Топливный кекс,

или Бензогеография Украины в миниатюре

Статистика знает все. Правда, не до конца. И без деталей. Поэтому судить о состоянии топливного рынка страны только по сухим статистическим сводкам не рекомендуется. В рынке нужно жить, его нужно чувствовать. Но как один из элементов анализа данные областных статуправлений -- вещь в хозяйстве нужная. Возможно, они и не всегда соответствуют действительности по количественным показателям, но поскольку собираются регулярно и по одинаковой методике, то как инструмент для определения тенденций вполне съедобны.

Для приведенного ниже экспресс-анализа изменений, происшедших на всех региональных рынках нефтепродуктов страны, редакция "ГиН" за точки отсчета избрала 1999, 2001 и 2003 годы. Первый из них символизирует начало коренных преобразований на этих рынках. Это последний год господствования ПИИ-льготников, разных "бизонов" с "лютнями", державших под контролем на протяжении нескольких лет львиную поставок топлив в Украину. Это же и первый год активной интервенции в Украину зарубежных нефтекомпаний, главным образом российских. Год 2001 -- это возрождение украинской нефтепереработки. С дефицитом сырья на НПЗ практически покончено, и заводы даже пробуют себя в реальном, а не фиктивном экспорте топлив. Страна хоть и с некоторым недоверием, но все же необратимо переориентируется с импорта на национальных производителей нефтепродуктов. Наконец, 2003-й -- возможно, самый стабильный год за последнее десятилетие. Топливный рынок уже довольно глубоко структурирован, схемы поставок и сбыта наработаны, регулятивная роль государства на рынке сведена к минимуму.

Такие общенациональные тенденции в том или ином виде просматривались практически во всех регионах, конечно, с вкраплениями местного колорита. Некоторое смущение могут вызвать более низкие цифры потребления топлив в 2003 году по сравнению с менее идиллическим 1999-м, как в общем по Украине, так и в большинстве областей. Но этому прецеденту есть ряд объяснений. Во-первых, пять лет назад экономика государства еще катилась вниз, тогда как сейчас она поднимается. Но дело в том, что, оттолкнувшись от дна, она еще не достигла даже той высоты в своем подъеме, на которой находилась в 1999 году при падении. Во-вторых, потребление топлив внутри страны стало более рациональным. Правительство уже не смеет позволять себе "продразверсток", забирая топливо с заводов для нужд села или устанавливая ценовые коридоры для заправок. Рынок стал саморегулируемым механизмом, а поэтому топливо получает, как правило, только платежеспособный потребитель. И это делает использование нефтепродуктов в целом по Украине более экономным, в чем, собственно, заинтересованы и сами производители топлив. Ведь товарные запасы им пока с выгодой удается продавать за рубеж. В-третьих, медленно, но верно расширяется сегмент газового топлива, которое понемножку теснит бензины и солярку. Это пока не очень заметно и не особо докучает бензиновым трейдерам, но у сегмента большой потенциал роста. И если ничего сверхъестественного не произойдет в ближайшие годы, он еще заявит о себе. Но сегодня наша песня не о нем, а о нефтепродуктах.

Киев

Столица Украины хоть и остается самым привлекательным с точки зрения продаж топлив местом, но абсолютное первенство по объемам потребления бензинов, не говоря уже о дизельном топливе, она утратила, уступив пьедестал густонаселенным и индустриально развитым Днепропетровской, Запорожской, Донецкой областям, а также приграничной Львовщине, через которую сейчас идет основной автопоток из Украины на запад. Тем не менее, по спросу на самые дорогие и престижные высокооктановые бензины А-95 и А-98 Киев остается бесспорным лидером. Более половины потребленных городом бензинов приходится на эти марки. А в общеукраинском использовании высокооктана доля Киева достигает все 15%. Это вполне объяснимо: Киев -- эпицентр большого бизнеса, а следовательно, и иномарок, питающихся, как правило, дорогими бензинами.

