Подвели итоги
Иван КОВАЛЬ
"Ведомости"
Авангардом сельского хозяйства остается растениеводство
Село растет вместе со страной. За 11 месяцев 2004 года отрасль произвела продукции на 76, 5 млрд. грн., что в сравнении с этим же периодом 2003-го больше на 19, 1%. Предприятия добавили 37, 4%, хозяйства граждан - 9, 7%. Впрочем, проблемы остаются.
РЕКОРДНАЯ СТРАДА
В 2004 году крестьяне собрали самый крупный за последнее десятилетие урожай в стране - 42 млн. тонн. Для сравнения: в предыдущем сезоне намолот составил 20, 2 млн. тонн.
Этот факт, несомненно, положительно повлиял на общие "растениеводческие" цифры. Так, по данным правительственного сайта, за 11 месяцев объем валовой продукции подотрасли вырос против соответствующего периода прошлого года на 32, 3%, в том числе в аграрных предприятиях - в полтора раза, в хозяйствах населения - на 19, 3%.
Но селяне уже думают о новой страде. Под урожай нынешнего года крестьяне посеяли 7, 6 млн. га озимых на зерно и корма, что на 8% больше, чем в 2004-м. Бывшие колхозы заняли под культуру номер один 6, 3 млн. га - прирост 6, 5%, а крестьянские подворья - 1, 3 млн. га (15, 8%).
Площади озимых, посеянных исключительно на зерно, выросли на 9% - до 7, 5 млн. га, в том числе пшеница зазеленела на 6, 3 млн. га, что в сравнении с минувшим сезоном больше на 14, 5%. "Расширение пшеничных полей наблюдается во всех регионах страны", - отмечают специалисты Кабмина.Особенно им понравился трудовой энтузиазм аграриев Одесской области, посеявших 522 тыс. га стратегической культуры - на 13% больше, чем в минувшем сезоне, Херсонской - 486 тыс. га - рост 57% и Николаевской - 441 тыс. га (27%). Правда, прогнозировать вал-2005 пока не берется никто - на полях властвует известная своей непредсказуемостью зима.
ЖИВОТНОВОДСТВО
В отличие от растениеводства выращивание скота продолжает оставаться для селян, мягко говоря, больным местом. За
январь - ноябрь минувшего года объем производства животноводческой продукции против соответствующего периода 2003-го сократился на 0, 1%.
Выпуск мяса - реализация скота и птицы на забой в живом весе - уменьшился в 18 регионах. Наиболее существенный спад показали Запорожская (26%), Полтавская (25%), Ривненская (23%) и Херсонская (22%) области. Ростом могут похвастаться разве что хозяйства Крыма (10%), Львовской (5, 2%) и Волынской (3, 3%) областей.
Мелели и молочные реки. За одиннадцать месяцев прошлого года, по сравнению с соответствующим периодом 2003-го, производство продукта снизилось в десяти областях. Наиболее "жирные" минусы правительство обнаружило в харьковских (9, 2%), днепропетровских (4, 3%) и львовских (4, 2%) селах, а также в Крыму (8, 6%).
А вот выпуск деликатесных яиц увеличился, по сравнению с 2003-м, в 16 регионах. Особенно куриные семейства постарались в Донецкой, Ивано-Франковской и Киевской областях (рост на 14, 3 - 20, 5%).
За "отчетный" период надои молока в расчете на одну корову увеличились до 2477 кг, что на 330 кг, или на 15, 4%, больше по сравнению с соответствующим периодом 2003 года. Хозяевами самых увесистых бидонов стали аграрные предприятия Киевщины (3216 кг), Днепропетровщины (2980 кг) и Донетчины (2946 кг).
Повышение продуктивности стада в нынешних условиях, похоже, становится единственным способом не допустить пересыхания молочных потоков, поскольку количество животных в стране по-прежнему сокращается.
