Инфраструктура задает ритм всему комплексу
На транспортно-логистическом форуме в Санкт-Петербурге заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов озвучил инициативы ИПЭМа по улучшению формирования в стране рынка железнодорожных перевозок.
В своем докладе "Инфраструктурные ограничения при формировании рынка железнодорожных перевозок" эксперт отметил, что в результате реформ структура вертикально-интегрированного холдинга ОАО "РЖД" становится основой итоговой модели всего железнодорожного транспорта, стержнем которой станет компания по предоставлению услуг инфраструктуры и локомотивной тяги. В ее структуре останется вся низкодоходная и затратная деятельность, а также деятельность, выделение которой из ОАО "РЖД" нецелесообразно ввиду невозможности продажи этого бизнеса. В итоге у вновь создаваемого холдинга развитие инфраструктуры уже не является системной целью.
В то же время Олег Трудов подчеркнул, что технология работы инфраструктуры задает ритм всему транспортному комплексу. Отставание в темпах ее развития может привести к возникновению значительных ограничений как при реализации реформы железнодорожного транспорта в части роста конкуренции, так и при удовлетворении транспортных потребностей российской экономики, тем более в условиях ее роста.
С целью создания резервов пропускной способности на уровне Правительства РФ необходимо поставить вопрос опережающего развития магистральной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Это позволит устранить технологические ограничения развития конкуренции на железнодорожном транспорте.
Эксперты ИПЕМ считают необходимым разработку комплексной программы развития магистральной сети и подъездных путей, которая должна учитывать в долгосрочной перспективе изменения промышленной карты страны, районов зарождения и потребления грузопотока, изменения структуры российской экономики. Для реализации этой программы предлагается привлекать различные источники финансирования. В частности, подходы к грузообразующей и грузопотребляющей базе возможно финансировать на условиях государственно-частного партнерства, а развитие магистральных сетей оптимально осуществлять с привлечением средств инфраструктурной компании и государства.
В заключение г-н Трудов отметил, что целевое развитие инфраструктуры возможно только при условии прозрачности ее функционирования. С формированием обособленной инфраструктурно-локомотивной компании вопросы планирования и привлечения инвестиций теоретически упростились, но практически решены не будут из-за отсутствия системного подхода. Таким образом, вопросу развития инфраструктуры при создании модели транспортного рынка необходимо уделить особое внимание.