БИЗНЕС НА ЧУЖОЙ ИДЕЕ

С каждым годом растет число малых предприятий, готовых работать под известной торговой маркой

Небольшим магазинам становится сложнее конкурировать с крупными сетями розничной торговли. Заинтересованы ли сетевики в работе по франчайзингу с малым бизнесом? Редакция газеты "Деловая Москва" обратилась с этим вопросом к популярным торговым сетям.

Анна Зайцева, пресс-секретарь сети магазинов "Седьмой континент":

- Мы развиваемся самостоятельно, не используя схему франчайзинга. И в дальнейшем эта тенденция продолжится, поскольку наш бренд ассоциируется у покупателей со знаком качества. В наших магазинах действует четкий внутрикорпоративный контроль для соблюдения необходимых стандартов. Будут ли соблюдаться эти стандарты при работе по франчайзингу, предугадать невозможно.

Филипп Ярославцев, руководитель отдела по развитию франчайзинга сети универсамов "Патэрсон":

- Конечно, мы заинтересованы в развитии, в том числе и в работе с небольшими компаниями. Целесообразнее работать по франшизе там, где уже есть наши магазины, где наша сеть зарекомендовала себя. Но возможен вариант открытия только одного магазина, причем в абсолютно любом регионе: от Московской области до Татарстана, Челябинска. Главное, чтобы в городе, желательно областном центре, население было платежеспособным. Наши условия: желание владельца магазина качественно работать, наличие помещения определенной площади - от 300 кв. м, допускаются и меньшие площади. Заключается контракт минимум на пять лет. На протяжении всего этого срока протекает сотрудничество на взаимовыгодной основе. Инвестор обеспечивает новый магазин технологиями, формирует ассортиментную политику и поставщиков, а также обучает персонал. Задача франчайзинга - увеличивать доходы. При этом не идет речи о выкупе собственности владельца магазина и т.д.

Что касается контроля со стороны инвестора за независимым филиалом, то опасения всегда возникают. Чтобы избежать неприятностей, условия контроля оговариваются в контракте. Многое зависит от того, каким видом деятельности является торговля. Если розница - один из проектов крупной компании, то условия одни, а если магазин - основной источник поступления средств нашего партнера - другие.

Мустафа Саглам, генеральный директор компании "Рамэнка", торгово-розничная сеть "Рамстор":

- Наша сеть не заключает договоров франчайзинга. Безусловно, у данной схемы ведения бизнеса есть много преимуществ: франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на региональном рынке, позволяет быстрее адаптироваться на новом рынке, приносит дополнительную прибыль для дальнейшего расширения бизнеса. Однако есть и свои трудности, такие как несовершенство российского законодательства в этой сфере, проблемы с осуществлением контроля, особенно это касается отдаленных регионов. Известны случаи, когда имидж торговой марки был подорван из-за ухудшения качества продукта или сервиса со стороны недобросовестных партнеров. Поэтому мы расширяем географию нашей сети за счет открытия собственных магазинов.

Андрей Шпунт, директор программы "Франчайзинг", Торговый Дом "Копейка":

- Действительно, многие российские предприятия-одиночки уже ощущают на себе последствия конкурентной борьбы. Некоторые из них постепенно начинают поиски партнеров, которые могли бы принять их в свои системы и обеспечить конкурентные преимущества на равноправных, партнерских условиях. Именно такой способ сотрудничества и предполагает франчайзинг, который активно развивает "Копейка". Наши предложения франшизы распространяются на те предприятия, торговая площадь которых от 400 до 900 кв. м. При этом мы достоверно знаем, что франшиза "Копейка" обеспечивает предпринимателям эффективное вложение денег, получение прибыли и увеличение капитализации своего бизнеса.

Стороны действуют на договорной основе. При этом мы передаем франчайзи не только товарный знак и комплект документации, но и наши основные конкурентные преимущества - маркетинговую политику, логистику и уникальную технологию ведения розничного бизнеса. Также мы предоставляем франчайзи выгодные условия лизинга на покупку оборудования сроком от 5 до 7 лет. Весь бизнес, а также торговая площадь остается в собственности пользователя.

Что касается роялти, то у нас его нет в классическом понимании. После открытия магазина мы перечисляем нашему партнеру агентское вознаграждение за продажу нашего товара.

С нашими франчайзи сложностей с контролем не возникает, поскольку мы работаем по централизованной системе управления и осуществляем последовательное сопровождение франчайзи. Мы берем на себя обязательства ведения качественного маркетинга: проведение исследований рынка, формирование ассортимента и цен универсамов франчайзи, организацию еженедельных и сезонных распродаж, а также профессиональную рекламную поддержку.

Все универсамы сети "Копейка" объединены в информационную систему на базе программного комплекса SAP R3, которая позволяет управлять товарными запасами универсама франчайзи, назначать розничные цены, проводить аналитику и отчетность по товародвижению. В результате происходит колоссальная экономия времени и сил, которые обычно расходуются предпринимателями на ведение бухгалтерии, финансовой аналитики и других схем учета.

Игорь Сотников, директор по торговле Группы компаний "Перекресток":

- "Перекресток" готов к любому взаимовыгодному сотрудничеству, при этом ориентируясь в своей работе на высшие мировые стандарты качества товаров и обслуживания. Это требует дополнительных усилий и затрат. Соответственно, если магазин не отвечает нашим стандартам, претендент на покупку франшизы должен быть готов сначала потратить деньги на необходимое переоборудование. Нередко на это уходит 700-800 тысяч долларов. Есть у нас свои требования и к уровню товарооборота, и к величине роялти. Но главное, что мы приветствуем, - готовность партнера вкладывать средства в развитие своего магазина. Кстати, никто из тех, кто проявил подобную заинтересованность в совершенствовании бизнес-процессов, не прогадал.

Никаких кабальных условий договор франшизы не предусматривает. Конкретные условия определяются в индивидуальном порядке, но они никогда не связаны с ущемлением интересов одной из сторон. В соответствии со стандартным договором франчайзинга, "Перекресток" (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. В ряде случаев степень использования торговой марки может быть ограничена, например, в плане использования торговой вывески.

Сложностей с контролем не возникает. Технология работы "Перекрестка", которую мы передаем франчайзи, построена так, что сыграть "не по правилам" практически невозможно. Среди инструментов контроля: еженедельные посещения магазинов нашими супервайзерами, ежедневные отчеты по марже, величине выручки и иным ключевым показателям. У нас есть постоянный доступ к коммерческой документации партнеров по франчайзингу.

Пресс-служба сети магазинов "Пятерочка":

- Стоимость нашей франшизы достаточно высока, поэтому мелкие магазины не в состоянии себе это позволить. Прежде всего "Пятерочка" заинтересована в дальнейшем росте и укрупнении сети. Один магазин легче просто купить, какой смысл во франшизе?

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости