Представить себе работу в транспортной компании без частых командировок невозможно. Проблемы в этой отрасли тоже специфические: задержки в разгрузке товара или вопросы по качеству услуги могут произойти в любое время дня и ночи, и нужно быть постоянно готовым выехать или вылететь на место и уладить конфликт. Именно таких мобильных и инициативных людей принимает на работу международная транспортная компания "Близнецы". Также она эффективно развивает свой персонал - в командировки ездят не только представители менеджмента, но и другие категории работников: и управляющие погрузо-разгрузочным процессом, и сотрудники службы продаж. Результаты оправдывают себя. Об актуальных проблемах на рынке "мобильного персонала" беседуют Елена Бархатова, руководитель проектов службы развития персонала международной транспортной компании "Близнецы", и Александр Лагутин, Begin Group, - специально для газеты "Бизнес".
- В чем особенности управления мобильным персоналом?
- Эти особенности проявляются во всех областях управления персоналом: от подбора до системы мотивации. Для некоторых позиций командировки - это непременное условие, которое прописывается еще на стадии подбора персонала. Согласитесь, далеко не каждый человек может часто разъезжать, тем более что часто необходимость командировки возникает "на ровном месте" - здесь очень важно, чтобы человек практически в любой момент был готов "сорваться".
При подборе мы всегда выясняем, готов ли соискатель работать сверхурочно. Надо отметить, что зачастую отсев молодых специалистов (вчерашних выпускников вузов) происходит именно по этой причине. Часто сталкиваемся с тем, что каждый второй хочет получать сразу от $800 и слышать не хочет о том, чтобы в случае необходимости задержаться на работе после 18.00.Частые разъезды, решение специфических проблем, связанных с транспортировкой грузов, - это, конечно, постоянные стрессы. Вся наша корпоративная культура нацелена на создание коллектива, готового к изменениям, умеющему управлять ситуацией, состоящему из мобильных и лояльных сотрудников.
- С чем обычно бывают связаны командировки в компании?
- Командировки обычно связаны с проблемами при доставке груза, поэтому выезжающий на место специалист должен обладать и профессиональными знаниями, и умением уладить конфликт, найти верные пути решения сложившейся проблемы, и самое главное - найти на месте нужных людей, которые впоследствии смогут решать подобные проблемы самостоятельно, без выезда специалиста из Москвы.
Обычно принято считать, что такие командировки - прерогатива высшего и среднего менеджмента. Однако некоторые командировки в нашей компании совершались специалистами, например сотрудниками производственной службы. Именно в таких командировках сотрудники получают возможность проявить себя и быстрее расти в компании.
- Вы проводите специальное обучение?
- Конечно. Это различные тренинги, в том числе и обучение эффективным технологиям продаж, управлению временем, проведению презентаций, развитию лидерских качеств - в соответствии с поставленными задачами по конкретному подразделению. Обучение перспективных специалистов, помимо основной цели - ускорить процесс превращения в руководителя отдела, направления или проекта, помогает и на этапе существующих задач. Например, навыки проведения переговоров помогают менеджерам по продажам и цивилизовано общаться с клиентами, и решать проблемы, возникающие в регионах.
- Как вы мотивируете людей при таком графике работы?
- В компании разработана серьезная система материальной мотивации. Что касается компенсации за командировки, то мы применяем два способа премирования. Первый - для сотрудников, которые ездят в командировки постоянно. Надбавка за ненормированный рабочий день составляет 10% от оклада. Остальным сотрудникам, выезжающим в регионы реже, выплачивается премия за успешную командировку.
Результаты исследования, проведенного в 2004 году в США Ассоциацией консультантов по подбору высшего управленческого персонала, показали, что в сравнении с предыдущим годом 38% руководителей высшего звена стали более благосклонно относиться к возможным командировкам. На вопрос: "Как вы оцениваете свою готовность к командировкам в сравнении с предыдущим годом? " 54% опрошенных ответили, что их отношение не изменилось, 8% относятся к командировкам без энтузиазма и 38% заявили, что их интерес к путешествиям возрос.
- Каким вы видите будущее отрасли? Какие специалисты будут нужны в среднесрочной перспективе?
- Для нашей компании мы обозначаем сетевое развитие как стратегическое. Считаем, что эффективно отрасли перевозок позволит развиваться именно структура транспортной сети. Видение этого процесса я бы описала так: "Груз доставляется из первой точки во вторую, а заказ на доставку и управление процессом осуществляется из третьей и четвертой точек". Будет идти постоянное развитие и внедрение новых технологий в работу, поэтому прежде всего будут нужны ИТ-специалисты и специалисты по логистике. Конечно, значимость этих профессий в транспортном бизнесе велика и сегодня, но в ближайшие годы она будет лишь расти. Хочу также сказать, что у нас в стране сейчас только зарождается система контроля качества, поэтому в будущем сильнее всего возрастет спрос именно на квалифицированных специалистов по контролю за качеством оказываемой услуги.