(c) 2005
(Окончание. Начало в ПДВ N5, 2005 г.)
"Боинг" и китайский рынок
Китайские руководители неизменно связывают высокие технологии с уровнем развития ВПК. Так, Ху Цзиньтао в мае 2003 г. призвал страну повысить уровень исследований, направив их на укрепление национальной обороноспособности и модернизацию военного комплекса.(1) Согласно оценке американских экспертов, Китай концентрирует свои усилия на так называемых "карманах превосходства" ("pockets of excellence"), которые включают в себя мощности по нанесению предупредительного точного дальнего удара, информационное доминирование, комплексную воздушную оборону. Собственная микроэлектронная промышленность является наиболее приоритетным сектором в развитии высоких технологий.(2) Следует также отметить, что исследования и разработки в области космоса подчинены четко определенным задачам, отвечающим вышеупомянутым целям модернизации страны, включая ВПК. К основным задачам развития космической прикладной науки относятся: создание стабильной системы спутникового наблюдения, создание и запуск независимой спутниковой трансляционной и коммуникационной системы, создание и запуск независимой спутниковой системы навигации и наземного ориентирования, запуск пилотируемых человеком космических кораблей для проведения научных экспериментов в космосе, включая отработку технологий ходьбы человека в космосе, долгосрочного независимого пребывания в космосе, создание космической орбитальной станции.(3) В этой связи краткий обзор истории отношений "Боинга" с КНР может служить ключом к пониманию противоречий между интересами большого бизнеса и вопросами национальной безопасности США.
В марте 2003 г. "Спутниковые Системы" (Satellite Systems), являющиеся дочерней компанией "Боинга", и "Хьюз Электронике Корпорейшн" (the Hughes Electronics Corp.) "согласились выплатить 32-х-миллионный (амер. долл.) штраф Государственному департаменту США за незаконную передачу Пекину секретных космических технологий".(4) Обвинения относились ко двум неудачным запускам коммерческих спутников связи Китаем в 1995 и 1996 гг., а также к "более позднему успеху КНР, явившемуся результатом помощи со стороны "Боинга" и "Хьюз"".(5)
Китайские ученые отвергли подобные обвинения и заявили, что ими самостоятельно были разработаны космические ракеты-носители многоразового использования "Великий Поход". В качестве доказательства своей непричастности они упомянули о том, что во время запусков 14 американских спутников в период между 1990 и 1998 гг. с китайского космодрома "никому из китайцев не разрешалось входить в рабочую зону американских ученых за исключением случаев, когда требовались совместное сотрудничество и техническая поддержка с китайской стороны". "В обоих случаях всегда присутствовали представители охраны безопасности. Для техников с обеих сторон не представлялось возможным поделиться друг с другом так называемыми секретными космическими технологиями."(6) Одновременно, отвергая незаконную сделку Китая с "Боингом", китайские официальные лица напомнили, что КНР планирует разработать технологии по глубинному исследованию космоса, а также создать базу высоких технологий, основанной на использовании космических технологий, с тем чтобы участвовать в международном сотрудничестве на равной основе: "технология и знание должны быть вне государственных границ", так как они служат "на общее благо" человечества.(7)
Вышеприведенный случай обвинения "Боинга" в нелегальной передаче технологий был не первым в истории американо-китайских отношений в аэрокосмическом сотрудничестве. В 2000 г. корпорация "МакДоннелл Дуглас" (слившаяся с "Боингом" в 1997 г.) была лишена льгот, связанных с экспортом военной продукции.(8) Подобные санкции были вызваны нарушением корпорацией американского экспортного законодательства при оформлении поставок бывшего в употреблении оборудования в Китай (1993-1995) при участии одной из крупнейших китайских компаний по импорту-экспорту авиационного оборудования CATIC (China National Aero-Technology Import and Export Corporation).(9)
Чтобы понять оба случая обвинения в нелегальной передаче технологий в Китай, связанных с "Боингом", ниже приводится ряд цифр, демонстрирующих степень коммерческой вовлеченности компании в КНР. Прежде всего, следует отметить, что история продвижения "Боинга" на китайский рынок тесно связана с политическими изменениями в американо-китайских отношениях и с визитами лидеров обеих стран. Так, первый гигантский заказ "Боингу" на приобретение 77! самолетов последовал после визита Дэн Сяопина в США в 1979 г., целенаправленно посетившего штаб-квартиру компании в Сиэттле и сборочные цеха в Рентоне и Эверетте.(10) Новый импульс к более тесному сотрудничеству был дан в ходе визита Цзян Цзэминя в США в 1993 г., практически повторившего поездку Дэн Сяопин на заводы "Боинга". Было подписано новое соглашение на сумму 5.3 млрд. долл. на поставку самолетов в период с 1993 по 1996 гг.(11) В результате встречи в верхах между Президентом Клинтоном и китайским лидером Цзян Цзэминем осенью 1997 г. было заключено соглашение о приобретении китайской стороной 50 самолетов компании "Боинг" на сумму 3 млрд. амер. долл. В ходе последовавшего за этим визита Президента Клинтона в КНР в июне 1998 г. новые соглашения с "Боингом" увидели свет, включая покупку еще 10 самолетов.(12)
Последующая динамика поставок самолетов "Боинга" в КНР выглядит следующим образом: 40 в 1998, 23 в 1999, 17 в 2000, 28 в 2001, 39 в 2002 г. В конце 2003 г. "Боинг" получил новый китайский заказ на поставку 30 самолетов нового поколения "737" стоимостью приблизительно в 1, 7 млрд. ам. долл. По состоянию на сентябрь 2004 г. в Китае (помимо Гонконга и Макао) насчитывается 483 самолета "Боинга" в эксплуатации, что составляет долю рынка компании в 62%.(13)
