Интервью. Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский рассказал, какие долги город признает за собой, а какие нет.
- Каков общий размер долга города?
- По состоянию на 1 февраля госдолг Петербурга составляет около 13 млрд рублей, из них чуть больше 10 млрд рублей - это внутренний долг, а почти 3 млрд рублей - внешний. Если говорить о структуре внутреннего долга, то большая его часть приходится на муниципальные облигации. Они же будут являться основным источником заемных средств, за счет которого будет полностью покрываться дефицит бюджета на этот год, - он установлен в размере 3, 7 млрд рублей. Наличие дефицита обусловлено увеличением расходов по адресным программам капитальных вложений и расходов на развитие инфраструктуры города. Так, 1 млрд рублей предусмотрен на ликвидацию "размыва" (в 1995 году подземная река затопила тоннели метро между станциями "Площадь Мужества" и "Лесная". - "Ф.") и прокладку нового коллектора в этой зоне, пуск новой станции метро "Комендантский аэродром", продолжение строительства очистных сооружений и ряд других проектов.
- Будут ли внешние заимствования?
- К сожалению, Бюджетный кодекс РФ не позволяет нам привлекать внешние заимствования в объеме большем, чем погашение текущего долга. До конца года будет погашен кредит Deutsche bank в пределах $40 млн, и больше в этом году нам привлечь не удастся. Между тем мы прекрасно понимаем, что опасно стоять на одной ноге, то есть только на рублевых облигациях, ведь в условиях стабильного рынка, когда не видно предпосылок девальвации рубля, а, наоборот, наблюдается обратный процесс, разумно иметь валютную составляющую долга. Если бы это было возможно, то половину дефицита 2004 года мы бы компенсировали за счет выпуска еврооблигаций. Тем более что опыт успешного их размещения у города есть (в 1997 году Петербург выпустил еврооблигации на сумму $300 млн, долг был полностью погашен в июне 2002 года.
В том же году предполагалось выпустить новый еврозаем, но обошлись краткосрочным кредитом Deutsche bank. - "Ф.").
- Может быть, для Петербурга как хорошего заемщика сделают исключение?
- Мы обсуждали этот вопрос с нашими коллегами в Минфине. Они пока думают. Что же касается нашего внутреннего долга, то в рамках недавно разработанной новой концепции управления госдолгом мы будем при каждой возможности стараться его сократить. Впрочем, думаю, необходимость сокращения задолженности будет возникать не часто, так как сейчас наши облигации в основном долгосрочные. В качестве основных инструментов совершения сделок с облигациями мы будем использовать операции репо (продажа и обратный выкуп актива через определенный срок по определенной цене. - "Ф."). Сегодня это самый безопасный и технологичный для города способ размещения средств. И как только у города будут появляться свободные средства, мы через операции репо будем выкупать свои облигации.
- Чем новая концепция управления долгом отличается от той, которая была у прежней администрации?
- Она базируется на международных подходах к оценке финансового состояния города, используемых международными рейтинговыми агентствами. У них достаточно жесткие критерии - если наш Бюджетный кодекс устанавливает всего несколько критериев состояния долга (он не может превышать 100% от доходов бюджета, а на его обслуживание должно тратиться не более 15% от расходов. - "Ф."), то в международной практике таких показателей существенно больше. Кроме того, для себя мы установили еще более жесткие планки, чем существуют при международных оценках. Петербург не будет очень много занимать, мы будем жить по средствам и очень аккуратно относиться к своим обязательствам, тем более что эти обязательства перейдут к тем, кто придет на наши места через 10 лет, ведь сейчас мы размещаем облигации на срок 6, 5-10 лет. Наши обязательства все достаточно длинные, поэтому мы должны быть по отношению к будущим руководителям города и его жителям достаточно корректными. Так что мы формализовали процесс управления долгом, прописав законы, по которым будем жить.
- Почему город не желает отвечать по долгам РАО "ВСМ"? (см. "Ф." N 8)
- Потому что не признаем за собой этот долг, так как договор о взаимном поручительстве, который был подписан Яковлевым (Владимир Яковлев, экс-губернатор Петербурга, ныне полномочный представитель президента в Южном федеральном округе. - "Ф."), недействителен, поскольку он не прошел утверждение в ЗАКСе (Законодательное собрание Петербурга) и эти гарантии не были прописаны в городском бюджете. На этом основании в феврале мы подали встречный иск в арбитражный суд о признании иска к нам недействительным. Мы считаем, что город обязательств перед РАО "ВСМ" и федеральным бюджетом не несет. Общая сумма иска, предъявленная Минфином и его агентом Внешэкономбанком к РАО "ВСМ" и правительству Петербурга как к соответчику, составляет $20, 7 млн, из них Минфин требует $20, 57 млн, ВЭБ - $146, 32 тыс.
- А что будем с "ямой"? (гигантский котлован возле Московского вокзала, где предполагалось построить транс-портно-коммерческий комплекс. - "Ф.")