В то же время бросается в глаза и очень уж серьезное сужение рынка бензинов в столице, зафиксированное Госкомстатом. Если в 1999 году тот был оценен в 642 тысячи тонн, то в 2003-м -- всего лишь в 185 тысяч тонн с половиной. Не исключено, что часть столичных потребителей перетянула на себя Киевская область. Дороговизна и процедурная сложность при получении земли под строительство АЗС в Киеве несколько отпугнули от города трейдеров, которые перебазировались на ближние подступы к нему. Построить заправку на подъезде к столице зачастую оказывалось проще и быстрее. А это, в свою очередь, влияет и на более располагающий для автомобилиста уровень цен на пригородных АЗС. Но даже эта причина никак не может объяснить разницу в объемах потребления в 1999 и 2003 годах более чем на 300% в сторону уменьшения. Столичные трейдеры объяснить этот факт иначе, как ошибкой государственных статистов, не могут.

Ведь, к примеру, на киевском рынке дизтоплива также отмечено падение объемов, но оно не такое обрывочное. К тому же для слабого интереса к ДТ у Киева есть ряд объективных оснований. В городе нет аграриев, которые жнут и пашут и которые больше всего нуждаются в "солярке". Да и в целом автопарк в столице более современный, чем в среднем по Украине, а поэтому процент работающего на дизельном топливе транспорта здесь поменьше. Соответственно, Киев не входит даже в первую десятку украинских регионов-потребителей ДТ.

Крым

Розничная торговля нефтепродуктами в Крыму имеет ярко выраженный сезонный характер. В летний сезон количество населения на Южном берегу Крыма увеличивается более чем в два раза, во столько же раз усиливается интенсивность транспортных потоков на приморских автомагистралях. Зимой доходы местных автозаправок снижаются приблизительно вдвое, в некоторых случаях втрое. Эта особенность исчезает по мере удаления от моря -- в Симферополе, Джанкое и других континентальных городах.

Как показывают подсчеты, в январе-феврале 2003 года в автономии продавалось по 5 тысяч бензинов в месяц, тогда как в августе этот показатель превышал все 11 тысяч тонн. В отношении дизтоплива эта тенденция тоже имеет место, но она не столь однозначна, поскольку, во-первых, перепад между летом и зимой не столь велик, а во-вторых, из-за уборочных работ довольно большой спрос на дизтопливо сохраняется и в сентябре-октябре, тогда как продажи бензина существенно падают уже в сентябре с отъездом основной массы отдыхающих.

Еще одной изюминкой топливной торговли в Крыму является ее ориентация преимущественно на легковой автотранспорт. Грузовые транспортные потоки на полуострове малоинтенсивны, ведь полуостров -- абсолютно нетранзитный регион, который на суше граничит только с Херсонской областью, да и то по узкому перешейку. Ввиду этой особенности реализация дизтоплива (по тоннажу) через крымские автозаправки хоть и стабильна, но все же уступает продаже бензинов. На Южном берегу Крыма -- особенно в летний сезон -- популярен высокооктановый бензин, используемый дорогими марками автомобилей. Хотя в общей массе проданных бензинов доля бензинов с октановым числом выше 90 не так и велика, как можно было ожидать, -- около 25%.

Дальше идем по алфавиту

Винницкая область

Регион -- крепкий середнячок топливного бизнеса. Объем потребления бензинов держится на сравнительно стабильном уровне уже пятый год подряд, тогда как потребление дизтоплива понемногу падает. О постоянстве вкусов винницких автотранспортников свидетельствует и неменяющаяся пропорция в структуре потребления моторных бензинов: 70% -- это более дешевые А-76 и А-80, 30% -- высокооктановые марки.

Одной из главных проблем местного АЗС-бизнеса является отсутствие в регионе значимых автомагистралей. Хотя транзитный транспорт и проходит через область в направлениях с Западной Украины на Умань, из Молдовы на Беларусь и Киев или из юго-западных областей в направлении Одессы, водители дальних маршрутов предпочитают более современные автомагистрали, которые обходят Виннитчину стороной. Поэтому вполне естественно, что заправочная инфраструктура в области размещена крайне неравномерно. АЗС все больше тяготеют к областному центру и близлежащим районам. Чем дальше от Винницы, тем реже они попадаются.