"Боинг", помимо чисто торговых отношений с китайской стороной, задействован, включая инвестиционные проекты, в широкомасштабных программах безопасности полетов, логистики, тренинга персонала (24 000 профессиональных работников в области авиации прошли тренинг на "Боинге" начиная с 1993 г.), технического обслуживания, а также совместных производств композитных материалов и конструктивных деталей самолетов.(14)
Китай остается одним из основных заказчиков "Боинга" (после внутреннего рынка США). Перспективы расширения китайского рынка огромны: по подсчетам компании, в период до 2022 г. потребность КНР в новых реактивных самолетах будет составлять примерно 2400 общей стоимостью 197 млрд. амер. долл.(15) Однако "Боинг" является не единственном игроком: европейская компания "Эрбас" планирует увеличить свою долю рынка в Китае до 50% (очевидно, за счет "Боинга"). (16) Динамика роста флота самолетов "Эрбас" в Китае говорит сама за себя: насчитывая в 1998 г. лишь 100 самолетов, компания за пять лет увеличила свой парк вдвое.(17)
Компании "Боинг" и "Эйрбас" рассматривают Китай в качестве "основного поля битвы", (18) играющего решающую роль в мировом лидерстве компаний в аэрокосмической промышленности. Помимо чисто торговых отношений в области продаж самолетов, обе компании стремятся инвестировать в КНР, создавая совместные предприятия с китайскими производителями, а также обновляя сервисную базу для авиаперевозок.Обе компании направляют капитал и передают технологии с четко выраженной целью участвовать в развитии собственной авиационной базы Китая. Так, на встрече с китайским Вице-премьером Цзэн Пэйяном (10 июля 2003 года) Фил Кондит, глава "Боинга", заявил, что "компания планирует расширить передачу технологий в Китай и усилить взаимодействие [с китайской стороной] в области исследовательских разработок и производства самолетов", так как "Боинг" нацелен на долгосрочное и растущее сотрудничество с Китаем.(19) Розелла Даверио, вице-президент Эйрбаса по внешним связям, словно эхом откликнулась на заявление своего оппонента: "Мы вложили 80 млн. амер. долларов в строительство самого современного в мире тренингового и сервисного центра в Пекине, что означает - мы не только рассматриваем Китай в качестве экспортного рынка, но и готовы внести свой вклад в долгосрочное развитие авиации Китая".(20)
Выражая готовность к широкомасштабному сотрудничеству с КНР, обе компании неизбежно сталкиваются с ограничениями, наложенными Западом на передачу технологий в Китай. Интересы большого бизнеса, в определенной степени затрагивающие и состояние дел в экономике высокоиндустриальных капиталистических стран, входят в противоречие с соображениями национальной безопасности. Недавнее столкновение "Боинга", "Эрбаса" и их поставщиков электронного оборудования с государственными структурами США в полной мере иллюстрирует противоречие.
Так, в конце 2003 г. Государственный Департамент США поставил в известность компанию "Боинг" о том, что установленная микросхема за номером QRS11 (используемая в гироскопах самолетов, отвечающих за точность курса и безопасность полета) не должна быть экспортирована в КНР, так как она числится в списке запрещенного оборудования для экспорта в Китай (согласно Акту по контролю за экспортом вооружения и Правил администрирования экспорта США).(21) Подобное заявление поставило под угрозу сделку о поставке 30 "Боингов" нового поколения в КНР. Более того, так как американский Акт по ограничению экспорта распространяется и на европейских производителей, поставки "Эрбаса" в Китай аналогично оказались под угрозой срыва. Официальный представитель Департамента по торговле США заявил, что "Американский Акт по ограничению экспорта наносит вред собственным интересам страны".(22) В начале ноября высокопоставленные представители "Боинга", "Эрбаса" и Ассоциации авиационной промышленности США отправили письмо Госсекретарю США Колину Пауэлу с просьбой разрешить противоречие в пользу "глобальных интересов авиационной промышленности США и Европы".(23) Некоторые предприятия электронной промышленности США пригрозили прекратить поставки своей продукции для ВПК США и перебросить из США в другие страны свои центры НИОКР.(24)
Положительные сдвиги для КНР в отношении ослабления эмбарго на поставку вооружений Евросоюзом вызвали реакцию в средствах массовой информации США, выдвинувших следующий тезис: ограничивая экспорт высоко-технологичных продуктов в Китай по соображениям национальной безопасности, США ставит себя перед фактом растущего сотрудничества между Евросоюзом и КНР, что может привести "к сдаче китайского рынка Евросоюзу".(25)
Пример "Боинга" демонстрирует рост коммерческой вовлеченности в Китай крупных компаний, связанных с высокими технологиями. Получая огромную прибыль от сотрудничества с китайской стороной, корпорации все больше и больше размещают свои коммерческие представительства, технические центры, сервисные базы в КНР, концентрируя таким образом свою политику на менее диверсифицированной клиентуре, что делает их весьма зависимыми от крупных заказов и отдельно взятых покупателей. Изменения и сдвиги в подобных двусторонних отношениях могут обернуться серьезной угрозой конкурентноспособности корпорации в мировом масштабе. Как говорилось выше, корпорации, возможно, готовы идти на существенные уступки, включая передачу оригинальных технологий китайской стороне, с тем чтобы сохранить крупного китайского заказчика и остаться на перспективном китайском рынке.
