Toyota Motor Corp. и PSA Peugeot Citroen объединенными усилиями намерены перекроить европейский рынок малогабаритных автомобилей
НИКОМУ ИЗ ПОСТОРОННИХ не позволено пока взглянуть на это даже одним глазком. Но конкурентам уже неспокойно. В городке Колин, что в самом сердце Чехии, завершается подготовка к намеченному на март пуску новейшего европейского автозавода. Совместное предприятие Toyota Motor Corp. и PSA Peugeot Citroen - производство сверхнизкозатратное, в нем сочетаются мастерство японцев и мощная сеть европейских поставщиков, которой располагают французы. Вступление его в строй, несомненно, осложнит положение крупных автопроизводителей, которым и так уже приходится думать о том, как выжить при столь незначительной марже прибыли. "Новый завод задаст новые ориентиры", - считает Карл-Петер Форстер (Carl-Peter Forster), президент европейского подразделения General Motors Corp. Заводы самой GM в Западной Европе проходят сейчас через болезненную реструктуризацию, которая должна привести к снижению производственных издержек. В ходе реструктуризации, как недавно сообщила компания, сокращается 12 000 рабочих мест.
Крепись, GM. Берегись, Ford Motor Co. Прячься, Fiat. Грядущее открытие $2-миллиардного завода в Колине будет означать начало в Европе битвы, в которой выживет сильнейший. Награда победителю - контроль над $50-миллиардным европейским рынком малогабаритных авто, на долю которого уже сейчас приходится 32% всех автопродаж. И сюда же приходит все больше покупателей из сегмента средних автомобилей, продажи которых падают.
Колин - яркая иллюстрация изменения правил игры. Сегодня для победы в сегменте маленьких авто участникам сражения необходимо напичкать свои машины дорогостоящими высокотехнологичными новинками, а продавать их по предельно низким ценам. А чтобы еще и получить прибыль, автопроизводителям не остается ничего другого, кроме как снижать и снижать производственные издержки. В Европе в этой гонке лидируют японцы и французы, которые, обеспечивая свои прибыли, формируют новую производственную стратегию. "Степень конкурентоспособности завода в Колине станет ясна в марте, когда мы объявим цены на новые машины", - говорит Даниэль Марто (Daniel Marteau), вице-президент PSA по договорам о сотрудничестве, включая договор с Toyota. По оценкам аналитиков, машины колинской сборки будут стоить примерно $ 10 000, то есть на уровне текущих цен на европейские мини. Однако в эту цену включены опции, обычно предлагаемые на более дорогих моделях, например программа электронной стабилизации и четыре подушки безопасности.
Европейские автопроизводители давно и успешно освоили производство изящных автомобильчиков в массовых масштабах - от Fiat Cinquecento и Volkswagen Beetle до Renault Twingo. Но в конце 1990-х рынок претерпел изменения, все заполонили нишевые модели, и это разбалансировало механизм работы Fiat, Ford, Opel и Volkswagen. Их производственные издержки оказались высоки, структуры - раздуты, а мощности - избыточны, что и привело к убыткам. Чтобы преуспеть в этом сегменте, необходимо иметь "очень "поджарое" производство, большие объемы и конкурентоспособные расходы на оплату труда", - отмечает Фердинанд Дюденхоффер (Ferdinand Dudenhoeffer), директор German Center for Automotive Research в Гельзенкирхене. И европейские автопроизводители сейчас отчаянно пытаются обеспечить себе именно такой комплект сильных сторон.
А над плетущимися в хвосте европейскими компаниями нависла еще одна угроза: пришествие не знающих сострадания производителей из Азии, которые всего за несколько лет отхватили себе солидный кусок европейского рынка - 13, 3%.Японцы (Toyota, Nissan и Honda) и корейцы (Daewoo, Hyundai и KIA) хорошо держат дорогу в Европе благодаря своим стильным авто за $10000-$12 000. Бойкий Daewoo Matiz и изящный Hyundai Atos стали привычным зрелищем на узких улочках Рима и на элегантных бульварах Парижа.
Самая же большая опасность исходит от совместного предприятия Toyota- PSA. Современнейший завод в Колине будет штамповать до 300 000 маленьких автомобилей в год - по 100000 для Toyota, Peugeot и Citroen. Почти все комплектующие всех трех моделей полностью идентичны, за исключением таких деталей внешнего оформления, как решетка радиатора или фары. Топ-менеджеры Toyota говорят, что чешский завод может даже обогнать существующие заводы компании. Производственные линии Колина были спроектированы и произведены в Японии поставщиками Toyota и, дабы обеспечить беспроблемную сборку, прошли испытание на виртуальном заводе. Руководить заводом будут 30 японских и 10 французских менеджеров, а за технической частью производственного процесса будет следить большой штат инженеров с завода Цуцуми в Toyota City.
PANDA ПОД ПРЕССИНГОМ?
НАСКОЛЬКО ИМЕННО альянс Toyota-PSA обострит конкуренцию на рынке? Это зависит от успеха трех моделей - нового Peugeot 107, Citroen C1 и Toyota Aygo. Аналитики полагают, что, несмотря на все дополнительные опции, Toyota и PSA, скорее всего, смогут выжать из своих новых мини 3 - 4% операционной прибыли против 1 - 2%, которые за аналогичные модели удается получить конкурентам.
Это чревато проблемами для европейских конкурентов Toyota и Peugeot. По мнению аналитиков, Fiat может почувствовать затруднения в продажах новой Panda за 8600 евро ($11 500). Среди выходящих на рынок маленьких машин нового поколения - новый Logan от Renault за 5000 евро ($6000) и супермаленький минивэн Modus, которые появятся в автосалонах этой осенью. Тем временем Volkswagen готовит ответный удар - европейскую премьеру в 2005 году небольшого авто Fox, производимого в Бразилии.
Разумеется, Toyota, Peugeot и Citroen будут конкурировать и между собой. Но даже если объем продаж одной модели значительно превзойдет продажи двух других, то и в этом случае японо-французское предприятие можно считать беспроигрышной сделкой. Выкатываясь на рынок вслед за успешным субкомпактом Toyota Yaris за 12 250 евро ($16281), Aygo придаст образу бренда дополнительный блеск, что является абсолютным условием успеха на рынке более крупных моделей и бренда категории люкс Lexus. К тому же совместное предприятие с PSA позволяет Toyota разделить значительные расходы на возведение нового завода. "Нам нужен был партнер, чтобы добиться правильного соотношения издержек", - говорит Сухеи Тойода (Shuhei Toyoda), бывший президент Toyota Motor Europe, помогавший навести мосты сотрудничества с PSA.
Снизить свои издержки благодаря заводу в Колине сможет и PSA. А менеджеры PSA, считают аналитики, смогут близко познакомиться со столь превозносимыми производственными методами и системой логистики Toyota. Согласно недавно опубликованному докладу Роберта Поттмана (Robert Pottmann), автоаналитика из М.М. Warburg & Co., завод в Колине наряду с другими мерами по снижению производственных расходов должен способствовать повышению маржи прибыли PSA до налогообложения с примерно 4% в 2004 году до 5, 9% к 2006-му.
Японские и французские модели-"сестры" попадут в автосалоны в самое подходящее время. Застой в экономике Европы - стимул для покупки небольших автомобилей. "Налицо повышенный спрос на доступные машины", - отмечает Кристоф Штюрмер (Christoph Sturmer), старший аналитик Global Insight Inc. во Франкфурте. Toyota и PSA уже заправились и должны получить удовольствие от езды.