И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли...
Книга Бытия, глава И
Перед российским бизнесом встал вопрос повышения экономической эффективности и конкурентоспособности, что потребовало проведения реструктуризации систем управления отечественными холдингами, а значит, оптимизации общекорпоративной системы управления и четкого определения места и роли управляющей компании.
Возникают вопросы: зачем нужна управляющая компания и какие функции она должна выполнять?
Ответить на первый вопрос не так просто, как кажется на первый взгляд. Управляющая компания не участвует непосредственно в создании ценности для потребителя, но требует расходов на свое содержание. Казалось бы, гораздо проще для собственника владеть пакетами акций бизнес-единиц, а не создавать отдельную компанию. Но мировая практика показывает, что основная задача управляющей компании - достижение эффекта синергии от деятельности бизнес-единиц.
Что же такое "синергия"? Синергия бывает двух видов: системная синергия и синергия от переноса компетенций.
Системная синергия может достигаться или за счет централизации отдельных бизнес-процессов, или за счет интеграции предприятий по цепочке создания ценности. Примером централизации бизнес-процессов могут служить розничные сети. Например, магазины, входящие в одну торговую сеть, имеют централизованную систему закупок товаров и единую службу логистики. В этом случае управляющая компания, занимаясь закупками, достигает эффекта, который невозможен при отсутствии централизации.
Другой вид синергии. Интеграция предприятий по цепочке создания ценности приводит к созданию вертикально-интегрированных холдингов. При этом эффект синергии будет менее значительным, чем при централизации бизнес-процессов, но все же он будет. Например, более четкое взаимодействие внутри нефтяных компаний улучшает процесс планирования и уменьшает время простоев, что приводит к увеличению загрузки перерабатывающих мощностей.
Синергия от переноса компетенций состоит в том, что управляющая компания обладает какой-нибудь уникальной компетенцией, которая способна обеспечить конкурентоспособность на рынке. При включении предприятия в холдинг данная компетенция переносится на вновь приобретенную бизнес-единицу.
Определившись с ролью управляющей компании в структуре холдинга, нужно решить, какие функции необходимо централизовать в управляющей компании, а какие должны выполняться бизнес-единицами самостоятельно.
Обычно управляющие компании выполняют следующие функции: поддержание отношений с внешней средой - управляющая компания организует диалог с акционерами, а также лоббирует интересы холдинга в органах государственной власти; перераспределение финансовых ресурсов с целью реализации единой стратегии - управляющая компания становится кредитным центром холдинга; обеспечение общего финансового контроля над деятельностью предприятий - управляющая компания внедряет единую систему учета, контроля и анализа; определение общекорпоративной стратегии, содержащей решения, какое предприятие необходимо купить, а какое - продать; создание общекорпоративной культуры, призванной выработать единую систему ценностей и объединить сотрудников отдельных предприятий в единую компанию; поддержание и развитие ключевых компетенций, критичных для достижения конкурентоспособности отдельных предприятий, что достигается организацией единой системы управления знаниями; координация деятельности отдельных компаний для обеспечения эффективного сотрудничества; отбор и развитие топ-менеджеров отдельных компаний, а также разработка системы их мотивации.
Точный набор функций определяется стилем управления. Финансовый контроль, стратегический контроль и стратегическое планирование - наиболее распространенные стили управления.
Финансовый контроль обычно применяется в холдингах, которые владеют большим числом разнородных по видам деятельности предприятий. При этом связи между ними очень слабы, а применяемые технологии - просты и стабильны. В качестве примера можно привести компанию Hanson, которая обладает ключевой компетенцией в поиске компаний недооцененных рынком.
Успех компаний, использующих финансовый контроль, во многом определяется способностью руководства заставлять топ-менеджеров бизнес-единиц любой ценой "выдать" финансовый результат. Поэтому главной функцией управляющей компании становится утверждение бюджетов и определение размера капиталовложений как на уровне отдельных бизнес-единиц, так и всего холдинга в целом. К недостаткам финансового контроля можно отнести недостаточное внимание управляющей компании общекорпоративному планированию и вопросам стратегии, что не дает возможности достичь синергии между различными частями группы. Достоинствами финансового контроля являются простота общекорпоративной системы управления и децентрализация, позволяющие достигать хорошего роста доходов на акцию за счет приобретения и продажи компаний.
В холдингах, основывающих свою работу на практике стратегического планирования, управляющая компания наделена максимумом полномочий в процессе планирования и осуществления стратегии. Компании, использующие этот стиль, владеют небольшим числом бизнес-единиц и стремятся добиться конкурентных преимуществ, вырабатывая общие планы и координируя их исполнение. Корпоративная стратегия представляет собой не просто сумму планов, она призвана обеспечивать их синергизм. Стратегическое планирование применяется в вертикально-интегрированных корпорациях, например, в нефтяных компаниях. К преимуществам стратегического планирования можно отнести смелые стратегические шаги, поддерживаемые (а иногда и инициируемые) управляющей компанией. Основной недостаток - высокая вероятность потери объективности управляющей компанией, утрачивающей способность осуществления истинно стратегического контроля. Следовательно, в данном случае успешная работа холдинга зависит прежде всего от квалификации топ-менеджеров управляющей компании, разумности их политики.
Метод стратегического контроля - промежуточный стиль управления между стратегическим планированием и финансовым контролем. В использующих его компаниях управляющая компания хорошо понимает важность координации стратегий, но предоставляет менеджерам свободу в разработке планов деятельности. Впоследствии на их основе вырабатывается единая стратегия корпорации. Стратегический контроль чаще всего встречается в горизонтально интегрированных корпорациях. Примером могут служить автомобильные компании, например, GM. С одной стороны, дивизионы достаточно автономны в принятии решении, а с другой - корпорация имеет четко сформулированную общекорпоративную стратегию. Достоинством стратегического контроля является сбалансированный компромисс между высокой самостоятельностью бизнес-единиц (децентрализацией) и координацией их стратегических планов (синергией). К отрицательным сторонам стратегического контроля можно отнести сложность выбора объективных критериев контроля бизнес-единиц, нежелание сконцентрироваться на решении стратегических проблем, отсутствие ясности в выборе между финансовыми и стратегическими целями.
Мировая практика показывает, что существует тенденция перехода управляющих компаний к более мягким стилям управления - стратегическому и финансовому контролю. Сегодня большинство российских холдингов построено на принципах стратегического планирования, а часто и на более жестких формах контроля, таких, как стратегическое программирование и централизованное управление. Проводимые в отечественных холдингах реформы системы управления вынуждают управляющие компании пересматривать свой стиль управления. Это - неизбежный процесс. Вопрос стоит очень просто - либо компания повышает свою конкурентоспособность, либо уходит с рынка.
***
...И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык и так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Книга Бытия, глава 11