Американские высокие технологии и случаи обвинения в техническом шпионаже
Экспорт высокоскоростных компьютеров находится под строгим контролем в США: потенциальные страны-импортеры разделены на три категории в отношении лицензирования экспорта вычислительной техники. Китай был отнесен к категории N 3, что означало - данная страна может приобрести без лицензии компьютеры с характеристикой 85 тыс. млн. теоретических операций в секунду. Сделки о поставке компьютеров со скоростью, превышающей указанный уровень, подлежали рассмотрению в индивидуальном порядке.(26) В январе 2002 г. Президент Буш санкционировал разрешение на экспорт вычислительной техники для категории N 3 со скоростью выполнения операций до 190 тыс. млн. теоретических операций в секунду, таким образом внеся изменения в систему контроля над экспортом из США(27) и развязав руки "голубым фишкам", заинтересованным в китайском партнерстве.
"Интел" - крупнейший мировой производитель полупроводниковых приборов - работает с сотнями китайских материковых компаний по производству традиционных процессоров, а также с десятками китайских фирм над недавно запущенной серией микропроцессоров Xscale? (28) Китай, однако, все еще отстает в разработке и производстве продукции ведущих информационных технологий (ИТ), таких как "дизайн и производство высоко-скоростных процессоров и памяти, оперативной системы и разработка различных видов программного обеспечения.(29)
Относительно недавние четыре случая обвинения сотрудников китайского происхождения в вывозе или попытке вывоза из Силиконовой длины в Китай компонентов компьютеров (hardware), программного обеспечения и торговых кретов заставляют сделать вывод о наличии проблемы неформальных способов передачи технологий из США в Китай или повышенной чувствительности органов национальной безопасности США в отношении передачи высоких технологий американскими корпорациями в КНР. Так, по данным CNN, в январе 2003 г. китайский бизнесмен (позднее признанный невиновным) был обвинен "в незаконной отправке технологии ракетного управления в адрес китайского ВПК".(30) В 1998 г. Тин Чан Цян (Qing Chang Jiang) приобрел у федеральной военной лаборатории один из наиболее скоростных компьютеров; затем им было также приобретено девять амплификаторов у организации, основного поставщика приборов для служб сбора информации. Была сделана попытка переправить без лицензии вышеупомянутое оборудование китайской компании - исследовательскому институту, являющемуся частью сети ВПК.
Другие случаи с работниками китайского происхождения заключались в следующем. В октябре 2002 г. представитель Petrochina, крупнейшей китайской государственной нефтяной компании, был обвинен в "копировании оригинального программного обеспечения", помогающего определить залежи нефти. Двум другим сотрудникам китайского происхождения было предъявлено обвинение, согласно Акту об экономическом шпионаже (1996), в незаконном доступе к защищенным данным компьютера. Китайский физик-ядерщик нарушил Акт об атомной энергии и, хотя был выпущен на свободу, был обвинен в ненадлежащем использовании данных.(31)
Подобные случаи говорят о том, что проблема технического шпионажа и незаконного экспорта технологий в КНР весьма актуальна для США. Корпорации, со своей стороны, готовы сообщать в органы национальной безопасности о подозрительных действиях иностранцев и совершаемых ими сделках покупки оборудования, тем более, что согласно законодательству, они обязаны делать это. Так, например, когда Цзян (Jiang) связался с "Интелом" с целью получения инструкций о том, как заменить недостающие детали в приобретенном высоко-скоростном компьютере, корпорация, "обеспокоенная возможной перспективой использования компьютера в КНР, оповестила лабораторию с просьбой начать федеральное расследование".(32)
"Перекачка мозгов" и высокие технологии
Большое число китайских студентов, ученых, исследователей и работников в области высоких технологий (high-tech), находящихся в академической среде, а также пребывающих в сфере промышленных научных центров в США, стало вызывать озабоченность и беспокойство Государственного департамента, что отразилось в докладе "Американо-китайское сотрудничество в области науки и технологии".(33) Все вышеупомянутые группы людей могут рассматриваться в качестве "основных средств Китая по сбору информации, относящейся к научному и технологическому развитию США".(34)
Так, в 1998 г. инженеры китайского происхождения и выходцы из Индии составляли 25% персонала высоко-технологических фирм в Силиконовой долине.(35) В 2000 году было зарегистрировано 10000 граждан КНР, работающих и обучающихся на территории Силиконовой долины в Калифорнии.(36)
Вышеприведенная цифра в 25% во многом соответствует процентной доли сотрудников родом из Азии/Тихоокеанского региона от числа профессиональных работников (наряду с менеджерами, техниками и клерками) на корпорации "Интел" (имеется в виду лишь территория США): согласно демографической статистике "Интела" (США) за 2002 г., профессионалов (наиболее технически высококвалифицированных сотрудников) родом из Азии было зарегистрировано 7590 человек из общего числа 29955 человек этой категории (см. Рис. 1). (37) Аналогичная цифра за 2003 год не претерпела значительных изменений в процентном содержании: на 26777 профессионалов приходилось 7199 сотрудников азиатского происхождения.(38)
[Графические материалы:
Рисунок 1 ИНТЕЛ: демография 2002 Категория работников: профессионалы
Материал доступен в бумажной версии издания]
Статистика иностранных учащихся в США демонстрирует еще более поразительные цифры. За 1999-2000 учебный год в иностранные учащиеся из азиатского региона составляли более половины от общего числа иностранных студентов (см. Рис. 2).(39)
В 2000-2001 учебном году КНР отправила 59939 человек на обучение в США, став лидером среди других стран (См. Рис. 3). В следующем учебном году число учащихся из КНР в США возросло на 6% и составило 63 211 человек, уступив лидерство Индии (66 836 студентов).(40) Учитывая растущую динамику экономической интеграции между КНР и Тайванем, о чем речь пойдет ниже, можно видоизменить Рис.3, представив число этнических китайцев (КНР плюс Тайвань), обучавшихся в США в 2000-2001 учебном году. При таком сложении число студентов китайского происхождения возрастет до 88505 человек (см. Рис.4).
