«Социалка» — это наше все. Или почти все. Известно: по тому, как государство заботится о своих малоимущих, во многом судят о самом государстве. Правда, известно и то, что сколько бы средств ни выделялось на финансирование статьи «социальная защита населения», их все равно будет мало.
Сказано по этому поводу было уже очень много, но, к сожалению, в большинстве своем это была голая теория. Как выяснилось, в Ростове работают жесткие практики. Их опыт вполне применим на федеральном уровне.
В начале — середине 90-х ситуация в Ростове мало чем отличалась от ситуации в других российских регионах. Михаил Чернышев вспоминает: «Денег не хватало катастрофически. Да и откуда, собственно, они могли взяться, если большая часть предприятий «лежала»? Пока продолжался кризис в стране, надеяться на процветание отдельно взятой территории было глупо. Но и ждать
«манны небесной» мы — мэрия и городская Дума — не собирались. Как известно, под лежачий камень вода не течет. Вместе с депутатами мы взялись за разработку программ социально-экономического развития Ростова, решение вопросов, связанных с эффективным использованием муниципальной собственности... Это только на словах все выглядит так просто. Но, поверьте, работа была проделана колоссальная.
Как результат — четче стал прописан бюджет города, легче стало обозначать приоритетные направления и подкреплять их необходимым финансированием. Главным же нашим приоритетом была и остается социальная сфера, а в ней — адресность».
Ростовский градоначальник и его коллеги видели: государство сильно задолжало гражданам, особенно пенсионерам и бюджетникам; многие социальные обязательства государства были порядком завышены. Именно государства, хотя претензии те чаще всего предъявляли властям местным. А между тем редко кто задумывался в то время над тем, что любое обещание, любая льгота — чистой воды популизм, если нет четкой системы выделения на эти «блага» денежных средств.
По объективным причинам муниципалитет не имел возможности рассчитаться за Центр, но на уровне города старался, чтобы не был ущемлен ни один человек.
Расчета со стороны государства не последовало, увы, и спустя почти десять лет — несмотря даже на очень выгодное положение России на мировом рынке нефти и газа. В то же время администрация Ростова осталась верна своему курсу в социальной политике, вьщеляя с каждым годом на поддержку малообеспеченных пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, неполных и многодетных семей... все больше средств. А именно — свыше 26 процентов от доходной части городской казны. Парадокс? Экономическое чудо? Нет, грамотное управление. За счет формирования инвестиционной привлекательности города с 2000 по 2004 год в его экономику было привлечено свыше 40 миллиардов рублей.
В реализации одной только программы «Забота» участвуют более 600 предприятий донской столицы. Благодаря их спонсорским отчислениям для граждан с низкими доходами выпускается качественный и недорогой хлеб, развивается сеть магазинов по продаже товаров первой необходимости. В рамках других программ льготы, жилищные субсидии, пособия и т. д. получает практически каждый второй ростовчанин. Стабильно финансируются льготное питание и летний отдых школьников, своевременно выплачиваются детские пособия и пенсии...
При ответе на вопрос о перспективах социальной политики мэрии на последующие годы Михаил Анатольевич очень конкретен: «К настоящему времени разработана и выносится на утверждение городской Думы комплексная программа соцзащиты населения Ростова, объединяющая все программы и мероприятия в этой сфере с участием всех предприятий и учреждений, общественных организаций, с привлечением бюджетных и внебюджетных средств».
Сразу в пяти районах — Кировском, Пролетарском, Октябрьском, Железнодорожном и Советском — планируется открыть специализированные секторы социально-медицинского обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов на дому. В дальнейшем такие секторы должны появиться и в остальных трех районах. Кроме этого, появится центр социальной реабилитации инвалидов, который будет иметь статус городского. Продолжится строительство специализированного комплекса для проживания в нем одиноких и пожилых ростовчан: уже в следующем году намечается закладка четвертой очереди в Советском районе.
Дети из малообеспеченных семей, как и прежде, будут получать бесплатное горячее питание в школах, а также обеспечиваться путевками в летние лагеря отдыха. Сохранятся практика предоставления натуральных видов помощи по категориям нуждающихся, установленные муниципалитетом льготы на проезд в городском транспорте...
Говорить о своей заботе на благо народа очень легко. Но как только дело доходит до реального воплощения таких обещаний, то «благодетели» зачастую неожиданно испаряются. А нужна всего-навсего кропотливая работа с привлечением грамотных специалистов.
Михаил Чернышев стал инициатором разработки Стратегического плана социально-экономического развития Ростова на период до 2010 года. Его конечная цель — обеспечить через шесть лет двукратный рост уровня жизни и доходов населения города. И все планы, расписанные в этом документе, подкреплены скрупулезными подсчетами.
Авторы документа — лучшие ученые региона. И сам Чернышев — полноправный соавтор программы. Доктор экономических наук, профессор (сфера его научной работы — логистика, наука об управлении), ростовский мэр — заметная фигура в донских академических кругах. Как и сам Ростов — ведущий на Юте России научный центр. Градоначальник знает: высокий образовательный уровень представляет собой важнейший ресурс развития города. Уровень образования — это и вузы, и научные организации, и учреждения культуры. Но прежде всего — это, школа. Михаил Анатольевич говорит: «Проблем здесь накопилось множество, и решить их все сразу невозможно. Мы начали с материально-технической базы. Ведь чтобы дети могли учиться, нужно, в первую очередь, чтобы им было где и на чем учиться... За последние восемь лет нам удалось — и самим, и с помощью областной администрации, и с привлечением кредитов Международного банка реконструкции и развития — отремонтировать 37 школ... »
С 2000 по 2004 год в Ростове были капитально отремонтированы 16 образовательных учреждений, реконструированы школы N 5,14 и 32, построена новая современная школа N 77. Оборудовано 116 компьютерных классов, все большее число учащихся получают доступ в Интернет... Ростовские школьники участвуют в 32 международных проектах, во всех этапах Всероссийской предметной олимпиады. Открыт центр по работе с одаренными детьми...
В ближайшие годы городские власти намерены осуществить капитальный ремонт еще 24 школ, в том числе 14 — довоенной постройки, Классического лицея N 1, детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва N 10... Продолжится оснащение образовательных учреждений специализированными учебными кабинетами, дальнейшее развитие получит программа информатизации...
Михаил Анатольевич понимает, насколько в современных условиях важна независимая экспертиза качества знаний — до 2006 года в Ростове намечено создать соответствующую службу. Еще важнее, считает он, — нацеленность городской системы образования на рынок труда. Градоначальник убежден: «По образовательному, научному потенциалу наш город занимает одно из первых мест в стране. Техникумы и вузы в состоянии готовить грамотных, профессиональных специалистов, востребованных работодателями. Именно в этом залог высокой занятости, эффективности трудовых ресурсов Ростова, их материального благосостояния, а в итоге — материального благосостояния всех ростовчан».
О том, насколько для мэра Чернышева важно, чтобы население города-миллионника не «испортил» жилищный вопрос, — в следующем сюжете.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)