Как ни странно, это мешает предпринимателям внедрять современные технологии
В Екатеринбурге на этой неделе открывается специализированная выставка "УралУпак - ЭкоТара. Этикетка".
Упаковкой продукции в России начали по-настоящему заниматься только в последнее время: ужесточились требования к сохранности товара,его гигиеничности и своевременности доставки. Требования рынка вынудили российских предпринимателей заняться фасовкой, маркировкой, логистикой, защитой продукции от внешних воздействий. Быстрорастущий рынок уже сегодня специалисты оценивают в 4-5 млрд рублей.
В зависимости от роста различных сегментов рынка упаковка как вид бизнеса развивается неравномерно. Более востребована пищевая упаковка, поскольку на Среднем Урале оптовая и розничная торговля прогрессирует, пожалуй, более других отраслей. Промышленная упаковка, говорят участники рынка, только начинает входить в оборот: предприятий-экспортеров или просто продвинутых предпринимателей, исповедующих современную культуру производства, пока еще мало. Хотя и этот сегмент рынка развивается очень динамично: растет потребление кирпича и пиломатериалов, все больше и больше производится металлопродукции.
По словам директора ООО "Упак-комплект" Павла Вшивцева, рынок промышленной упаковки может увеличиться в два раза буквально за год. Здесь существует довольно приличная конкуренция, которая сказывается на ценах и технологиях упаковки. Появились предприятия, выпускающие оборудование для фасовки и упаковки, но в основном все самое необходимое и современное поступает с Запада.
Пищевая упаковка привлекает большее внимание предпринимателей - в силу больших возможностей для роста. Производство полиэтиленовых изделий настолько выгодный бизнес, что им занимаются и предприятия, и посреднические фирмы. Тем не менее, по словам коммерческого директора "Центра упаковки" Владимира Шморгуна, рынка хватает на всех: к примеру, на сеть магазинов "Кировский" работают все три основных екатеринбургских производителя полиэтиленовой продукции. Более того, говорит г-н Шморгун, "мы сегодня свой станочный парк увеличиваем в два раза. Если раньше были машины производительностью 30 тыс. мешков в смену, то сегодня приобретена машина, которая дает 60 тыс. мешков". Именно наличие конкуренции на этом сегменте рынка вынуждает производителей сокращать сроки изготовления продукции, применять отсрочки по платежам для постоянных клиентов и т.д.
Рынок пищевой упаковки при всей его сложности имеет-таки ряд особенностей, которые не характерны для жесткоконкурентных рынков. Здесь в ходу соглашения о сотрудничестве с фирмами, производящими аналогичную или смежную продукцию. В частности, "Центр упаковки", когда ему не хватает мощности собственного оборудования, размещает заказы у конкурента. Кроме того, у предприятия существует соглашение с фирмой "Пак-сервис", производящей так называемые корэксы (пластиковые коробки под торты), ячейки для яиц, а также одноразовую посуду, о размещении в прайс-листах продукции друг друга. Таким образом предприниматели пытаются расширить спектр предоставляемых услуг: "Пак-сервис", к примеру, помимо упаковки, предлагает и сопутствующие товары, например: термоэтикетки для электронных весов, стрейч-пленки и т.п.
Комплексно пытаются решать вопросы и компании, работающие на рынке промышленной упаковки. Сейчас наконец-то стали уходить от дорогостоящих материалов, принялись искать им заменители. На смену стальной ленте приходит полипропиленовая, гофрокартон вытесняется воздушно-пузырчатой пленкой, появляются ламинированные картоны. Кроме того, усложнились условия транспортировки продукции: много стали возить сушеного бруса, других пиломатериалов, проката и прочей металлопродукции, где уже не приемлем дедовский способ упаковки - при помощи проволоки и ломика. Без выезда на предприятие и изучения на месте характера и масштаба предстоящих работ сейчас практически не обходится. Специалисты не только рекомендуют технологию упаковки, но и подбирают соответствующее оборудование, монтируют, а потом сопровождают расходными материалами.
И все-таки уральский рынок упаковки вряд ли можно назвать конкурентоспособным. Как уже говорилось, оборудование и технологии приходят к
нам в основном с Запада, но, как правило, через Москву и Петербург. Тамошние фирмы более информированы о новинках рынка и довольно быстро продвигают их в глубинку: на все про все уходит у них обычно полгода. У уральских предпринимателей обычно нет ни возможностей, ни средств для внедрения современных технологий. И нет клуба, где бы хотя бы обсуждалась стратегия развития отрасли.
По мнению Павла Вшивцева, на роль такого клуба могла бы претендовать Ассоциация упаковщиков России, которая совершенно незаметна в Свердловской области - в отличие от Москвы. И это очень плохо. "Если бы ассоциация смогла объединить всех участников рынка, - полагает г-н Вшивцев, - то мы смогли бы разрабатывать совместные проекты, внедрять новые технологии, то есть двигались бы вперед значительно быстрее и не зависели всецело от москвичей и даже Запада". Вероятно, упаковщики к этому скоро придут, как пришли пищевики, столкнувшиеся с реальной конкуренцией.
Возможно, помочь в объединении интеллектуальных и материальных ресурсов поможет екатеринбургская выставка.