До недавнего времени большая часть китайских учащихся получала образование в США в области прикладной науки и инженерного дела: особой популярностью среди китайских студентов пользовались факультеты электротехнический и вычислительной техники (computer science).(41) По данным Комиссии по безопасности американо-китайских отношений, в 1999 г. 8% американских докторских степеней (Ph.D.) в области прикладных наук и инженерного дела были присвоены китайским гражданам (для сравнения - граждане США составили 22%).(42) Свои опасения Комиссия связывала с тем, что тысячи китайских студентов и исследователей по возвращении на родину начинают работать в наиболее передовых высоко-технологических проектах, увозя, таким образом, в Китай знания и навыки, приобретенные в США. И действительно, по данным китайской официальной прессы, опрос недавно вернувшихся и еще пребывающих за рубежом китайских студентов показал, что порядка 90% получивших образование за границей планирует вернуться в Китай и начать или продолжить свою карьеру.(43) Еще одна цифра подтверждает вышесказанное: порядка 6000 получивших образование за рубежом китайцев (большинство с магистерскими степенями и с опытом работы в зарубежных компаниях) создали около 2300 компаний, занимающихся высокими технологиями, только в научном парке Чжунгуаньцунь в Пекине.(44) Отдавая себе отчет в роли, которую играют технические специалисты, получившие образование за рубежом, китайское руководство целенаправленно ищет пути возвращения в страну китайских студентов, что является элементом национальной стратегии модернизации страны: "Для Китая возвращение талантливых студентов из-за рубежа будет иметь такое же значение, как и привлечение иностранного капитала, передовых технологий и современных управленческих навыков" (Министр кадровой политики провинции Шаньдун, КНР).(45) Статистика показывает рост числа китайцев, возвращающихся работать на родину после обучения за рубежом: так, если в 2001 г. в КНР вернулось 12000, в 2002 число возвратившихся возросло до 18000 человек, а 2003 г. зарегистрировал 20000 новых специалистов, решивших делать профессиональную карьеру в КНР.(46)
Рисунок 2
Иностранные учащиеся в учебных заведениях США, 1999-2000.
Те китайцы, которые получили образование в США и решили остаться в Америке, устраиваются на работу в "голубые фишки", участвуя в разработке и внедрении наиболее современных технологий: проблема американских компаний состоит в том, что они не в состоянии найти достаточное число требуемых специалистов среди граждан США. Более того, американские корпорации охотно нанимают китайцев из КНР, гарантируя им поддержку их рабочей визы: по данным посольства США в Пекине, в 2001 финансовом году было выдано 9000 рабочих/деловых виз китайским гражданам, выезжавшим для работы в компаниях высоких технологий США.(47)
Вышеприведенные цифры показывают, что развитие высоких технологий в США на данном этапе тесным образом связано со вкладом иностранцев в эту область экономики, среди которых китайцы, а также выходцы из Индии занимают видное место. Сложившаяся ситуация наводит на мысль, высказываемую в политических кругах США, о возможном процессе перекачки наиболее современных технологий из США в КНР, что способствует развитию Китаем собственной высокотехнологической базы.
[Графические материалы:
Рисунок 3 Иностранные учащиеся в США, 2000-2001
Рисунок 4 Иностранные учащиеся в США, 2000-2001 (вариант)
Материал доступен в бумажной версии издания]
В начале 2004 г. Департаментом обороны США были введены новые правила выдачи американских виз иностранным учащимся, стремящимся получить образование по таким современным техническим специальностям, как вычислительная техника, телекоммуникации, электронное машиностроение и др. Новые правила ставили своей целью мониторинг деятельности иностранных учащихся в США с тем, чтобы "предотвратить утечку информации, которая могла бы быть использована для создания оружия в руках террористов".(48) Данная мера может рассматриваться как результат деятельности новосозданного после террористических атак 11 сентября 2001 г. Ведомства по национальной безопасности США, призванного активно включиться в борьбу с терроризмом. Одновременно новые правила служили укреплению позиций Президента Буша в набирающей темпы предвыборной компании: так называемая "китайская карта" была одним из центральных вопросов стратегии внешнеполитической стратегии республиканского кандидата.