В 2003 году, согласно облстату, Виннитчина израсходовала свыше 300 тысяч тонн топлив, хотя по оценкам трейдеров потенциал области -- 400 тысяч тонн, и, возможно, этот рубеж регион даже преодолел, просто не все объемы попали в официальную статистику. Зато утешительной для региона можно считать тенденцию сокращения разрыва между потреблением бензинов и дизтоплив. Если несколько лет назад это соотношение было 1:3 в пользу ДТ, что указывало на ярко выраженный аграрный характер области, то сейчас оно составляет уже примерно 1:1,5. Более того, показатели последних месяцев указывают на стабильный и довольно ощутимый рост потребления бензинов в регионе, которое даже в ноябре-декабре держалось на уровне 11-12 тысяч тонн в месяц. Для Виннитчинны это очень много, если принять во внимание, что в позапрошлую зиму месячный показатель колебался вокруг отметки в 7 тысяч тонн.

Волынская область

В 1999 году Волынь занимала последнее место в Украине по объемам потребления бензинов и предпоследнее по дизтопливу. Но с тех пор многое изменилось, топливный рынок области в последние пять лет развивался очень динамично и сейчас уже вырос в объеме примерно в два раза. Двигаясь такими темпами, область не просто поднялась с аутсайдерских позиций -- она переместилась уже ближе к центру рейтинговой таблицы региональных потребителей нефтепродуктов. Для территориально небольшой, неиндустриальной и малонаселенной области это большой успех.

Объяснений этому может быть несколько. Во-первых, своим расцветом Волынь обязана тому, что именно в Луцке обосновался один из крупнейших трейдеров страны -- КОНТИНIУМ (торговая марка -- ЗАХIДНА НАФТОВА ГРУПА). Его присутствие уже само по себе оздоровило рынок, к тому же не исключено, что в статистическую отчетность по месту жительства попадает и часть тех объемов топлив, которые ЗНГ реализует за пределами региона. Во-вторых, для области характерны более низкие, чем в среднем по Украине, цены на нефтепродукты и в то же время более высокая прибыльность розничной торговли. Одно притягивает в область желающих по дешевке заправиться, второе -- желающих на этом заработать. "Мягкие" цены на топливо на Волыни обусловлены тем, что главные операторы региона (ЗНГ и группа АВIАС) имеют возможность завозить сюда бензины и дизтопливо с "родных", к тому же близко расположенных НПЗ -- Дрогобычского и Надвирненского. Кроме того, на Волыни еще не полностью изжито такое явление, как белорусский бензин, который иногда попадает в Украину и по так называемым "серым" схемам (то есть с уплатой налогов по минимуму, что дает возможность продавать его по низким ценам).

Наконец, понемногу растет и транзитное значение Волыни -- особенно в направлении Польши. Ее приграничное расположение и объясняет тот факт, что потребление бензинов в области сопоставимо с потреблением дизельного топлива, тогда как в большинстве других регионов Украины заметен крен в сторону ДТ. Паритет наблюдается и в потреблении областью низкооктановых и высокооктановых бензинов. Последние пользовались даже несколько большим успехом -- 64 тысячи тонн против 57 тысяч тонн низкооктана. Что интересно, и в потреблении А-92 и А-95 также наблюдалось полное равенство -- примерно по 30 тысяч тонн на брата. И только 98-й бензин оставался в регионе продуктом для гурманов.

Днепропетровская область

Больше, чем здесь, нефтепродуктов в Украине не потребляет никто. 426,6 тысячи тонн дизтоплива и 325,8 тысячи тонн бензинов -- абсолютный рекорд прошлого года. Правда, по сравнению с показателями 1999 и 2001 годов страсть региона к дизтопливу несколько иссякла. Зато потребление моторных бензинов медленно, но верно увеличивается. Не зря большинство отечественных трейдеров считают Днепропетровщину самым "хлебным" местом в стране в разрезе нефтепродуктоторговли. Может быть, даже более доходным, чем Киев, если, конечно, не учитывать тот фактор, что пробиться в регион "чужаку" практически невозможно. Даже после того как в 2003 году Антимонопольный комитет решился оштрафовать на крупные деньги две доминирующие компании регионального рынка -- АВIАС и СЕНТОЗУ ОЙЛ -- за антиконкурентные действия и удерживание в области цен на нефтепродукты на более высоком по сравнению со среднеукраинским уровне. Поэтому и неудивительно, что среднесуточная выручка на АЗС Днепропетровщины считается самой большой в Украине.

