Автомобиль давно перестал быть просто средством передвижения. Сегодня собственные авторесурсы - это инструмент, необходимый для успешного ведения бизнеса. Большинство приморских предприятий пытаются своими силами разработать систему управления автопарком, редко прибегая к услугам сторонних специалистов.
Масштаб
В Приморье практически не осталось сколько-нибудь предприятий, которые не владели бы собственным автопарком, пусть даже его составляющие можно пересчитать по пальцам. Служебный транспорт, как кокетливая любовница, требует максимально пристального внимания и крупных вложений. Основной вопрос, с которым столкивается каждый владелец автопарка, - проблема управления.
Юрий Частухин, директор по продажам компании "Мир упаковки": "Управляющий авторесурсами должен быть обязательно. У нас нет заведующего гаражом, потому что 10 машин - это еще не то число, при котором он нужен. Его функции выполняет старший водитель: следит за состоянием транспорта, определяет сроки обслуживания, отвечает за техническое обслуживание авто. У него есть определенные административные функции - за их выполнение полагается доплата. Использование автотранспорта, расход денежных средств контролирует заместитель директора по продажам. Функционально водители подчинены диспетчеру, который определяет сроки доставок, направление, тоннаж машины".
Несколько другая ситуация в компаниях, которым приходится решать сразу две задачи: функционирование парка и предоставление автоуслуг. Со слов директора компании "Примтакси" Андрея Бралеева, оптимальной формой управления крупным парком (более 30 единиц) является автохозяйство. "В нашем парке 50 автомобилей. По структуре мы являемся стопроцентным автохозяйством: весь транспорт принадлежит компании, вокруг него создана соответствующая инфраструктура, все вопросы, связанные с автомобилями, решаем своими силами".
Рассрочка
Затратность содержания автопарка заставляет минимизировать издержки. Наиболее крупные вложения требуются на начальном этапе - при покупке "железных коней". Один из способов решения проблемы - лизинг. В большинстве европейских стран корпоративные гаражи на 80-90% состоят из машин, находящихся в лизинге. В России этот показатель в 10-12 раз меньше. Причин тому несколько. Прежде всего, российские лизингополучатели зачастую облагаются высокими налогами. Кроме того, бюджеты многих предприятий, особенно государственных, ограничены и брать технику в лизинг не позволяют. В результате большинство фирм предпочитает просто покупать автомобили и брать их на баланс.
Юрий Салахиев, главный логистик компании "Невада": "По сути лизинг то же, что и кредит в банке, с теми же рисками и проблемами. Мы к нему не прибегали. Это может быть выгодно только для большого автопарка". Юрий Частухин ("Мир упаковки"): "Все десять машин нашей компании покупали сами. Однако новые автомобили планируем брать в лизинг, так выгоднее. Сумму за машину мы выплачиваем постепенно в то время, как она уже приносит прибыль. Хотя процент по лизинговым платежам несколько выше, чем банковский". Другое решение - найм работника с личным авто, пользуется особой популярностью среди краевых предприятий.
Юрий Салахиев: "Содержать автономный автопарк для нас затратно. Для доставки товара оптовикам стараемся использовать водителей с собственным грузовым транспортом. Реже данную схему используем для розничных поставок, так как иногда прибегаем к услугам компаний, осуществляющих подобную деятельность. Они предоставляют экспедитора и водителя, прекрасно знающих город, товар и ассортимент, что нас вполне устраивает. Но единовременная стоимость услуги достаточно большая. Только поэтому в пределах города мы опираемся на свои силы. Удобнее, когда свой транспорт находится под рукой. Если возникнут какие-то форс-мажорные обстоятельства, мы просто посадим на машину другого водителя".
Насколько полезен на службе компании личный транспорт сотрудника? Юрий Частухин: "Если человек работает на своей машине, он следит за ней намного тщательнее, чем за авто компании. Но это не аксиома. Мы столкнулись с тем, что водители-экспедиторы или торговые представители, работающие на личном авто, не были мотивированы на поддержание автотранспорта в исправном состоянии. Сейчас каждому сотруднику на месяц выдаются плановые задания, где один из пунктов - надлежащий уход за автомобилем. Сообщать о риске того, что машина встанет и нужно будет ее ремонтировать, - также обязанность водителя. Если машина грязная, работник теряет свою премиальную часть".
