ВОЛГОГРАДСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ГИГАНТ ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ
Около полугода назад правление волгоградского АО "Каустик" утвердило стратегию развития предприятия на ближайшие пять лет, после чего местная пресса запестрела заголовками: "Пятилетку - за три года!", "Даешь ускорение!". Дело в том, что согласно разработанному плану внедрения инновационных проектов, годовой объем производства волгоградского химического гиганта должен возрасти ровно втрое. Причем столь кардинальный скачок предполагается совершить не за счет собственной прибыли акционеров, а с помощью инвестиций - в основном, из-за рубежа.
О нынешнем и завтрашнем дне своего предприятия в интервью обозревателю "РВ" рассказывает генеральный директор АО "Каустик" Эльдор Азизов.
- Эльдор Энгленович, как сегодня выглядит "производственный портрет" предприятия?
- Я думаю, ответом на этот вопрос мог бы стать обстоятельный доклад. У нас очень широкий спектр продукции: от хлора, каустической соды и хлорорганических продуктов до товаров бытовой химии. Соответственно можно очень долго перечислять и круг основных потребителей, в который входят такие отрасли, как металлургия, энергетика, производство бумаги, коммунальное хозяйство.
Дирекция по развитию предложила правлению целый ряд инновационных проектов, шесть из которых были признаны наиболее перспективными. Среди них увеличение выпуска поливинилхлоридной смолы (ПВХ) до 120000 тонн, производство твердого едкого кали, оксида магния, хлористого кальция. Речь также идет и о налаживании производства хлора и каустика мембранным способом. Параллельно будет идти подготовка к пуску производства гранулированного каустика мощностью 240 000 тонн.
Для создания таких производств привлекаются как международные, так и отечественные финансовые институты, поскольку названные проекты требуют около 200 млн. долларов инвестиций. Однако их реализация позволит существенно увеличить объем выпускаемой продукции. Некоторые из названных проектов станут прибыльными уже через полтора-два года, а последний из них выйдет на проектную мощность лишь через пять лет после начала осуществления. Таким образом, на шестом году, начиная с 2004 года, объем производства "Каустика" должен быть увеличен в три раза.
- Насколько интенсивно на заводе внедряются менее затратные технологии?
- Последняя комплектная поставка на "Каустик" была еще в начале 80-х. За это время химические технологии ушли очень далеко. И, конечно, переход на менее затратные технологии, прежде всего, связан с серьезными финансовыми вложениями. Это сегодня вопрос очень актуальный. Самому предприятию нелегко справиться с его решением. Любой крупный химический проект - это десятки, а иногда и сотни миллионов долларов. Поэтому пока мы решили сосредоточиться в этом плане на строго определенных направлениях. В частности, наметили для себя программы, связанные с ростом производства и более глубокой переработкой некоторых производимых продуктов, таких, как хлор, поливинилхлорид, бишофит. Кроме того, продолжаем развивать производство антигололедных препаратов.
- От чего приходится по ходу отказываться?
- Строго говоря, стараемся ни от чего не отказываться. Другое дело - есть вещи с определенным "сроком жизни". И если рынок демонстрирует, что этот срок близок к естественному завершению, мы не дожидаясь прекращаем работу над данной позицией в номенклатуре производимых продуктов. А есть продукты, имеющие очень высокий потенциал. Тот же поливинилхлорид (ПВХ) сегодня находится на пике потребления в России. Вот материал, на котором мы сейчас должны сфокусироваться!
Еще одно перспективное направление - переработка каустической соды в том месте, где она производится. Сегодня, как известно, этот рынок перенасыщен. Возникшие проблемы с реализацией плюс неудачная логистика (фактически приходится экспортировать почти 50% воды!) вынуждают нас перерабатывать соду в другие, преимущественно твердые продукты. Наши специалисты выбрали несколько таких соединений, над которыми в этом плане идет активная работа.
- Что еще в повестке дня у заводских ученых?
- Научно-производственный центр (НПЦ) "Каустика" одновременно решает очень много задач. Внедрена несколько иная система прохождения бизнес-идеи от ее рождения до конечной реализации. У НПЦ есть новые темы: и переработка каустика, о чем я только что сказал, и совершенствование рецептуры товаров бытовой химии, и тригидроксид магния. Это длительный процесс: испытания, эксперименты с новыми материалами. Раньше государство выделяло на эти цели внушительные суммы. Мы же ведем научные разработки за собственные средства, привлекая также деньги предприятий-смежников. Ряд проектов, прошедших апробацию в НПЦ, уже в ближайшее время будут запущены в производство.
- Чем объясняется явная активизация предприятия в сегменте бытовой химии?