Конечно, это зависит не только от диктата одной группы компаний, но и от других факторов. Так, для Днепропетровской области характерен высокий уровень урбанизации: 76% населения области проживает в городах с количеством жителей свыше 100 тысяч человек. Это обеспечивает стабильный и высокий спрос на бензины. А вот среди главных потребителей дизтоплив на равных конкурируют три отрасли -- аграрный комплекс, транспортные компании и большие индустриальные предприятия, прежде всего горно-рудные. Кроме того, в начале нынешнего столетия область пережила настоящий бум АЗС-строительства на трассах. Новизна и густота этой заправочной сети также способствовует привлечению клиентов. Тем более что до 2000 года в области довольно острым был дефицит АЗС как раз на межгородских дорогах.

Над чем Днепропетровщине еще нужно работать, так это над увеличением доли высокооктановых бензинов в общей структуре бензинопотребления. Сейчас она не дотягивает и до 40%, что, например, гораздо ниже, чем в описанной выше Волынской области. И если по "сжиганию" бензина А-92 днепропетровцы являются неоспоримыми лидерами, то по объемам использования более высокооктановых бензинов они серьезно уступают не только киевлянам, но и, как ни странно, даже закарпатцам.

Донецкая область

Этот регион -- главный конкурент Днепропетровщины не только на политическом Олимпе страны, но и в борьбе за лавры главного отечественного любителя нефтепродуктов. По объему потребления дизтоплив он уже почти нагнал соседей (отставание за 2003 год -- всего 38 тысяч тонн, тогда как в 2001-м оно составляло почти 100 тысяч), но вот по бензину -- полный застой: и в 1999-м, и в 2001-м, и в 2003-м объем потребления этого продукта неизменен -- порядка 180 тысяч тонн. Это вообще-то несколько странно, ведь в области проживает 10% населения Украины, а по численности АЗС она по крайней мере не уступает Днепропетровщине. С одной стороны, это может означать, что донецкие трейдеры лучше "шифруются" перед органами статистики, а с другой, все же нужно признать, что по общему уровню современности и сервиса донецкая АЗС-инфраструктура все же уступает днепропетровской. К тому же часть неучитываемого топлива попадает в область из России через прозрачную границу.

Однако "донецкие парни" тем и славятся, что у них в запасе всегда находится козырь, на который в нужный момент можно сделать ставку. В данном случае меньшая "цивилизованность" заправочной инфраструктуры из минуса может превратиться в плюс. Поскольку потенциал развития для топливных трейдеров в донецком регионе пока гораздо выше, чем в насыщенном заправками днепропетровском. А это значит, что за счет инвестирования в нефтерынок уже в ближайшие годы Донетчина может выйти на первое место по объемам потребления в Украине в целом, прежде всего за счет наращивания бензиновых мускулов. На это указывает и сравнение помесячных динамик продаж в двух крупнейших соседних областях. В Донецкой их кривая целенаправленно идет в гору, практически невзирая на сезонность, в результате за год месячный показатель потребления увеличился с 11 тысяч тонн бензинов до 17 тысяч тонн. На Днепропетровщине тенденция совершенно другая: с января 2003-го и практически до июля-августа показатели продаж держались в заоблачной зоне от 20 до 30 тысяч тонн бензинов в месяц, но с осени пошел резкий крен, и эти объемы почти сравнялись с донецкими.

Правда, области с претензиями на роль общенационального лидера как-то даже неприлично занимать двенадцатое место в стране по объему потребления высокооктановых бензинов (неполных 47 тысяч тонн за 2003 год). Тем не менее, это факт. Донецкие машины только на 25% питаются наиболее качественными марками топлив. Понимать эту цифру, наверное, следует так, что основная часть региональных потребителей бензина -- это транспорт, находящийся на балансе промышленных предприятий (которых здесь превеликое множество), а не в индивидуальном секторе.