Так, за прошлый год во всех видах хозяйств поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 9, 8%, в том числе коров - на 6, 3%, свиней - на 11, 4%, овец и коз - на 6%. Наихудшее положение - в Харьковской (-17, 9%), Тернопольской (-18, 9%) и Днепропетровской (-19, 2%) областях. Отчасти спасает отраслевую статистику лишь птицеводство, показавшее почти 8-процентный рост.
ТОРГОВЛЯ
Особенностью минувшего года стали активные закупки хлеба госоператорами. Напомним, для обеспечения стабильности в продовольственном секторе Кабмин накануне страды решил приобрести 3 млн. тонн зерна урожая 2004 года в госфонд. Не менее 1, 5 млн. тонн - для формирования региональных ресурсов и еще столько же - через Госрезерв и ГАК "Хлеб Украины": 1 млн. тонн и 500 тыс. тонн соответственно.
Интересно, что в отличие от предыдущих лет кампания завершилась успешно. В июле - сентябре Госрезерв провел семь тендеров по закупке зерна, на которых заложил 1, 245 млн. тонн продукта. Кроме того, ведомство заявило о планах приобрести дополнительно 500 тыс. тонн урожая-2004.
Хороший намолот и сравнительно небольшие потребности внутреннего рынка в зерне для производства хлеба - около 6 млн. тонн - сразу же активизировали продажи товара за рубеж. Месяцем ранее МинАП улучшило свой осенний прогноз экспорта почти на треть, или на 3 млн. тонн, до 12 млн. тонн.
Пока же, по данным Гостаможслужбы, компании успели продать за пределы Украины 5, 5 млн. тонн зерна нового урожая. В частности, экспортировано 2, 3 млн. тонн пшеницы, 2, 8 млн. тонн ячменя, 351, 3 тыс. тонн кукурузы, 41, 6 тыс. тонн ржи и 9, 2 тыс. тонн овса.
Судя по всему, правительственный прогноз относительно перевалки хлеба может оказаться торговцам под силу. На начало декабря товарные биржи страны зарегистрировали контракты на вывоз 8, 6 млн. тонн зерна. Для сравнения: в 2003 году из-за неурожая экспорт товара составил лишь 3, 9 млн. тонн на 402, 3 млн. долларов.
Растущий экспорт, естественно, улучшил показатели сельхозпредприятий. За январь - ноябрь прошлого года они продали на четверть больше аграрных товаров, чем за этот же период 2003-го - опять-таки за счет увеличения на 44% реализации продукции растениеводства.
В то же время животноводческих товаров было реализовано на 2% меньше. Причем динамика состояния подотрасли удручает: если не будут предприняты радикальные меры со стороны государства, за несколько лет страна может остаться без коров и свиней, уверены эксперты. Тем временем вполне разумное предложение чиновников поддерживать селян - владельцев скота - стогривневой годовой дотацией пока повисло в воздухе.
ФИНАНСЫ
Деньги в аграрном секторе страны есть. Первым делом руководящие селяне связывают свои надежды с казной. Если бюджет минувшего года финансировал отрасль в объеме 3, 988 млрд. грн., то при подготовке к формированию финплана-2005 чиновники предложили Верховной Раде увеличить аграрные расходы на 105%, или 4188 млн. грн., до 8175, 3 млн. грн.
Правда, при всем хорошем отношении к сельским угодьям и коровникам депутаты, принявшие в декабре новый госбюджет, значительно поубавили пыл чиновников. Всего на нужды агропромышленного комплекса в 2005 году они выделили только половину от намеченного - 4886 млн. грн., в том числе на развитие животноводства и растениеводства - 619, 5 млн. грн., причем без расшифровки по подотраслям.
Впрочем, не казной единой жив сектор. Как сообщил аграрный вице-премьер Иван Кириленко, сельскохозяйственные предприятия в минувшем году привлекли кредитов на сумму около 7, 6 млрд. грн. В том числе им удалось получить 3, 2 млрд. грн. льготных займов.
К сожалению, селянам не удалось повторить успех 2003-го. Тогда они "намолотили" 8, 2 млрд. грн. ссуд - 5, 9 млрд. краткосрочных и 2, 3 млрд. - долгосрочных. И лишь цифра льготных кредитов оказалась сходной.