Результаты новой визовой политики не замедлили сказаться в образовательной системе США, подтвердив большую роль студентов китайского происхождения. Задержка в выдаче и продлении виз китайским учащимся, приехавшим в Китай из США на празднование китайского Нового года привела к срыву процесса обучения в американских университетах десятков-сотен китайцев. К марту 2004 г. американские университеты не добрали 32% контингента иностранцев из Китая и Индии по сравнению с прошлым годом, причем наиболее пострадали отделения и кафедры прикладных наук и инженерного дела, не досчитавшись 50% обычного набора китайских студентов.(49)
На слушаниях в Сенате США по вопросу визовой политики для иностранных студентов и исследователей осенью 2004 г., руководители ведущих университетов страны призвали правительство принять меры по изменению порядка выдачи виз, который является ведущим фактором (наряду с экономической рецессией в США и растущей конкуренцией европейских и австралийских учебных заведений) резкого падения числа иностранных учащихся, среди которых студенты из Китая и Индии доминируют.(50) Выступления представителей университетов США еще раз подтвердили, насколько важен фактор иностранного присутствия в академической среде, тесно сращенной с ведущими производственными мощностями передовых технологий страны, помимо, естественно, чисто экономической выгоды получения университетами дохода от иностранных учащихся.
Отношения в треугольнике США-Тайвань-Пекин
К концу XX века Тайвань превратился в ведущего производителя высоко-технологичной электронной продукции, включая полупроводники, оптическую электронику и вычислительную технику. Производство электроники занимает 35% промышленного сектора острова. На мировом рынке доля Тайваня в выпуске полупроводниковых приборов на кремниевых пластинах составляет 70%. Более 80% от мирового выпуска драйверов для компакт-дисков, звуковых и видео-карт и прочих компьютерных составляющих производится на Тайване.(51) Будучи мировым лидером в производстве компьютерной электроники, Тайвань сконцентрировался на выпуске и разработке так называемых "технологических составляющих", т.е. создании компонентов электронной техники и их экспортной продажи под торговыми марками крупных корпораций (американских, европейских и японских).(52) В связи с этим иностранные инвестиции на Тайване размещены в основном в промышленных отраслях по производству электронной и электротехнической продукции: так, в 2004 г. 60% освоенных иностранных инвестиций в электронной и электротехнической промышленности приходилось на финансовые потоки из США и Японии.(53) Бизнес крупных американских "голубых фишек", таких как Dell, Apple, Hewlett Packard и др. тесно связан с производственными мощностями, размещенными на Тайване. Примером такой взаимосвязи может служить землетрясение на острове в сентябре 1999 года, вызвавшее сильное колебание котировок акций "голубых фишек" на Нью-Йоркской бирже.(54)
Растущая экономическая интеграция Тайваня с материковым Китаем поднимает вопросы о том, в какой степени КНР овладевает передовыми технологиями и навыками, используя высокий промышленный потенциал Тайваня; в какой степени США, основной потребитель микроэлектронной продукции Тайваня, становится зависимым от тайваньских производственных мощностей, переброшенных в континентальный Китай. Небольшой экскурс в динамику экономической интеграции между Тайванем и материковым Китаем может дать представление о масштабах технологической глобализации и изменившейся природе отношений в треугольнике США-Тайвань-КНР.
Согласно официальным статистическим данным Тайваня, в концу 2000 г. инвестиции тайваньских фирм в материковый Китай составили порядка 17 млрд. ам. долл. Одновременно, тайваньские официальные лица полагают, что реальная цифра прямых инвестиций в КНР из Тайваня приближается к 60-70 млрд. амер. долл.(55)
Прямому инвестированию с Тайваня в материковый Китай был дан основной импульс в 1987 г., когда правительство острова разрешило своим гражданам поездки через пролив с целью посещения родственников и друзей. К 1998 г., согласно статистике Тайваня, объем экспорта из Тайваня в Китай увеличился в 15, 9 раз, в то время как объем импорта из Китая в Тайвань возрос в 9, 6 раз.(56) Подобная динамика торгового баланса была тесно связана с притоком тайваньского капитала в материковый Китай и размещением тайваньских производственных фирм на континенте.
Экономическая открытость КНР и шаги китайского руководства по предоставлению особого льготного режима зарубежным предпринимателям китайского происхождения в расчете на выходцев с Тайваня, Гонконга и стран Южной Азии оказались своевременными: именно в 1980-е годы экономика Тайваня нуждалась в освоении зарубежных рынков и экономического пространства.(57) Родственные связи с материковым Китаем превратили его в одну из наиболее предпочитаемых территорий для тайваньских коммерческих интересов.
