Он укрепит внутреннюю стабильность и международный имидж страны
Экономика Казахстана вышла на орбиту устойчивого развития. Во многом этому результату способствовали высокие мировые цены на энергоносители и продукцию горно-рудной промышленности. Однако далее надеяться только на них было бы опрометчиво, поскольку рост цен названного сырья невечен. Поэтому стремление президента страны и правительства РК найти другие пути активизации экономики, чтобы гарантировать устойчивый рост даже при изменении ценовой конъюнктуры, достойно всяческой поддержки.
В этом плане ставка на кластерный принцип и сосредоточение усилий на приоритетных секторах и возможностях Казахстана в международном разделении труда, безусловно, прогрессивный и правильный шаг. Среди базовых сфер для формирования казахстанских кластеров обозначены транспорт и логистика.
Основа уже есть
На мой взгляд, здесь возникает несколько проблем методического характера.
Во-первых, включать в кластерную программу весь транспорт Казахстана не совсем логично. Улучшение его работы является постоянной задачей, которой должны заниматься правительство, национальные компании, частные структуры в рамках принятой транспортной политики.
Во-вторых, для того чтобы применить кластерный подход, нужно, на мой взгляд, выбрать те точки приложения усилий государства и частного бизнеса, которые дадут возможность стать нашему транспорту конкурентоспособным на мировом рынке и сделать опережающий шаг в общем развитии. Такой точкой является транзитный потенциал Казахстана, о чем президент говорил в Стратегии развития до 2030 года. Именно в транзитных перевозках Казахстан может занять достойное место на мировом рынке услуг. Основа для этого уже есть. Казахстан расположен на перекрестке многих транспортных путей. За последние годы объемы перевозок через наш главный международный переход Достык - Алашанькоу, расположенный на границе Казахстана с Китаем, существенно выросли и по итогам прошлого года достигли 9 млн тонн. Значительно увеличилась и доля транзитных грузов.
В-третьих, слово "кластер" означает подход, метод. И его надо реализовать с помощью системы мер, предпринимаемых правительством, министерствами и ведомствами, национальными компаниями и частными бизнес-структурами. Нужно не только провозгласить, но разработать, а затем и реализовать кластерную программу, которая позволила бы решить целевую задачу.
Цель и этапы
Кластерная программа по транспорту и логистике не должна ограничиваться только развитием международного перехода Достык - Алашанькоу. Не менее важным является использование для нас морского порта Актау. Его потенциал в будущем открывает большие перспективы для развития региона.
Из конкретного выбора вытекает и цель подобного кластера, которую можно сформулировать так: развитие трансконтинентальных транспортных коридоров международного перехода Достык - Алашанькоу, а также морского порта Актау для эффективного использования транзитного потенциала страны при перевозке грузов в направлении Европа - Азия.
Еще в начале 90-х годов мы в Министерстве транспорта оценивали транзитный потенциал республики примерно в миллиард долларов возможного дохода. В последние годы называется цифра порядка 2 млрд долларов. Думаю, это не преувеличение. Уже сегодня от использования транзитного потенциала железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта общий доход страны можно оценить примерно в 450-500 млн долларов. 2 млрд долларов от транзитных перевозок - этот объем вполне может стать целью кластера.
На мой взгляд, транспортная кластерная программа может иметь следующие этапы: выработка идеологии и содержания замысла, мероприятий для отдельных сегментов и в целом программы, ее согласование с правительством и частным бизнесом, утверждение на государственном уровне и, наконец, организация дела и определение исполнителей.
Представляется очень важным по ходу реализации оценивать выполнение отдельных этапов программы - требуется ее постоянный мониторинг. Он нужен для того, чтобы производить корректировку или вносить дополнения, которые будут повышать эффективность программы.
Принципиально важно и зафиксировать общие итоги ее реализации. У нас ведь часто бывает так: затеваем важное дело, но, не доведя его до логического конца, переключаемся на другое. Если мы поставим целью достижение доходов за счет использования транзитного потенциала в 1, 5 - 2 млрд долларов, то считать программу завершенной надо только при достижении этой задачи.
Три основные части
Кластерная программа должна состоять из трех основных частей.
Первое - это меры по развитию производственного потенциала. При нынешнем состоянии международных переходов, транспортных коридоров и системы информатизации и логистики трудно достичь прорывных результатов. Тем более выигрывать конкуренцию с операторами других транзитных маршрутов. Государство, национальные и частные компании должны вложить в транспортную инфраструктуру немалые инвестиции.