ЗЕМЛЯ
Пожалуй, самой большой и, как оказалось, неразрешимой проблемой минувшего года оказался земельный вопрос.
Как известно, в соответствии с переходными положениями принятого в 2001 году земельного кодекса, 1 января 2005-го должна была стартовать торговля наделами. На протяжении трех лет депутаты планировали подготовить нормативные акты, дополняющие документ, но не успели. И тогда вместо ускорения процесса парламент продлил мораторий на проведение таких операций, запретив гражданам и юридическим лицам продавать пахоту до 1 января 2007 года.
Президент дважды ветировал такое решение, но парламентарии оставались непреклонными и восстанавливали действие принятой нормы. Среди аргументов - недостающие законы и медленная выдача земельных госактов - ныне их получили 70% собственников паев.
Проблема юридического завершения аграрных преобразований действительно существует. Обмен земельных сертификатов, удостоверяющих возможность получения надела в будущем, на полноценные акты частной собственности, подтверждающие владение конкретным участком, затянулся более чем на десятилетие.
Причин несколько: отсутствие у крестьян необходимых сумм - изготовление документа стоит от 85 до 300 грн., а также пассивность участников процесса - чиновников и самих аграриев. Поэтому станет ли нынешний сезон переломным для села, в том числе касательно земельной реформы, зависит не только от нового состава правительства и его политики, но в значительной степени - и от активности украинских крестьян.
СПРАВКА "ВЕДОМОСТЕЙ"
В Украине более 60 млн. га земли, в том числе 41, 8 млн. га - аграрные угодья, из них 33 млн. га - пахота. Около 30 млн. га распаеваны, средний размер пая - 4 га. Зарубежные эксперты оценивают один гектар отечественной земли в 10 тыс. долл., чиновники Госкомзема - в 10 тыс. грн. По данным ведомства, суммарная стоимость пахоты, которую можно использовать как залог под инвестиции, - 400 млрд. грн.
В странах Западной Европы и Северной Америки земля достигает 70% в структуре капитала фермерских хозяйств. Столько же приходится на ипотечные ссуды. Украинский агросектор производит 14% ВВП, но получает лишь 7% кредитов и 4% - вложений.
Старые нефтяные ошибки
Максим АРСЛАНОВ
"Ведомости"
Национализация дестабилизирует мировую экономику
Конец 2004 года был отмечен присоединением "Юганскнефтегаза" к "Газпрому". По мнению аналитиков, эти действия негативно влияют на инвестиционный климат в России.
Напомним, что 30 октября 2003 года Генпрокуратура России наложила арест на 44% акций "ЮКОСа", которые принадлежат двум оффшорным компаниям - Yukos Universal Ltd. и Halley Enterprises. Главы нефтяного гиганта - Михаил Ходорковский и Платон Лебедев - были взяты под стражу. Власти обвинили менеджмент предприятия в неуплате налогов в крупных размерах. Разбирательство, которое длилось почти год, завершилось продажей крупнейшего добывающего подразделения "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаза" на аукционе. 19 декабря 2004-го тендер выиграла компания "Байкалфинансгруп", которая, как выяснилось, принадлежит НК "Роснефть". Последняя же вскоре станет частью государственного монополиста "Газпрома". По мнению наблюдателей, лейтмотивом действий российских властей оказалась простая национализация. Однако чиновники, похоже, не осознают в полной мере возможных негативных последствий подобной политики.
Волна национализации в нефтяной промышленности началась еще в конце 30-х годов минувшего века. Так, в 1934-м в Мексике усилились революционные настроения, после чего главой государства стал генерал Ласаро Карденас. Новый президент не питал симпатий к иностранным нефтяным компаниям, действующим на территории страны, и вскоре давление властей на них усилилось. Чиновники утверждали, что зарубежные предприятия получали огромные прибыли, однако не вкладывали ровным счетом ничего в развитие мексиканской экономики. Они требовали от менеджеров повышения заработных плат и множество других льгот. Но сторонам не удалось достичь консенсуса, и в 1938 году Карденас объявил об экспроприации всех нефтяных объектов.