С целью привлечения капитала и высоких технологий с Тайваня в 1980-е годы руководство КНР разработало дифференцированное законодательство для граждан с Тайваня и этнических китайцев из других стран, которое гарантировало защиту их прав и предоставляло особый льготный режим инвесторам при создании частных или совместных предприятий на территории КНР, при покупке собственности или акций китайских предприятий.(58) Закон КНР "О защите инвестиций соотечественников с Тайваня", обнародованный в марте 1994 г., содержит положение о возможности инвестирования с Тайваня в материковый Китай непатентованными технологиями.(59)
Начиная с 1987 г. 30000 тайваньских фирм инвестировали в более чем 60000 проектов на территории континентального Китая.(60) С 1990 по 1992 г. прямые инвестиции с Тайваня в основном направлялись в промышленный сектор (73% от общего объема), способствуя размещению на материке производств традиционного тайваньского экспорта. Лишь 14% было инвестировано в сектор услуг (финансы, страхование и недвижимость).(61)
Вторая половина 1990-х годов была отмечена резким сдвигом размещения ПИИ в капиталоемкие высоко-технологичные производства в КНР, что гарантировало компаниям сохранение конкурентноспособности на мировом рынке. Тайваньские предприниматели активно последовали этой тенденции, хотя власти острова неохотно шли на ослабление контроля над передачей современных технологий Пекину. Политика правительства Тайваня в отношении экономической интеграции острова с материковым Китаем предусматривала ограничения на инвестиции Тайваня в высоко-технологичные секторы в КНР. Однако подобная стратегия практически не достигла своей цели: стремясь сохранить конкурентноспособность и выйти вперед в сравнительном преимуществе на мировом рынке, тайваньские фирмы высоких технологий ускорили темпы своей интеграции с континентальным Китаем.
По данным Тайбэйской компьютерной ассоциации, к 2001 г. 30% из 411 тайваньских компаний, занимавшихся высокими технологиями, разместили свои инвестиции в КНР, в то время как оставшиеся 70% разрабатывали планы переброски своих производственных линий на материк в течение 2002 года.(62) Население Тайваня начало перемещаться на материк с целью постоянного проживания: порядка 7-10% от общего числа рабочей силы Тайваня сконцентрировано в высокотехнологических и современных экономических зонах Шанхая и Шэньчжэня.(63)
В 2000 г. КНР вышла на третье место в мире по производству компьютерных составляющих с объемом выпуска продукции в 25 млрд. ам. долл.(64) Доля компаний с тайваньским инвестиционным капиталом, расположенных на территории КНР, составила 70% от этого объема. (65)
Глава тайваньской компании Syscom Computer Engineering Co., имеющей дизайн-центр на материке, высказал мысль, которую могли бы разделить многие представители тайваньских деловых кругов: "Мы должны использовать преимущества материка так же, как американские фирмы двадцать лет назад построили сборочные линии на Тайване".(66) Американские эксперты, в свою очередь, высказывают мнение, что, несмотря на ограничения, налагаемые тайваньским правительством, в течение ближайших десяти лет КНР полностью овладеет технологическими знаниями, которые были разработаны и запатентованы на острове.(67)
В апреле 2002 г. тайваньское руководство значительно ослабило режим контроля над инвестиционными потоками в КНР. Более того, тайваньским предпринимателям было разрешено направлять прямые инвестиции в создание заводов по производству восьмидюймовых кремниевых пластин на материке при условии запуска более современного производства двенадцатидюймовых пластин на самом Тайване.(68) Новая политика была объявлена в то время, когда тайваньские гиганты микроэлектронной промышленности уже запустили производство восьмидюймовых пластин или были близки к осуществлению соответствующих проектов на территории КНР: так, компании Grace Semiconductor Manufacturing(69) и Semiconductor Manufacturing International Co. с участием тайваньского капитала уже организовали выпуск восьмидюймовых пластин; Taiwan Semiconductor Manufacturing Co. и United Microelectronics Co. уже определились с постройкой такого же завода на материке.(70) В свою очередь, правительство КНР, выделяя значительные капиталовложения в организацию производства полупроводников, поставило целью обеспечить к 2005 г. 20% рыночной потребности страны в полупроводниках за счет собственной индустриальной базы. Одновременно китайское руководство ввело особые налоговые льготы для иностранных инвесторов в данном секторе промышленности: освобождение от подоходного налога с предприятий в течение первых пяти лет работы и взимание 15-процентного налога в течение следующих пяти лет, что выгодно отличается от соответствующего налогового режима на Тайване с подоходным налогом в 25%.(71)
Подобно американским корпорациям, перебрасывающим свои производственные мощности и научно-технические центры в КНР, тайваньские компании также стремятся извлечь наибольшую коммерческую выгоду от сотрудничества с материковым Китаем. Действия китайского руководства по внедрению мер, поощряющих подобную экономическую интеграцию, свидетельствуют об эффективности целенаправленной политики в отношении овладения передовыми технологиями, носителем которых являются крупные зарубежные корпорации.
Заключение
В стремлении развить собственную независимую высоко-технологическую базу в целях усиления военной и экономической мощи страны, Китай рассматривает США как один из основных источников технических знаний и навыков. Помимо прямого лицензированного приобретения оборудования и технологий, КНР использует неформальные и непрямые методы передачи технологий в страну, такие, как привлечение иностранных инвестиций с условиями передачи технологий, а также получение технической информации и навыков через китайцев, обучающихся и работающих в США. Более того, Китай использует широкомасштабное сотрудничество и деловые контакты с американскими ведущими корпорациями высоких технологий, которые, будучи глубоко заинтересованными в китайском рынке и многообещающей китайской экспансии за пределами страны, готовы идти на существенные уступки в отношении передачи технологий в обмен на заключение долгосрочных крупных контрактов.