- Она является собственностью РФ, которой управляет Мингосимущество. Сейчас оно ведет переговоры с рядом инвесторов, мы в них тоже участвуем. Планируется, что на месте "ямы" будет построен большой торгово-офисный центр. Несколько инвесторов уже интересуются проектом, думаю, что в этом году будет проведен конкурс. Объем предполагаемых инвестиций - $150-200 млн. Того комплекса (транспортно-коммерческого. - "Ф."), который был задуман РАО "ВСМ", на этом месте уже не будет. Однако скоростное движение между Москвой и Петербургом будет развиваться, но в рамках концепции, которая существует в Министерстве путей сообщения. Больше "спорных" долгов у города нет.
- Как будут строиться отношения города с коммерческими банками? Помнится, у прежней администрации были с этим проблемы?
- Теперь Бюджетный кодекс разрешает субъектам-донорам обслуживать в коммерческих банках свои так называемые временно свободные бюджетные средства. Однако для начала мы должны определить, что такое временно свободные денежные средства и как они рассчитываются. Предполагается, что мы будем размещать на депозитах в банках короткие -на срок до года - средства. Сами же банки, которые будут обслуживать депозитные счета, будут определены в результате тендера. Сколько таких банков будет, мы пока не знаем, но не один и не три. И город будет вести постоянный мониторинг их финансового состояния. Ведь если при совершении сделок репо нас ничто не волнует, так как обеспечением являются наши же собственные облигации, то при выборе банка для обслуживания депозитных счетов нас в первую очередь будет интересовать его надежность.
- По каким критериям будут отбираться банки?
- Требования будут прописаны в соответствующем положении, которое сейчас разрабатывается. Они будут стандартными - у банка должна быть генеральная лицензия, опыт работы с ценными бумагами, но основной упор будет сделан на его финансовое состояние. Само положение планируется принять до конца первого квартала этого года, после чего и будет проведен конкурс.
- Будет проведен конкурс по выбору генерального агента по выпуску облигаций города или эту роль бессменно дано выполнять "АВК"?
- Нынешний договор с "АВК" заканчивается в сентябре 2004 года, компания выполняет свои обязательства по договору, и это нас полностью устраивает. Ближе к осени мы будем думать о том, что делать дальше: или проводить тендер, или обсуждать с "АВК" условия пролонгации договора. Любой крупный банк или инвестиционная компания, работающая на рынке, может составить конкуренцию "АВК". Не важно, будет это банк или инвестиционная компания. Важно то, насколько профессиональная собралась там команда, как давно она этим занимается, какой у нее опыт. Таких игроков в России немного - десяток максимум. Я не исключаю, что генагент может быть и не питерской компанией и будет не одна компания, а две. Однако во всяком тендере есть свои плюсы и минусы. Если в качестве основного критерия брать комиссионные генагента, то практика показывает, что за счет демпинга может победить претендент, у которого нет соответствующего опыта, авторитета, финансовой устойчивости. Поэтому вопрос выбора ген-агента очень сложный и непростой. Мы хотели бы видеть в его роли компанию, которая отвечает требованиям по качеству, надежности и опыту и готова работать на приемлемых для нас условиях. Лично для меня приемлемые расходы - это нулевые, но, разумеется, на таких условиях никто работать не согласится. Они должны соотноситься с общим объемом наших расходов на обслуживание долга. Понятно, что, по мере того как снижаются ставки на рынке, вес агентской комиссии становится более заметным.
- А какая комиссия для города приемлема?
- Не знаю. Сейчас договор с "АВК" заключен, он действует. Какой смысл его обсуждать?
- Петербург будет принимать участие в федеральной ипотечной программе?
- Да, конечно. В начале этого года было создано Петербургское ипотечное агентство, которое и будет выступать в роли регионального оператора. Уставный капитал агентства в размере 50 млн рублей формируется из бюджетных средств города. Но это не единственная программа по ипотеке, которую реализовывает город. Мы предоставим субсидии горожанам, которые стоят в очереди на получение жилья и готовы взять ипотечный кредит. Она будет составлять до 30% от стоимости квартиры в пределах социальных норм. Первоначальный взнос в размере 30% люди должны будут вносить сами, оставшиеся 40% будут получены в виде кредита. В бюджете на этот год на выдачу субсидий предусмотрено 30 млн рублей, в соответствующей программе прописана сумма в 70 млн рублей Если программа пойдет хорошо, будем вносить поправки в бюджет.
