- Игорь Борисович, в "ЭГ" было опубликовано интервью с вами под названием "Снять кирпич на пути интеграции". Хотелось бы продолжить разговор на эту актуальную тему. Так ли уж необходима интеграция автотранспортных систем в СНГ на данном этапе, если на ее пути "кирпич"?
- Судите сами. Говоря о внешнеэкономической деятельности, о торговле, чаще всего одной из важнейших проблем в этой области называют унификацию таможенных тарифов. Но таможенные тарифы составляют только 4% издержек, а автотранспортные издержки - 7%. А если посмотреть структуру транспортных издержек, то 30% приходится, собственно, на перевозки, а 70% - результат плохой логистики. Очевидна экономическая выгода интеграции транспортных систем вообще и автотранспортных в частности.
Интеграционные процессы идут в мире давно, и Россия активно в них участвует. Многосторонние соглашения по транспорту - это пример глобальной интеграции. Например, Конвенция МДП, принятая в 67 странах мира, - это тоже пример глобальной интеграции.
Примером региональной интеграции может служить
Евросоюз, на долю которого приходится 40% мировой торговли именно в связи с успешным развитием интеграционных процессов. Сегодня в Западном полушарии осуществляются попытки создать зону всех Америк, Китай начал формировать зону свободной торговли, Беларусь, Казахстан, Россия и Украина создают Единое экономическое пространство. То есть не стоит вопрос: нужна ли интеграция?
С нашей точки зрения, транспорт подлежит интеграции на территории стран СНГ одним из первых. Это обосновано в недавно выпущенной представительством книге "Единое экономическое пространство: проблемы интеграции в автотранспортном секторе". Эта книга написана в содружестве с Научным центром комплексных транспортных проблем Минтранса РФ.
В автотранспортных секторах стран "четверки" происходят схожие процессы: идет процесс коммерциализации автомобильного транспорта, существуют равные условия доступа автотранспортных компаний различных форм собственности к рынку и т. д. Вместе с тем есть и отличия: различная степень модернизации подвижного состава, различный уровень развития законодательной и нормативно-правовой базы, налогообложения, несовместимость систем дорожных налогов и сборов. Перечисление можно продолжать, это как раз те проблемы, которые необходимо решать в процессе интеграции автотранспортных комплексов.
Конечно, в интеграционных процессах не стоит изобретать велосипед. Проблемы, которые предстоит решить странам "четверки", решались членами Европейского экономического сообщества еще в 50-60-е годы. Необходимо использовать их опыт и изначально в интеграции ориентироваться на международные конвенции и соглашения.
- Что думают об этом автоперевозчики стран СНГ, чью профессиональную деятельность в первую очередь затрагивает процесс интеграции автотранспортных комплексов?
- Мы имели возможность познакомиться с точкой зрения ассоциаций международных автоперевозчиков на эту проблему на прошедшей 3 марта Международной конференции "Интеграционные процессы в области автотранспорта в СНГ: опыт и перспективы". Эту конференцию представительство IRU в СНГ организовало совместно с Советом по автомобильному транспорту СНГ, в ней приняли участие представители ассоциаций международных автоперевозчиков Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы, России, Украины.
В ходе конференции прозвучало несколько интересных конкретных предложений, например, о создании третейского суда в области автотранспорта. Но показательной лично для меня была просьба, высказанная в адрес Международного союза автомобильного транспорта: обратиться в Минтранс, Минюст, Правительство РФ с просьбой об отмене нормативных документов, противоречащих нормам международных конвенций и соглашений, к которым Россия присоединилась.
На конференции только представители Ассоциации международных автоперевозчиков Украины смогли с удовлетворением заявить, что кабинет Юлии Тимошенко, понимая значение транспорта, в первые дни своей работы принял пакет давно обсуждаемых и ожидаемых законов, регулирующих деятельность автотранспорта.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой позиция международных автоперевозчиков заявлена четко: интеграция автотранспортных систем на территории СНГ - веление времени.
***
Из резолюции Международной конференции "Интеграционные процессы в области автотранспорта в странах СНГ: опыт и перспективы"
С учетом исторического опыта и географических особенностей развития автомобильного транспорта на территории СНГ, а также отдавая должное европейскому опыту интеграционного развития, участники конференции констатируют, что первоочередными задачами в области интеграции автотранспортных систем государств - участников СНГ являются:
- гармонизация законодательств государств - участников в области автотранспортной деятельности с учетом существующих международных конвенций и соглашений в этой области;
- унификация норм, технологий и стандартов в сфере автотранспортной деятельности;
- обеспечение свободы транзита и перевозок грузов по территории государств - участников СНГ посредством ликвидации административных барьеров на пути развития автотранспорта;
- обеспечение национального режима в отношении учреждения и деятельности автотранспортных компаний;
- создание условий для государственно-частного партнерства как одного из наиболее эффективных инструментов развития автомобильного транспорта;
- гармонизация требований, связанных с допуском к международным автоперевозкам;
- проведение согласованной политики по доступу поставщиков автотранспортных услуг из третьих стран на рынок СНГ.