С пассажирскими перевозками дела обстоят проще, чем с грузовыми. Всегда можно воспользоваться предложениями компаний-перевозчиков. Благо в городе услуги такси предоставляют более 50 компаний. Андрей Бралеев ("Примтакси":) "Для небольшой фирмы организовать пассажирские перевозки выгоднее, взяв автомобиль с водителем в долгосрочную аренду. Мы доставляем сотрудников компаний на работу, с работы, обеспечиваем служебные поездки. Такие клиенты составляют около 15% заказов. У нас существует обслуживание по талонам. С их помощью корпоративный клиент может контролировать поездки своих сотрудников".
Ремонт
По приблизительным подсчетам, на обычную легковушку среднего класса, правда при довольно большом пробеге, в месяц уходит порядка $700-900. Собеседники "К" отмечают, что расходы на техобслуживание автомобиля, его ремонт составляют приблизительно 60% от общего числа затрат на автопарк. У некоторых компаний, особенно на западе России, есть опыт создания автомастерских, в первую очередь обслуживающих корпоративный автопарк, но помимо этого оказывающих услуги посторонним заказчикам.
Г-н Частухин: "Сейчас для нас в этом смысла нет. Когда будет автопарк в 16-20 машин, можно будет думать о том, чтобы выкупить какую-то авторемонтную мастерскую или создать свою. На данный момент такой вариант нерентабелен. Пока мы работаем с несколькими авторемонтными мастерскими города".
Следующий этап - закупка топлива. Юрий Частухин: "Все наши автомобили заправляются по карточкам "НК Альянс". Финансовыми вопросами занимается руководитель канала продаж- он вносит плату. В результате у водителей нет соблазна забрать часть суммы в карман и нет возможности заправляться бензином плохого качества. Кроме того, в начале и конце месяца фиксируется пробег, количество доставок, расход топлива. Если последний показатель превышает норму, то начинается проверка".
Андрей Бралеев также отмечает, что договор с компанией во многом позволяет рассчитывать на "щадящие условия" на правах постоянного клиента при скачках цен.
Аутсорсинг
За рубежом многие компании осуществляют менеджмент автопарка посредством аутсорсинга. Крупные извозчики, не один год управляющие собственным автопарком, берут на себя все или часть функций по организации работы "гаража" заказчика. Преимущества такого решения очевидны. Оно позволяет компании снизить общие расходы на автопарк, оптимизировать учет, исключить лишние штатные единицы (менеджеров, механиков и т.п.), разгрузить собственную бухгалтерию. Ведь первое, что предлагают такие фирмы своим клиентам, - аудит автопарка. Специалисты сторонней компании вычисляют, как можно оптимизировать затраты на содержание транспорта в компании, где сократить расходы, как повысить безопасность эксплуатации.
На Западе подобные услуги чрезвычайно востребованы и считаются эффективным инструментом управления крупными парками. В России существуют всего три компании, предоставляющие услуги аутсорсинга в данной области, пока все они работают в Москве.
Аутсорсинг автопарка в Приморье сегодня просто немыслим. Для этой услуги здесь недостаточно большие парки. Впрочем, специалисты утверждают, что это - вопрос времени. Постепенно парки расширяются, и именно сейчас можно "зацепить" клиента, который станет лояльным на многие годы. Пока же собеседники "К" предпочитают обходиться своими силами.
Виктор Федюнин, начальник автотранспортного цеха ОАО "Приморнефтепродукт": "В условиях работы нашей компании очень важно, что мы сами управляем парком. Транспортный цех задействован во всех логистических схемах. Ежедневная работа вносит свои коррективы. Для нас внешнее управление просто не имеет смысла, так как цех тесно связан с внутренней структурой компании. Возможно, аутсорсинг допустим тогда, когда автопарк представляет собой достаточно автономную структуру.
Решить проблему аудита и оптимизировать работу можно самостоятельно, при помощи введения информационных технологий. Прежде всего программного обеспечения. Недавно мы установили "1-С автохозяйство" и сегодня очень довольны результатами. Во многом это позволило свести на нет бумажную волокиту с отчетами. Кроме того, программа позволяет проводить аудит и анализ парка, что во много уменьшает простой автомобилей и повышает эффективность их эксплуатации. Еще одно вспомогательное средство - спутниковые системы контроля".