Житомирская область

Через нее проходят три международных маршрута, а также основной путь, связывающий столицу с восьмью областями Западной Украины. Вдоль автомагистрали "Киев -- Львов -- Чоп", а также по мере приближения к Киеву расположилась основная масса заправок области. Они в основном и делают погоду на местном топливном рынке. Порайонное потребление нефтепродуктов в Житомирской области очень неравномерно. И продавцы, и потребители тяготеют к ее южной территории. Оккупированное же лесами Северное Полесье и зона отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС до сих пор отпугивают топливных трейдеров, что и неудивительно.

Тенденция последней пятилетки -- умеренное падение потребления дизтоплива в области и еще более умеренный рост потребления бензина.Если так пойдет и дальше, то эти показатели через год-два выравняются, пока же объем потребленного дизтоплива примерно на 10 тысяч опережает потребление бензинов. Сопоставление использования двух этих видов топлив говорит о том, что Житомирщина является скорее областью транзитно-транспортного значения, нежели регионом сельскохозяйственного или промышленного потребления. С развитием этого транспортного потенциала и нужно связывать основные надежды областным топливным снабженцам. Тем более что Житомирщину в перспективе заденут и международные автокоридоры, а значит, есть смысл несколько увеличить насыщенность региона трассовыми заправками, которых в будущем может оказаться маловато для адекватного обеспечения транзитных транспортных потоков.

Что характерно, по потреблению высокооктановых бензинов житомирские объемы (около 41 тысячи тонн в год) почти сопоставимы с донецкими, хотя в общеукраинском масштабе это весьма средний показатель. Он был бы еще меньше, если бы не заезжий столичный транспорт, регулярно курсирующий через Житомир.

Закарпатская область

Закарпатский феномен заключается в том, что эта одна из самых маленьких областей Украины занимает второе место в государстве по потреблению высокооктановых бензинов А-95 и А-98. В 2003 году в Закарпатье было потреблено 64 тысячи 714 тонн этих марочных топлив. В большем их количестве нуждался только Киев. Примерно на том же уровне, что и Закарпатье (64 тысячи 455 тонн), закончила год и Львовщина. Остальные регионы отстали от них по этому показателю на 10 тысяч и более тонн. Правда, по потреблению "девяносто второго" бензина Закарпатская область занимает только шестое место в национальной "табели о рангах", а по потреблению моторных бензинов в целом -- и вовсе одиннадцатое. Но это ничуть не умаляет областного достижения: из 137 тысяч тонн прошлогоднего бензопотребления 100 тысяч тонн пришлось на высокооктан. Для Украины такая высокая доля последнего в потреблении -- это что-то из разряда очевидного-невероятного.

В редакции "ГиН", конечно, сидят не экстрасенсы, но объяснить это феноменальное явление мы попробуем. Ниточку к разгадке дает уже тот факт, что такой же достаточно высокий показатель потребления высокооктановых бензинов демонстрирует и Львовская область. Дело в том, что оба региона -- это своего рода ворота Украины в Центральную Европу. Причем Закарпатье граничит сразу с четырьмя странами -- Румынией, Венгрией, Словакией и Польшей. Это обстоятельство благоприятствует развитию трансграничных транспортных переходов и сопутствующей им автозаправочной инфраструктуры. По этой же причине именно здесь чаще всего можно встретить иностранный автотранспорт, а он отдает предпочтение высокооктановому топливу.

Кроме того, именно для Закарпатья в последние годы был наиболее характерен такой вид топливного бизнеса, как "челночная" торговля. Правда, введение Венгрией осенью прошлого года виз на въезд для граждан Украины способно нанести ей смертельный удар, но, по крайней мере, в летние месяцы "челночники" работали в поте лица. Суть их деятельности сводится к тому, что предприимчивые местные жители заполняли под завязку баки своих автомобилей (опять же преимущественно высокооктановыми бензинами), заезжали на венгерскую сторону и практически в 100 метрах от границы сливали топливо партнерам мадьярам, чтобы тут же отправиться в следующую ходку. Если учесть, что в Венгрии бензин стоит гораздо дороже, чем в Украине, такие перевозки имели экономический смысл. Хотя весь этот ажиотаж не очень благотворно влиял на внутрирегиональный рынок, поскольку цены топлива на закарпатских АЗС в целом были одни из самых высоких в стране.