Однако вскоре президент пожалел об этом. В 1943 году Мексике пришлось выплатить довольно большую для национального бюджета сумму в качестве компенсации компаниям - 30 млн. долл. Более того, государство утратило внешние рынки сбыта, что не позволило осуществить главную цель экспроприации - повысить заработные платы. Нехватка капиталовложений и отсутствие доступа к новым технологиям негативно отражались на работе отрасли. Кризис затянулся до 1974 года, когда властям наконец удалось возобновить экспорт черного золота, а в 1976-м в Мексику снова хлынул поток иностранных инвестиций. Объемы добычи в период экономического подъема выросли с 830 тыс. барр. в 1976 году до 1, 9 млн. барр. в 1980-м.
В начале 50-х годов на территории бывшей Персии развернулось национальное движение, которое далеко не лучшим образом повлияло на отношения между англо-иранской нефтяной компанией и населением страны. Положение ухудшилось, когда в апреле 1951-го должность премьер-министра занял Мохаммед Мосаддык - лидер оппозиции. Этот человек вел борьбу с режимом Реза-шаха еще с 20-х годов. За это он нередко попадал за решетку или под домашний арест. Первым шагом "старика Мосси", как его называли американцы, стала национализация англо-иранской компании и изгнание британского персонала с нефтеперерабатывающего завода на острове Абадан. Вскоре, однако, ему пришлось об этом сожалеть - власти Объединенного королевства установили эмбарго на иранское сырье. Основной источник прибыли Ирана - экспорт черного золота - был перекрыт, и экономическая ситуация в стране заметно ухудшилась. В 1953 году режим Мосаддыка пал в результате переворота, и поставки углеводородов из региона стали возобновляться. Однако инвестиционный климат в регионе с одним из самых богатых запасов энергоносителя оставался неблагоприятным.
События в других арабских странах подтвердили опасения крупных компаний в высокой степени риска капиталовложений на Ближнем Востоке. В 1952 году в Египте произошел путч. А в 1954-м главой государства стал полковник Гамаль Абдель Насер, приверженец националистических идей, который призывал арабские страны к объединению. Суэцкий канал, по которому транспортировалось две трети потребляемой в Европе нефти, по мнению диктатора, являлся достоянием нации. В связи с этим президент потребовал от британцев распределения прибыли от водного пути по принципу 50 на 50. Однако ни одна из сторон не приняла надлежащих мер для соответствующего решения, и в 1956 году объект был экспроприирован. Попытки Великобритании вернуть контроль над объектом путем военной интервенции оказались безуспешными, поскольку, лишившись ближневосточного сырья, европейцы рассчитывали на поддержку со стороны Штатов. Однако президент Дуайт Эйзенхауэр не одобрил действий европейцев, и кампания прекратилась.
Диктатор Насер во время баталий отдал распоряжение затопить в акватории канала десятки судов, наполненных щебнем, цементом и бутылками. Кроме того, сирийские инженеры перекрыли альтернативный маршрут транспортировки нефти - трубопровод Iraq Petroleum Company. В результате вся Западная Европа оказалась на грани энергетического кризиса. Стартовала программа под названием "переброска нефти", которая заключалась в совместных действиях компаний в Европе и США. Она также сопровождалась нормированием потребления. Например, Бельгия ввела запрет на пользование автомобилями по воскресеньям. Франция установила квоту по продажам для нефтяных предприятий в размере 70% от прежних объемов. Великобритания ввела новые налоги на нефть, которые повысили стоимость бензина и мазута. Электростанции были переоборудованы на уголь. Своевременные меры помогли избежать резкого ценового скачка, а Египет понес немалые убытки от простоя канала.
