Напряженный рабочий график, как следствие - усталость и нехватка свободного времени - таков сегодня уклад жизни многих обитателей города. Заработать на этой слабости занятых людей можно, организовав службу поручений. Этот бизнес не кажется слишком сложным. Для начала требуются лишь телефон и автомобиль с курьером. Подводные камни проявятся позже, самые острые из них - наработка клиентской базы и грамотная логистика.
Новички приветствуются
Рабочий ритм в наше время становится все жестче, а Владивосток бедным городом не назовешь. Это значит, что спрос на услуги служб поручений в городе формируется. Но компаний, работающих в этой сфере, у нас единицы. По словам Александра Сторожкова, генерального директора службы поручений "050" , на данный момент конкуренции в этом сегменте рынка практически нет: "Ноль-пятьдесят" существует около пяти лет, и я не могу назвать ни одну другую компанию, которая успешно выполняла бы функции службы поручений и прочно утвердилась в этой нише. Периодически появляются различные фирмы, но срок их жизни ограничивается несколькими месяцами. Сегодня "050" практически монополист, хотя и не по своей воле. Мы были бы рады появлению сильных и достойных конкурентов".
Исполнителями срочных поручений часто выступают фирмы такси, но проблема в том, что данная деятельность для них второстепенна. Сергей Рычков, генеральный директор компании "Автопилот": "Если к нам обращаются с просьбой привезти какой-то товар, то, в принципе, мы готовы откликнуться. Стоимость услуги - 200 рублей. Но мы стараемся работать с постоянными клиентами компании, которым можно доверять. Нужно понимать, что везти товар без предоплаты - определенный риск: вдруг клиент откажется от продукта? Поэтому дорогие заказы стараемся не принимать. Конечно, курьер сохраняет магазинный чек, чтобы при необходимости вернуть товар, но не все торговые точки так работают".
Некоторые фирмы такси работают по предоплате. В этом случае процедура занимает слишком много времени: сначала нужно заехать за деньгами к клиенту, потом совершить покупку и доставить ее. "Одно из наших преимуществ перед такими компаниями - работа без предоплаты, - объясняет Александр Сторожков, - сейчас мы можем позволить себе подобные риски, их процент заложен в общий бюджет. Мировая практика показывает, что доля "возвратных заказов" не должна превышать 10 % от общего количества. У нас их немного меньше, так как за время существования выработали надежную систему безопасности".
Сколько вкладывать?
Планируя службу поручений, как единственный вид деятельности компании, о лицензировании можно не беспокоиться. Что касается цены входа на рынок, то, если начинаешь с малого, она действительно невелика. Александр Сторожков: "В первое время мы с партнерами сами выступали в роли курьеров, операторов, самостоятельно искали клиентов. Заявки в то время принимались на пейджер, для доставок использовали собственный автомобиль. Первыми заказчиками были наши знакомые, которых привлекали низкими расценками. Первого настоящего курьера наняли только после полугода работы".
Если есть возможность "вложиться" , можно нанять пару курьеров, снабдить их сотовой связью, пригласить оператора для приема заказов. Самая затратная часть - донесение информации о себе до потребителей. Как минимум нужно изготовить листовки и создать свой сайт. По словам Сторожкова, реклама по радио и телевидению неэффективна для данного вида услуг. Лучше разместить информацию в телефонной справочной службе или в печатных рекламных справочниках.
Предпочтителен круглосуточный режим работы - ведь ночью клиентам меньше всего хочется выходить на улицу. Фирме понадобятся как минимум два курьера и столько же операторов для посменной работы. Солидность офиса в этом бизнесе не важна, хотя хороший компьютер для составления схемы заказов и ведения клиентской базы, конечно, необходим.
Время доставки - один из основных моментов, на которые обращает внимание заказчик. Здесь необходима грамотная логистика. Для организации своего автопарка понадобятся весьма крупные вложения. Можно приобрести авто и в лизинг, но риск велик. "050" пошла по иному пути, нанимая курьеров с собственным авто. Расходы на бензин и сотовую связь компания берет на себя. Как и в случае с такси, передвижения курьеров по городу контролирует менеджер. При поступлении заявки на ее выполнение отправляется тот, кто находится ближе к месту покупки, если оно обозначено клиентом. Товар же, который можно купить в любом магазине, везет курьер, находящийся в районе заказчика.
Как утверждает Александр Сторожков, быстрой окупаемости в этом бизнесе ожидать не стоит. Сейчас цена за доставку от "050" в пределах города - 180 руб. Разумеется, клиент должен получить продукт по его розничной стоимости. Только через несколько лет работы в убыток служба поручений начала себя окупать.
Двигатели прогресса
Александр Сторожков: "Мы прошли долгий путь, был даже момент, когда просто опускались руки. Но останавливаться тоже не хотелось - слишком много сил уже было потрачено. Только благодаря собственным ноу-хау удалось выжить и сделать бизнес успешным".
В первую очередь важно хорошее программное обеспечение. Сейчас в "050" могут отслеживать каждую заявку - от момента поступления, передачи ее курьеру и до результата: доставлено или нет. Все поручения фиксируются по времени и месту. Кроме того, клиентская база позволяет снизить риски от отказов. Звонок клиента поступает менеджеру, который по базе данных отслеживает, нет ли звонящего в "черном списке".
Во избежание недоразумений "050" редко доставляет товары с рынка. Как поясняют в компании, когда нет стандартного описания продукта, у клиента есть повод остаться недовольным. Что касается скоропортящихся продуктов из магазинов, задача курьера - привезти товар с действующим сроком годности.
Поиск клиентов легким не назовешь. В "050" успешным шагом считают создание собственного печатного каталога, который бесплатно выкладывается в посещаемых местах Владивостока.
Еще одно ноу-хау - возможность принимать заказы через интернет. Оставленные на сайте заявки поступают к оператору, как и телефонные звонки. Клиентов можно привлекать и с помощью компаний-партнеров. Например, человек приобретает карту экспресс-оплаты через службу поручений и получает бонус от сотового оператора. Недавно такую акцию "050" проводила совместно с "МегаФоном".
Запоминающийся и короткий телефонный номер - еще один безусловный плюс.