Еще одной особенностью закарпатского потребления нефтепродуктов является его намного большая, чем в целом по стране, подверженность перепадам. Так, например, в промежутке между 1999 и 2001 годами спрос на бензины в регионе упал более чем в полтора раза, хотя после этого вновь начал расти. В сегменте дизтоплива, наоборот, был замечен резкий скачок. В 2003 году закарпатцы потребили дизтоплива почти вдвое больше, чем двумя годами ранее. Такая "аритмия" закрепила за местным рынком имидж малопрогнозированного. Он зависим не столько от традиционных для топливного бизнеса факторов, как-то: сезонность, логистика поставок нефтепродуктов, налоговый климат, -- сколько от ситуации на границах.

Запорожская область

Это область, традиционно входящая в "могучую кучку" отечественных потребителей нефтепродуктов. В то же время ей никак не удается реализовать весь свой потребительский потенциал. Сохранив второе место по объему потребления бензинов, Запорожье по общему потреблению нефтепродуктов не попадает даже в первую тройку лидеров, поскольку по расходованию дизтоплива оно уступает целому ряду регионов.

Хорошо это или плохо -- вопрос риторический. На наш взгляд, скорее, хорошо. Не гоняясь за валом, регион ориентируется на более качественный нефтепродукт. Не зря же Запорожье -- единственная в Украине область (после Киева), где потребление бензинов в 2003 году превысило потребление ДТ, пускай и всего лишь на 3 тысячи тонн. С точки зрения топливных трейдеров это просто замечательно, поскольку доход от торговли бензином традиционно выше. Тем более что свыше 50% продаваемых в области бензинов -- высокооктановые. И еще один позитив Запорожья.В отличие от большинства других регионов, здесь показатель потребления бензинов демонстрирует постоянный и завидно быстрый рост: 154,4 тысячи тонн в 1999 году, 192,1 тысячи в 2001-м, 216,2 тысячи в 2003-м. Зато по дизтопливу в 2003 году отмечен даже спад против показателя 1999-го.

Львиную долю автомобильных бензинов в Запорожской области потребляют три города -- Запорожье, Мелитополь и Бердянск, а также районы, по которым проходят автомагистрали "Москва -- Симферополь" и "Одесса -- Ростов-на-Дону". А львиная доля этих доходов оседает на счетах фирм, близких к днепропетровским трейдерам из группы АВIАС-СЕНТОЗА. Поэтому, несмотря на свою привлекательность, это один из самых закрытых рынков в Украине.

Ивано-Франковская область

Сногсшибательные объемы потребления регионом дизтоплива (свыше 400 тысяч тонн в год, третье место в Украине) никого не должны вводить в заблуждение. Примерно 70% этого количества забирает нефтехимическое производство на калушском ЛУКОРЕ. Потребление же ДТ автотранспортом и сельхозтехникой одно из самых невысоких в Украине. То же можно сказать и о потреблении дизтоплива. По этому показателю Ивано-Франковщина не дотягивает и до 100 тысяч годовых.

В целом же, объемы потребления топлив в области соответствуют ее размеру и населенности. Так, в пересчете на одного жителя на Ивано-Франковщине используется больше бензинов, чем, например, на Донетчине или Харьковщине. Важно отметить и тот момент, что, ввиду своего географического расположения, область отличается крайне неравномерным потреблением нефтепродуктов в районах. Низкие спрос и платежеспособность населения на горной Гуцульщине отбивают у операторов рынка желание работать на юге и западе Ивано-Франковской области. В то же время промышленный центр и сельскохозяйственные север и восток региона сполна компенсируют недостатки карпатских районов: потребность в горючем на свободной от горных хребтов половине территории Ивано-Франковщины сравнима с потреблением нефтепродуктов таких областей, как Запорожская или Одесская.