Созданная в 1960 году Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) к 1972-му заметно окрепла. И если ранее власти ближневосточного региона и Венесуэлы вели диалог с компаниями о перераспределении прибыли и повышении стоимости, то теперь эти государства стали договариваться о ценах на черное золото исключительно между собой. Однако концессии западных недропользователей, к великому сожалению чиновников, все еще функционировали. И вот в начале 70-х картель приступил к их масштабной ликвидации. Первой ласточкой стала экспроприация правительством Ирака иностранных активов Iraq Petroleum Company. В 1975 году власти Кувейта национализировали все имущество зарубежных нефтяных предприятий, выплатив им компенсацию в размере 50 млн. долл. Хотя, по мнению самих производителей, эта сумма должна была быть значительно больше - 2 млрд. долл. В 1976-м примеру ближневосточной страны последовала Венесуэла, которая основала госкомпанию Petroleos De Venezuela.
Крупнейший экспортер в мире - Саудовская Аравия - не торопилась проводить радикальные перемены. В 1974 году министр нефтяной промышленности Заки Ямани добился увеличения доли прибыли государства от добычи углеводородов до 60%. Однако вскоре под влиянием остальных арабских государств власти королевства начали переговоры о полной национализации имущества добывающих компаний, которая предусматривала выплату компенсации недропользователям. Окончательное соглашение между правительством и бывшими совладельцами American Arabian Oil Company (Aramco) было подписано в 1976 году.
В результате страны-экспортеры добились главной цели своей политики - увеличения стоимости черного золота. Так, если в периоды жарких дебатов между правительствами и недропользователями о перераспределении прибыли в 1973 году цена на нефть составляла 13, 68 долл./барр., то уже в 1976-м она достигла 40, 17 долл./барр. Ни для кого не секрет, что удорожание черного золота замедляет экономический рост, повышает цены на другие товары, увеличивает масштабы безработицы в странах-импортерах. Более того, от стоимости этого продукта в большой степени зависят и котировки природного газа, который используется для производства электроэнергии. А это, в свою очередь, увеличивает затраты на производство товаров, в себестоимости которых большую долю занимают электричество и топливо. Стоит ли говорить о влиянии инфляции в нефтегазовом секторе на транспортную отрасль, которая в связи с вынужденным повышением тарифов на перевозки сталкивается со стремительным падением спроса?
Вот и действия стран-экспортеров привели к значительному замедлению темпов экономического роста в индустриальных государствах, которым приходилось прибегать к таким мерам, как нормирование, переоборудование электростанций на уголь и другим ограничениям. Более того, волна национализации снизила привлекательность участников ОПЕК для зарубежных вкладчиков капитала. Однако, несмотря на это, сегодня власти продолжают повторять ошибки картеля. Конфликт вокруг "ЮКОСа" неоднократно провоцировал ценовые спекуляции на мировых фондовых биржах. Более того, по мнению наблюдателей, ситуация негативно повлияла на инвестиционный климат в России. Эксперты полагают, что возможная реприватизация украинского металлургического комбината "Криворожсталь" способна сильно уменьшить стоимость его активов, а также отпугнуть иностранные предприятия, которые планируют в будущем вложить средства в хозяйство нашей страны.
Передел забот
Максим АРСЛАНОВ
"Ведомости"
Полемика об эффективности разных бизнес-стратегий продолжается
Многие предприниматели в мире практикуют передачу непрофильных активов компаний в управление специализированным фирмам. Однако, несмотря на выгоды, это негативно влияет на занятость населения.
Как известно, одним из наиболее популярных методов ведения бизнеса в мире является аутсорсинг. Подобная тактика предусматривает передачу подразделений предприятия, которые не являются профильными, но тем не менее требуют надлежащего внимания со стороны менеджера, в управление другой фирме. Например, в наши дни такая практика получила широкое распространение в области телекоммуникаций. Причиной послужил технический прогресс.
Сегодня информационные системы - неотъемлемая часть успешного бизнеса. В прошлом, когда средства связи ограничивались лишь телефоном и телеграфом, у предпринимателя не возникало хлопот. Однако с развитием информационных технологий в компаниях стали появляться собственные специалисты, а впоследствии - и целые IТ-подразделения. Вскоре и эти люди перестали справляться с поставленными задачами. В результате предприниматели были вынуждены прибегнуть к услугам узкоспециализированных фирм, которые стали осуществлять управление их телекоммуникационными подразделениями. Практика аутсорсинга также распространяется на координацию работы автопарка, кадровую политику, логистику, ведение бухгалтерского учета и аудита.