Второе - создание благоприятных условий для функционирования транспортного кластера. Государство и национальные компании должны поддержать частный бизнес, который возьмется за организацию этих перевозок. То есть предпринять шаги, делающие выгодным такой бизнес. Эти шаги необходимы, чтобы разрешить проблемы, связанные со сложностью процедур перемещения грузов через границу и шлифовкой налоговой системы и тарифной политики. Есть также вопросы, связанные с инвестиционными преференциями. Требуется в целом совершенствование нормативной базы и присоединение республики к ряду международных соглашений.
Третье - меры, которые должны реализовать непосредственно бизнес-структуры. Им предстоит усиленно заниматься рекламой, проводить гибкую тарифную и активизировать имиджевую политику, участвовать в деятельности международных организаций, создавать совместные с иностранными компаниями предприятия, внедрять современные информационные технологии.
Доходы - не только
от транзита
Когда мы ставим во главу угла международный переход Достык - Алашанькоу или морской порт Актау, то имеем в виду, что эффект от кластера на их основе возможен не только в виде доходов от транзита. Кластер окажет положительное воздействие на все хозяйство страны. Схема его воздействия представляется полетом кометы, ядрами которой являются международный переход и порт, а от них расходится шлейф живительного эликсира для многих сфер экономики.
Например, кластерная программа так или иначе охватит транспортное машиностроение, строительство, торговлю и сервис, а также трудовые ресурсы, для которых возникнут новые рабочие места. Неизбежно вовлечение в орбиту кластера природных ресурсов, финансов, банков и т. д. То есть положительное воздействие может оказаться весьма и весьма широким.
Более того, подобный кластер может обрести и определенное международное влияние. Сферой внешнего воздействия может стать значительная часть территории Европы и Азии. Ведь существенно активизируются трансконтинентальные транспортные связи, проходящие через Казахстан, что даст мощный толчок международным торгово-экономическим отношениям не только нашей республики, но и многих других стран.
В рамках этого кластера могут быть отдельные сегменты и локальные целевые задачи, решение которых будет давать своего рода микроэффекты в рамках общего результата выполнения программы. Такими сегментами можно выделить создание центров логистики и информационной сети, увеличение парка частных грузовых вагонов, строительство железных дорог европейской колеи, модернизацию локомотивного парка, реализацию преференциальной таможенной системы, создание морского торгового флота, развитие зоны свободной торговли и транспортных подходов к порту Актау.
На пересечении основных задач кластера самостоятельным сегментом может также стать развитие системы контейнерных и международных автомобильных, а также наращивание мультимодальных перевозок.
Быть готовым
к трудностям
Уже на подступах к созданию транспортного кластера надо быть готовым к трудностям. Наши внутренние - это низкий уровень конкурентоспособности транспортных услуг, дефицит пропускной способности перехода Достык и порта Актау, несоответствие международным требованиям технического оснащения транспортных коридоров, административные сложности пересечения границ, недостаточная поддержка со стороны государства и незавершенность нормативно-правовой базы для функционирования транспорта. Эти проблемы вполне решаемые.
К внешним сложностям следует отнести высокую конкуренцию на рынке международных транспортных услуг и недостаточный уровень солидарности транспортных администраций соседних стран, неурегулированность ряда технологических процессов и разную степень реформирования, а также действия частных структур, идущие подчас вразрез с интересами государства. Эти проблемы можно и нужно преодолевать общими усилиями.
Любая профессионально подготовленная и выполняемая программа, в том числе кластерная, помимо основной цели, дает массу других выгод. Например, государство от эффективно действующего кластера получит дополнительные доходы в бюджет, новые рабочие места, рост международного имиджа и внутренней социально-экономической стабильности, развитие регионов, где станут лучше действующие или возникнут новые транспортные магистрали.
Значительные выгоды сулит транспортный кластер и частному бизнесу. Это рост объема работ и возможностей извлечения дохода, повышение производственно-экономического потенциала и конкурентоспособности фирмы, формирование международного авторитета компаний, участвующих в реализации подобной программы, и т. д.
Если мы подойдем к формированию транспортной кластерной программы с четким пониманием, чего мы от нее хотим, то, безусловно, сможем поставить этот важный метод на службу экономике. Значительную работу провели в последнее время министерства, разработав несколько методических документов и положений для работы над кластерами. Ученым и специалистам необходимо активно подключиться к этому делу, определив методологические подходы к практической работе. А широкое обсуждение проблем, связанных с формированием кластеров, поможет достичь более четкого понимания целей, задач и действий при реализации данного варианта развития экономики, одним из приоритетных секторов которой является транспорт.