Следующее направление, по которому мы будем работать, - принятие закона о переселенческом фонде и его формирование. Это жилье, куда можно будет выселить неплатежеспособного заемщика, возвратив ему часть денег, уплаченных за квартиру, за вычетом процентов банку. Такой фонд необходим. Во-первых, банки будут уверены, что в случае форс-мажорных обстоятельств у них не будет проблем с выселением, вследствие чего будут охотнее выдавать ипотечные кредиты и их сможет взять большее количество заемщиков. Во-вторых, по Конституции РФ все граждане имеют право на жилье, и мы не можем выставлять их на улицу. Для этого и будет создан переселенческий фонд, в котором будет какое-то количество квартир, пригодных для проживания. Выселение людей будет происходить только по решению суда. В марте данный закон должно рассмотреть правительство города.
- А бесплатное жилье будет предоставляться?
- Мы будем строить бесплатное жилье, но наши возможности ограничены. Вероятно, мы будем уделять этим вопросам больше внимания, но приоритетным у нас по-прежнему будет являться выплата зарплаты бюджетникам.
- Я так понимаю, социальная политика новой администрации будет более жесткой?
- Она будет разумной и понятной.
- Были ли выявлены нарушения у прежнего руководства, которое отвечало за финансы города?
- Сейчас Контрольно-счетная палата города (КСП) в рамках необходимости принятия отчета об исполнении бюджета за 2001, 2002 и 2003 годы осуществляет проверку комитета финансов Петербурга и выясняет, почему эти бюджеты не были утверждены ЗАКСом. Эта работа должна быть доведена до конца. Когда КСП свои выводы доложит законодателям, тогда и мы сможем сказать о том, что было правильно в работе прежней администрации, а что нет. Заранее никаких выводом мы делать не будем, они должны базироваться на заключении официальных органов, а не на мнениях отдельных чиновников.
- Кого из бывших банкиров, кроме Владимира Бланка, вы привели с собой в администрацию?
- Больше никого. Основной костяк в администрации очень сильный и профессиональный - выметать их ни к чему. Это дурной тон, когда приходит начальник и начинает выгонять средний уровень. У нас есть какие-то изменения, но это не значит, что всех работников Смольного должны заменить банкиры.
- Вы случайно оказались в бывшем кабинете Путина (Владимир Путин, Президент РФ, в 1991-1996 годах работал в мэрии Петербурга)?
- Мне его предложили, я согласился. От старой обстановки тут ничего от него не осталось.
- Тем не менее связь с президентом не теряется. Как только он приказал удвоить ВВП, Валентина Матвиенко (губернатор Петербурга. - "Ф.") объявила об удвоении бюджета города, а вы стали объяснять, что это будет сделано за счет удвоения регионального валового продукта (РВП). Почему такое совпадение?
- Удвоение - это некая разумная достижимая цель. Чтобы увеличить РВП, скажем, в 1, 7 раза, можно ничего не делать, а вот чтобы удвоить, надо напрячься. Для этого надо увеличить на пару-тройку миллиардов долларов капиталовложения. Цель достижима, но требует напрячь мускулы, и к 2008 году мы этого достигнем. Но при условии, что ситуация в мире существенно не изменится, мы ведь не влияем на макроэкономику. Увеличение РВП - признак роста экономики города. Это означает, что растут производительность труда, заработная плата, уровень жизни горожан.
- И как вы будете увеличивать РВП?
- Привлекать частных инвесторов, создавать условия и возможности для развития предприятий. Кроме того, мы должны думать о том, что у нас будет с кадрами. Это очень серьезная проблема. Квалифицированных рабочих не хватает. Вот, например, на Ижорских заводах на сварщиков, которые варят корпуса атомных реакторов подводных лодок, просто молятся - они зарабатывают, как хорошие банкиры. В Петербурге сейчас не хватает примерно 60 тыс. квалифицированных рабочих. Мы собираемся переучивать тех, кто хочет получить новую профессию, или приглашать готовых специалистов из других регионов. Сейчас очень многие предприятия уже завозят рабочих. Но поскольку эти люди будут здесь жить, им необходимо обеспечить социальную защиту.
- Придут ли в город новые иностранные инвесторы?
- Заводы "Жиллет", "Пепси-кола" будут строить в Петербурге новые очереди. Кроме того, мы сейчас ведем очень много переговоров и с новыми инвесторами. С кем - не скажу. Это предприятия, которые работают на потребительский рынок, - "пищевка", строительный рынок, электроника.
- За счет чего будут привлекаться новые инвесторы - за счет льгот?
- К льготам мы относимся очень аккуратно. Не они являются основным фактором, на основании которого принимаются решения об инвестировании, - прежде всего это наличие рынка сбыта, развитой инфраструктуры, транспортных коммуникаций. Есть регионы, у которых льготы фантастические, но они не работают, потому что туда ни приехать, ни уехать. В Петербурге же и рынки сбыта, и логистика удобная, так что мы можем давать меньшую премию по льготам. Наша задача все взвесить и принять разумное решение. Сейчас ряд предприятий имеет льготы по налогу на имущество, но мы серьезно не будем их увеличивать, а вот по налогу на прибыль -возможно. Конечно, какая-то морковка должна быть - и мы ее дадим.