Услуги по внешнему управлению появились недавно. Так, аутсорсинговая фирма Exult была основана в 1998 году. Однако сегодня ее менеджеры успешно сотрудничают с British Petroleum и производителем информационных систем Unisys. Преимущества очевидны: во-первых, бизнесмены получают возможность сократить расходы, избавившись от собственного персонала, во-вторых, предприниматели могут сосредоточиться на первоочередных задачах компаний. Все это, в свою очередь, оборачивается снижением себестоимости производимой продукции, повышением ее качества и ростом ассортимента и стоимости акций.
Успех крупных компаний также положительно влияет на благосостояние государства. Так, согласно статистике, практика аутсорсинга в области IT привела к росту ВВП США на 230 млрд. долл. в течение последних семи лет. Прибыль Штатов в 2002 году увеличилась на 68, 4 млрд. долл. В то же время, по словам аналитиков исследовательского института McKinsey, каждый доллар, потраченный американцами на услуги специалистов из Индии, впоследствии возвращается в размере 1, 12 - 1, 14 долл. Рынок внешнего управления кадрами в Штатах увеличивается на 30% в год и позволяет клиенту экономить до трети расходов.
Рост мирового аутсорсинга кадров прогнозируется разными источниками до 11 млрд. долл. к 2005 году. По прогнозам экспертов, его масштабы на протяжении ближайших пяти лет будут ежегодно возрастать на 30 - 40%.
Широкое распространение практики внешнего управления в области IT также стимулирует рост числа квалифицированных специалистов. Так, количество программистов в США может увеличиться с 499 тыс. до 571 тыс. в 2015 году.
Однако существуют и веские аргументы против. Так, сторонники протекционизма в Штатах утверждают, что аутсорсинг является губительным для внутреннего рынка труда. Выгода компаний от сокращения рабочих мест, по мнению чиновников, негативно отражается на занятости населения в государстве. Так, согласно статистике, с 1995 по 2002 год число должностей уменьшилось на 11% в США, на 15% - в Китае, на 20% - в Бразилии. По прогнозам, к 2015 году количество персонала в Штатах снизится на 75 тыс. человек. Хотя, с другой стороны, это стимулирует поставщиков услуг в индустриально развитых странах. Например, информационные гиганты IBM и Accenture сейчас активно нанимают на работу IТ-специалистов из Индии, которая в последнее время славится успехами в этой отрасли.
Наблюдатели утверждают, что аутсорсинг послужил причиной снижения объемов экспорта в США в последние годы. Так, прибыль от вывоза высокотехнологических продуктов из страны сократилась с 223 млрд. долл. в 2000 году до 166 млрд. в 2002-м. 2003-й был отмечен незначительным увеличением этого показателя - до 171 млрд. долл.
В то же время другие страны, которые стали практиковать внешнее управление, поплатились за это стремительным падением размера ВВП. Так, например, темпы роста производства в ЕС в 2001 - 2003 годах в среднем составляли всего 1%.
Однако сторонники внешнего управления выдвигают контраргументы. До 90-х годов экономики Индии и Китая были закрытыми. Позже в первом из этих государств прошли реформы по снятию протекционистских барьеров и привлечению зарубежных инвестиций, но изменения не принесли желанных результатов. А вот появление аутсорсинга вызвало небывалый рост в сфере информтехнологий, а также стремительное увеличение занятости населения.
В любом случае многие эксперты сходятся во мнении, что потери рабочих мест в США, связанные с наемом специалистов из Китая или Индии, составляют сравнительно малую долю в общем количестве увольнений. По предварительным данным, в 2004 году сокращение штатов по причине аутсорсинга не превысит 400 тыс. человек. В то же время менеджеры предприятий получают возможность спокойно думать о вечном - о деньгах.