такова неутешительная статистика. Поэтому вопрос о создании программы, основным лозунгом которой стало бы "Даешь помещение - технологическое и функциональное", стоял в прошлом году очень остро.
В 2003 году подготовлена Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 гг. Сейчас она находится в стадии выпуска. За каждой строкой этого документа лежит большой труд сотрудников Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. В этом мы убедились не раз, рассматривая Программу на заседании комиссии МГД. Надеюсь, что при рассмотрении Программы на заседании Московской городской думы депутатский корпус поддержит ее, придав ей статус закона г. Москвы.
Следующий момент, на котором хотелось бы заострить внимание, - повышение качества продукции и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, а также предприятий сферы услуг. Традиционно этими вопросами занимается Московская торгово-промышленная палата, реализуя приоритетные направления за счет Программы "Московское качество".
Суть Программы - поддержка добросовестных предпринимателей: преференции лауреатам при проведении конкурсов по городскому заказу, право на льготную аренду, рекламно-информационная поддержка, участие в выставке "Московское качество".
Депутаты очень внимательно наблюдали за тем, как развивается программа, видели ее успехи. Так возникло предложение об учреждении Премии г. Москвы в области качества. Комиссия по предпринимательству, рассмотрев это предложение, решила его поддержать, внесла на рассмотрение Московской городской думы необходимые поправки в статью 8 закона города Москвы "О наградах и почетных званиях города Москвы". Есть твердая уверенность в том, что они будут поддержаны и наряду с Премиями города Москвы в области литературы, искусства, медицины, образования, физической культуры, спорта, туризма и журналистики появится и Премия в области качества, новая престижная награда для предпринимателей.
Не менее важный аспект - разработка кадровой политики города в отношении предпринимательства. Программа подготовки кадров для рыночной экономики - серьезный шаг к формированию московской, да и российской школы менеджеров рыночной экономики. При весьма скромном финансировании работа ведется масштабно - в нее вовлечено более 50 вузов, включая МГУ, МВТУ им. Баумана, Финансовую академию при правительстве РФ и др.
Москва, да и в целом Россия не располагают временем для методичного повышения уровня преподавательского корпуса путем отбора лучших. Рыночная экономика живет под девизом "здесь, и сейчас", задачи ставятся непосредственно и сразу. В связи с этим стоит отметить, что специалисты Департамента поддержки и развития малого предпринимательства активно отозвались на самые наболевшие вопросы предпринимательского сообщества. Программы по маркетингу, основам правовых знаний, финансовым и бухгалтерским вопросам, логистике чрезвычайно необходимы растущим московским предприятиям. Радуют и отраслевые акценты Программы - именно в реформе ЖКХ, например, сейчас более всего нужны грамотные специалисты.
Не менее важным направлением является внедрение малого предпринимательства в жилищно-коммунальное хозяйство города. Создание соответствующей Программы - системы мероприятий по реализации этого направления - в данном случае весьма своевременно.
Общее место всех дискуссий и аналитических записок, посвященных реформе ЖКХ и приходу малого бизнеса в эту сферу, - рассуждения о том, что население ожидает от реформы лишь повышения цен, малый бизнес в ЖКХ не рвется и инициативы не проявляет и сама реформа - дело чудовищно сложное. Но, рассматривая предложенную Программу, не могу не согласиться, что общий подход к решению проблем верный: суть поддержки малого бизнеса не в поддержке какого-то конкретного производства, а в создании условий для развития всех. Тем не менее предложенную Программой систему мер, на мой взгляд, необходимо во многом пересмотреть:
Во-первых, надо выработать основы структурирования будущего рынка ЖКХ, четко выделить сверху донизу целостные подсистемы, требующие единого управленческого подхода, - на уровне микрорайона, муниципального района, округа и города, определить точки их сопряжения друг с другом и с органами городского управления. Можно начать и с организации пилотных проектов, но, на наш взгляд, этого недостаточно. Место малого бизнеса на рынке ЖКХ практически не зафиксировано. И опыт, наработанный московскими властями в этом отношении, позволяет провести рекогносцировку без дорогостоящей разведки боем.
Во-вторых, муниципальным структурам необходимо определиться с формами собственности и организации правовых отношений для каждого уровня. Возможно, для каких-то видов услуг, например водоснабжения, оптимальными станут концессионные отношения, для каких-то (вывоз твердых отходов) - прямые договорные отношения. Это очевидное следствие проведенного ранее структурного анализа.
В-третьих, необходимо провести комплекс работ по созданию административного "чистого неба" для вновь создающихся малых предприятий в сфере ЖКХ. Жесткая и принципиальная защита малых предпринимателей от посягательств недобросовестных чиновников низового уровня должна стать безусловным приоритетом городского руководства.
В-четвертых, и об этом много говорится в Программе, надо поддержать наиболее удачные начинания финансово - через программы Департамента развития малого и среднего предпринимательства, Московскую торгово-промышленную палату. Возможно, следовало бы сконцентрировать усилия в рамках отдельного вновь созданного Департамента правительства Москвы, в функции которого вошли бы все работы по координации преобразований в данной сфере и который мог бы, помимо прочего, эффективно представлять интересы малых рыночных субъектов в хозяйственных спорах на городском уровне.
И, наконец, следует определиться с отношением городских властей к очевидным закономерностям реформы ЖКХ, подтвержденным мировым опытом. Нужен ли нам капитал национальных землячеств в этой отрасли? Если да, то каких, в каких формах, каковы будут рычаги контроля? И это - вопрос закономерный. Вряд ли стоит надеяться на массовый приток москвичей на должность сантехника и мусорщика вне зависимости от уровня зарплаты. Проблемы регулирования миграционных вопросов, информационное обеспечение процесса прихода иногородних капиталов на этот рынок, многие другие сопутствующие проблемы должны стать предметом специального раздела Программы, которого сейчас просто нет.
В целом усилия разработчиков Программы могут быть оценены положительно, однако ее явно необходимо доработать, тогда она станет реальным ответом города на проблемы реформы.
Московская городская дума готовит добротные законы и постановления, которые проходят обязательную проверку на "взяткоемкость", и "дуракоустойчивость". Если негативные предпосылки есть, документ отклоняется уже на стадии рассмотрения в комиссии. Но даже при четкой фильтрации законов и постановлений на практике все упирается в доминирующий принцип: "Жалует царь, да не жалует псарь". На местах все вязнет. Особой "любовью" к малому предпринимателю страдают службы СЭС, "Мосэнерго", Госкомнадзор, ГАИ, Лицензионная палата (ныне комитет) и т.д.
Выходом из создавшегося положения может стать реализация принципа "одного окна". Только важно, чтобы это окно открывалось в обе стороны и не превратилось в закрытую дверь для предпринимателя.
Не стоит забывать и о повышении роли общественных организаций. По словам Президента Российской Федерации, сейчас у государства около пяти тысяч функций, и половина из них избыточные. Наверное, наступило время, когда нужно принять на себя эту ответственность, и, возможно, тогда бизнес будет работать не только ради бизнеса, но и ради Москвы.
***
Надо выработать основы структурирования будущего рынка ЖКХ, четко выделить сверху донизу целостные подсистемы, требующие единого управленческого подхода, - на уровне микрорайона, муниципального района, округа и города.
***
Жесткая и принципиальная защита малых предпринимателей от посягательств недобросовестных чиновников низового уровня должна стать безусловным приоритетом городского руководства.