Американские корпорации, включая "голубые фишки", активно перебрасывают свои производственные линии и научно-экспериментальные центры в КНР, что обещает им сохранить сравнительное преимущество среди конкурентов на мировом рынке. Подобная тенденция вызывает озабоченность в политических кругах США относительно национальной безопасности страны. Позволяя корпорациям размещать производственную базу в КНР, США практически ставят себя в зависимость от сборочных и производственных линий в Китае. Передача технологий и навыков из США в Китай во многом способствует модернизации китайской промышленной базы, включая ВПК.
***
1. Ни Jintao stresses defense and military modernization // People's Daily, May 25, 2003. Retrieved June 23, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn.
2. Bronson L. [Deputy under Secretary of Defense for Technology Security Policy and Counterproliferation.] Statement. U.S. -China Commission Export Controls and China, January 17, 2002. [Electronic version].
3. China sets goals for space science development // People's Daily. November 04, 2004. Retrieved November 04, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn
4. Chinese scientists refute US claims on rocket data transfer // People's Daily. March 14, 2003. Retrieved March 14, 2003, from http: //english.peopledaily.com.cn
5. Ibid.
6. Ibid.
7. Ibid.
8. РОГОВСКИЙ E.A. "Боинг" в Китае. Китай в мировой и региональной политике. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001. С. 186.
9. People's Republic of China corporate entity enters plea to felony export violation. U.S. Department of Commerce, issued May 11, 2001. Retrieved December 18, 2004, from http://www.defense-aerospace.com
10. Сайт компании "Боинг" в Китае: http://www.boeingchina.com
11. РОГОВСКИЙ Е.А. Указ. соч. С. 176-197.
12. Сайт компании "Боинг" в Китае: http://www.boeingchina.com
13. Там же.
14. Там же.
15. Там же.
16. Airbus aims to take half of China's market share // People's Daily. January 17, 2004. Retrieved November 04, 2005, from http: //english.peopledaily.com.cn
17. Boeing, Airbus eye larger Chinese market share // People's Daily. September 16, 2003. Retrieved November 04, 2005, from http: //english.peopledaily.com.cn
18. Airbus wins China order // Herald Tribune. June 12, 2004. Retrieved June 12, 2004, from http://www.heraldtribune.com
19. China hopes to promote co-operation with Boeing // People's Daily. July 11, 2003. Retrieved July 11, 2003 from http: //english.peopledaily.com.cn
20. Airbus promotes A380 in China // People's Daily. September 19, 2003. Retrieved September 19, 2003, from http: //english.peopledaily.com.cn
21. America upset Sino-US Boeing contract with a small chip // People's Daily. December 4, 2003. Retrieved December 4, 2003, from http: //english.peopledaily.com.cn
22. Ibid.
23. Ibid.
24. Ibid.
25. US media urge government not to surrender China market to EU // People's Daily. February 10, 2004. Retrieved February 10, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn
26. U.S. -China Commission Export Controls and China. January 17, 2002. [Electronic version].
27. Ibid.
28. Chinese computer market growth boosts Asia-Pacific sales: Intel Corporation revealed Wednesday that its highest revenue source in the Asia-Pacific is largely due to the robust Chinese mainland's consumption and outsourcing market // People's Daily. February 21, 2002. Retrieved February 22, 2002, from http: //english.peopledaily.com.cn
29. China's IT industry lags behind developed countries // People's Daily. August 25, 2000. Retrieved September 22, 2001, from http: //english.peopledaily.com.cn
30. Chinese citizen pleads innocent in spy trial. CNN, January 30, 2003. Retrieved February 5, 2002, from: http://www.cnn.com/2003/TECH/biztech/01/30/spy.trial.ap/index.html
31. Arrests raise concern over tech spies. CNN, January 30, 2003. Retrieved February 5, 2002, from: http://www.cnn.com/2003/TECH/biztech/01/30/silicon.spies.ap/
32. Ibid.
33. USCC. Trade and investment. In The national security implications of the economic relationship between the United States and China (Ch. 2).
34. Ibid.
35. Silicon valley's skilled immigrants: generating jobs and wealth for California. Research Brief Issue 21, Public Policy Institute of California. June 1999. P. 2.
36. Cheng L. China in 2000. A year of strategic rethinking. [Electronic version]. Asian Survey, 41(1), January-February, 2001.
37. Intel: 2002 U.S. Employment Demographics. Retrieved December 23, 2002, from: http://www.intel.com/jobs/diversity/commitment.htm
38. Intel: 2003 U.S. Employment Demographics. Retrieved December 28, 2003, from: http://www.intel.com/jobs/diversity/commitment.htm.
39. McMurtrie B. Foreign students at U.S. institutions, 1999-2000 // Chronicle of Higher Education. Vol. 47. Issue 12. November 17, 2000. [Electronic version].
40. Shilpa B. Riding the high tide // Issues in Higher Education. Vol. 20. Issue 3. March 27, 2003.
41. Chinese students applying for US university drastically decreased // People's Daily. March 16, 2004. Retrieved December 16, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn
42. USCC. Trade and investment. In The national security implications of the economic relationship between the United States and China (Ch. 2).
