Мэр Москвы подписал постановление N 490-ПП о перечнях земельных участков в черте города, не подлежащих приватизации и зарезервированных "для государственных нужд города Москвы". Одновременно мэрия одобрила проект закона "О составе земель общего пользования Москвы, не подлежащих отчуждению". Таким образом столичное правительство решило подготовить себя к осеннему обострению отношений с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, когда затихшие на лето скандалы с приватизацией и разделом земельных участков в самых дорогостоящих районах города вспыхнут с новой силой. Это лето для московских чиновников выдалось беспокойным - в прошлом году на заседаниях московского правительства звучало новое, незнакомое чиновникам слово "логистика" (год назад в мэрии было модно обсуждать оптимизацию доставки всевозможных товаров до потребителей). В этом году словарный запас городской бюрократии пополнился суровым термином "сервитут". Впервые применительно к Москве это слово употребила депутат Мосгордумы Ирина Рукина. В сервитутах она, а потом и члены московского правительства увидели прекрасный выход из сложнейшей проблемы раздела собственности (прежде всего земли) между Москвой и федеральным центром. Сервитут - это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости для прокладки коммуникаций, строительства или иной созидательной деятельности. К примеру, при установлении сервитута по отношению к какому-нибудь федеральному оборонному заводу, занимающему гигантскую площадь в престижном районе Москвы, сам завод может остаться в федеральном ведении, а земля под ним будет принадлежать городу. Завод при этом считается пользователем участка, но приватизировать, а затем продать его Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не вправе.
Именно о сервитутах и идет речь в подписанном мэром постановлении "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы". Согласно этому документу, для "государственных нужд города" в первую очередь резервируются участки улично-дорожной сети (10% всей территории Москвы). Формально в постановлении прописано, что резервирование определенных участков за Москвой необходимо для того, чтобы раз и навсегда решить спорные вопросы с землями, которые "...являются источником возникновения конфликтных ситуаций: размещение парковок и объектов из быстровозводимых конструкций с дальнейшим оформлением прав, что дает основание землепользователю претендовать на приватизацию земли".
Однако проблема частных стоянок и гаражей-ракушек, которые построены над важными городскими коммуникациями, - только повод для принятия документа. В том же постановлении в числе "неприкосновенных" как бы между прочим указаны: земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, нацпарки, а также "объекты археологического наследия", к которым относятся почти все участки в центре города, в том числе и Манежная площадь. Все эти земли должны быть изъяты из оборота и стать неприкосновенной городской собственностью.
- Цена вопроса - в чьих руках окажется земля: частных компаний или города, - считает Ирина Рукина. - Рыночная стоимость земли в промзонах - $14 - 15 млрд. Скупка контрольных пакетов этих предприятий обойдется в $1 - 2 млрд. Если на дорогой земле невыгодно иметь промышленность, ее там и не будет.
По данным комиссии по экономической политике Мосгордумы, сегодня в Москве около 2000 промышленных предприятий могут быть скуплены за бесценок, приватизированы и затем проданы под застройку вместе с землей. Городские чиновники не устают провозглашать, что большая часть претензий федеральных властей к мэрии связана именно с земельными участками, деньги от продажи которых уйдут не в городской бюджет, а в федеральный. Чтобы избежать этого, Мосгордума сразу после летних каникул вплотную займется принятием законй "О составе земель общего пользования Москвы, не подлежащих отчуждению". Проект закона одобрен столичным правительством почти одновременно с выходом "охранного" постановления N490-ПП. Таким образом, осенью у городских властей появится еще один козырь в продолжающейся уже много лет торговле с федеральными имущественными ведомствами за право обладания (и распоряжения) дорогостоящими участками в столице.