- Мы убедились в целесообразности выйти на рынок с продукцией более широкого ассортимента и более высокого качества. Речь не только о новой рецептуре - тут необходим прежде всего новый подход. Расширяем гамму чистящих, моющих и отбеливающих средств, приобрели и смонтировали оборудование для выпуска современной тары и упаковки, оптимизируем построение филиальной сети продаж, меняем отношения с оптовиками - все в едином комплексе.
Наработали рецептуру, проводим испытания, специалисты на фокус-группах тестируют отношение потребителя к нашим аналогам тех импортных продуктов, которые давно зарекомендовали себя на рынке. Сейчас выходим на завершающую стадию проекта. Надеюсь, к началу года уже будет утверждена новая торговая марка, под которой начнет выпускаться вся эта гамма.
Параллельно идет работа по выделению данной структурной бизнес-единицы. Думаю, что бытовая химия будет достаточно успешно развиваться отдельно от "Каустика" в рамках новой компании, которая станет заниматься продвижением этих товаров. Хочу подчеркнуть: наша задача выпускать продукт более дешевый и при этом более качественный! Уже сегодня мы реально производим ряд чистящих и моющих средств, качество которых, по данным независимой экспертизы, превосходит такие зарубежные аналоги, как Comet и Fairy.
- Ходят слухи, что после долгого перерыва "Каустик" скоро начнет добычу и переработку уникального хлормагниевого соединения - бишофита.
- Планы предприятия по строительству комплекса переработки бишофита тоже приобрели очертания инновационного проекта. Дешевое сырье, получаемое на "Каустике" из собственной скважины, будет превращаться в дорогостоящие, востребованные рынком продукты с более высокой добавленной стоимостью: окись магния и бромиды кальция и натрия. Впрочем, при наличии достаточного количества заказов на доставку самого рассола, сможем, конечно, возить потребителям и неочищенный бишофит, хотя это гораздо менее выгодно. Надо скорее с чего-то начинать в этом направлении. Пока лишь ждем-дожидаемся получения лицензии на добычу.
- Каковы приоритеты в социальной политике акционерного общества?
- Главный из них - рост заработной платы. По итогам первого полугодия ее размер в среднем по заводу составил 7089 рублей. Продолжаем и работу по строительству жилых домов, причем часть квартир работники завода получают бесплатно, а часть - с ощутимой скидкой от стоимости жилья.
Что же касается так называемой социальной сферы, она на "Каустике" очень разнообразна - от ДК "Химик", который остается визитной карточкой культурно-досуговой деятельности города, до детского загородного лагеря, санатория-профилактория, детсадов. С начала нынешнего года нам предстояло со всем этим распрощаться: мы не имели законных оснований для сохранения соцсферы. В то же время, во-первых, у нас есть свои обязательства перед работниками согласно коллективному договору. А во-вторых, и без договора понятно, сколь важно продолжать поддерживать культурные и оздоровительные учреждения, чтобы дети не только наших заводчан, но и всего района занимались в кружках и спортивных секциях, чтобы наш "Химик" оставался очагом именно культуры, а не превращался в питейное заведение или какое-нибудь казино. Именно в этом видим свою социальную ответственность, и если говорить о цифрах, следует упомянуть, что на развитие социальной сферы акционеры завода выделяют более 60 млн. рублей в год.
Вот почему, все взвесив и подсчитав, топ-менеджмент предприятия все-таки обратился к руководству города с предложением оставить Дворец культуры и детсады на балансе созданного нами акционерного общества "Соцгарант". Нам удалось обосновать свою готовность по-прежнему содержать эти учреждения за собственный счет, и мэрия пошла на такое сотрудничество. Мне рассказывали, что на заседании некоммерческого партнерства "Совет директоров промышленных предприятий Волгограда" мэр города Евгений Ищенко оценил такой шаг и призвал других представителей директорского корпуса последовать примеру "Каустика".
- Эльдор Энгленович, пошел отсчет завершающего квартала. Можно ли уже сформулировать, на каких именно направлениях в этом году отмечены максимальные сдвиги?
- Думаю, такой разговор пока преждевременен. Есть главное: после затяжной неопределенности с энергообеспечением у коллектива появилось, наконец, ощущение стабильности. Мы достаточно высоко подняли для себя планку и сегодня уже приступили к достижению этих весьма смелых производственных ориентиров.
В этой связи хочу подчеркнуть: наша программа по подбору кадров сориентирована на привлечение и продвижение молодого высокообразованного специалиста. Конечно, всегда важен баланс между молодостью и опытом, и все же сегодня мы делаем акцент на молодежь. Будущее завода зависит от их энергичности и таланта.