43. 90% of overseas students wish to return to work // People's Daily. December 17, 2004. Retrieved December 17, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn
44. Ibid.
45. China encourages more students studying overseas to serve motherland // People's Daily. November 15, 2004. Retrieved December 17, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn
46. Ibid.
47. USCC. Trade and investment. In The national security implications of the economic relationship between the United States and China (Ch. 2).
48. US visa rules anger students // People's Daily. February 3, 2004. Retrieved December 17, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn
49. Chinese students applying for US university drastically decreased. People's Daily. March 16, 2004. Retrieved December 17, 2004, from http: //english.peopledaily.com.cn
50. Addressing the new reality of current visa policy on international students and researchers. Committee on foreign relations, United States Senate, October 6, 2004. Retrieved December 20, 2004, from http: //foreign.senate.gov/hearings/2004/hrg041006a.html
51. Taiwan Commercial Guide FY 2004. U.S. & Foreign Commercial Service and U.S. Department of State, 2004. Retrieved December 28, 2004, from: http://www.buyusainfo.net
52. Kim. S. East Asia and globalization // Asian Perspective. Vol. 23. Is. 4. 1999.
53. Taiwan Commercial Guide FY 2004.
54. Lynn B. Unmade in China. The true cost of a global assembly line // Harper's Magazine. June 2002.
55. USCC. China's growth as a regional economic power. In The national security implications of the economic relationship between the United States and China (Ch. 5). [U.S. - China Security Review Commission Report to U.S. Congress], July 2002. Retrieved from March 5, 2003, http://www.uscc.gov/ch5_02.htm
56. Чжао Х. Формирование вокруг Китая экономического суперрегиона // Проблемы Дальнего Востока. 1993. N 5. С. 67.
57. В конце 1980-х годов экономика острова столкнулась с необходимостью экономической реструктуризации. Закон о труде, обнародованный в 1983 г., вызвал повышение стоимости труда в производственной сфере, приведя тайваньские секторы промышленности, основанные на интенсивном использовании рабочей силы, к потере конкурентного преимущества на мировом рынке. Экономический рост промышленного сектора КНР с использованием дешевого и избыточного труда также повлиял на конкурентноспособность тайваньских компаний. Увеличение операционных издержек (transaction costs), вызванное инфляцией цен на землю и введением усиленного контроля за охраной окружающей среды, а также структурный сдвиг промышленности в сторону капиталоемких производственных звеньев заставили правительство Тайваня начать политику поощрения инвестирования за рубежом. Стратегия выхода Тайваня на сцену действия мировой экономики заключалась в продвижении размещения традиционных экспортных индустрии (производство электрических и электронных предметов бытовой техники, пластмассовых изделий, одежды, продуктов питания и напитков) в странах, способных обеспечить производство достаточной и дешевой рабочей силой с минимальными операционными издержками. См.: Chen P. & Kan C. -Y. Taiwan's trade and investment in China. In Li K. -W. (Ed.), Financing China trade and investment. New York: Praeger, 1997. Pp. 121-139.
58. См.: MOFTEC. The Detailed Regulations for the Registration of Enterprises in the Shenzhen Special Economic Zone [promulgated February 9, 1984] // Retrieved March 1, 2001, from http://www.moftec.gov.cn;
Herbst. K. The regulatory framework for foreign investment in the special economic zones. In: Leung C. K. & Jao Y. C. (Eds.). China's special economic zones: Politics, problems, and prospects. Oxford, UK: Oxford University Press, 1986; MOFTEC. Measures for the Implementation of the Law of the People's Republic of China on the Protection of the Rights and Interests of Returned Overseas Chinese and the Family Members of Overseas Chinese, [promulgated on July 19, 1993]. Retrieved March 8, 2002, from http://www.moftec.gov.cn
59. MOFTEC. Law of the People's Republic of China on Protection of Investment by Compatriots from Taiwan, [promulgated on March 5, 1994] Retrieved March 8, 2002, from http://www.moftec.gov.cn
60. "Green" Taiwan businessmen not welcomed // People's Daily. June 2, 2004. Retrieved June 2, 2004 from http: //english.peopledaily.com.cn
61. Chen P. & Kan C. -Y. P. 125-130.
62. UNCTAD, Division of Investment, Technology and Enterprise Development. China: WTO accession and growing FDI flows. [Electronic version]. December 11, 2002. Retrieved March 5, 2003, from http: //ro.unctad.org
63. USCC. China's growth as a regional economic power. In The national security implications of the economic relationship between the United States and China (Ch. 5).
64. Mainland displays buying power in island province // China Daily, June 8, 2001. Retrieved May 7, 2003 from http://www.chinadaily.com.cn; Value of global IT products in motherland expected to surpass that of Taiwan // People's Daily. November 8, 2000. Retrieved April 16, 2003, from http: //english.peopledaily.com.cn
65. Ibid.
66. Mainland displays buying power in island province // China Daily.
67. USCC. (United States-China Security Review Commission). Technical briefing on business, trade, and economic issues.
68. Taiwan Commercial Guide FY 2004.
69. China set to flood the world with chips // Asia Times. February 3, 2004. Retrieved February 3, 2004, from http: /ywww.atimes.com.
70. USCC. China's growth as a regional economic power. In The national security implications of the economic relationship between the United States and China (Ch. 5).
71. China set to flood the world with chips // Asia Times.
***
А. Лопатина, аспирантка Центра азиатских исследований Института международных экономических и политических исследований РАН.