Спрос на бензины в течение последних лет держится примерно на одном уровне, но в разрезе марок наблюдается постепенное увеличение интереса к высокооктановым бензинам. Сейчас они чуть-чуть не дотягивают до половины годового потребления моторных бензинов в области, тогда как лет пять назад их доля не превышала и 30%. Этой тенденцией иванофранковцы должны быть благодарны отчасти развитию горного туризма в регионе, как "зеленого", так и "белого". Ивано-Франковщина -- одна из немногих областей в Украине, где спрос на бензины в зимний период почти не отличается от пикового спроса летом.

Кировоградская область

Эта центральноукраинская область -- один из аутсайдеров топливного рынка. По потреблению бензинов в 2003 году она заняла четвертое место в рейтинге с конца, а по потреблению дизтоплив -- пятое. По сравнению с показателями 1999 года кировоградские поглотители нефтепродуктов более чем заметно затянули пояса, хотя по сравнению с итогами 2001-го в прошлом году объем потребления даже вырос, правда, всего лишь на пару тысяч тонн.

Для региона, как и для большинства его аграрных собратьев (Ривненщина, Тернопольщина, Хмельнитчина, Херсонщина), характерно ощутимое преобладание дизтоплива над бензинами. Первых потребляется более чем в два раза больше, чем вторых. При этом доля высокооктановых бензинов в потреблении вообще ничтожна -- чуть более 9 тысяч тонн в год. А по маркам А-95 и А-98 у региона вообще последний результат в Украине. Его обогнала даже постоянно отстающая Тернопольская область.

В принципе, от Кировоградщины особых рекордов ждать и не приходится, поскольку здесь наименьшее в стране количество автотранспорта, находящегося в частном пользовании, а отсюда и чрезвычайно низкое потребление горючего населением, и неприхотливость клиентов. Эту незавидную ситуацию не может исправить ни достаточно выгодное расположение области относительно отечественных нефтеперерабатывающих заводов, ни то, что через область пролегают две оживленные трассы, пересекающие страну с севера на юг и с востока на запад. Возможно, как раз два этих фактора и удерживают в регионе топливных трейдеров. Более того, ТНК-УКРАIНА именно с Кировоградщины начала процесс выкупа заправочных станций у своих джобберов.

Киевская область

Окольцовывающий Киев регион в 2003 году по объемам потребления нефтепродуктов практически сравнялся со столицей. Если в Киеве за этот период было использовано 353 тысячи тонн топлив, то в области -- 360 тысяч тонн. Разница между ними лишь в том, что главный город страны отдает предпочтение бензинам, а в его окрестностях больше ценят все-таки дизтопливо. Тем не менее, с каждым годом потребление бензина на Киевщине растет, а спрос на ДТ держится примерно в одних и тех же рамках.

Склонность к улучшению в области бензинового аппетита, как уже говорилось в начале обзора, объясняется активным освоением трейдерами подъездов к столице -- ближних, а сейчас уже и дальних. Очень много возникающих в регионе новых заправок ориентируются на столичного клиента. Как следствие -- область занимает четвертое место в Украине по объему потребления наиболее октановых бензинов (группа А-95/А-98), уступая лишь собственно Киеву, Закарпатью и совсем немного Днепропетровщине.И, судя по прогнозам, достигнутый результат -- это не предел мечтаний. Ведь у Киевщины перед всеми другими областями имеется огромная фора -- лучшая в Украине транспортная инфраструктура. Вполне логично, что все крупнейшие автомагистрали страны, как общегосударственного, так и международного значения, проходят через украинскую столицу. Но перед этим они проходят по землям Киевской области.

На наш взгляд, этот регион по интенсивности топливного потребления можно разбить на пять зон. В первую зону -- условно говоря элитную, где интенсивность продаж почти не уступает столичной -- входят окрестности Киева, в которых завязываются в узел крупнейшие автомагистрали страны и проходит Большая Окружная дорога, -- Киево-Святошинский, Бориспольский, Броварский, Васильковский районы. Вторую зону -- с высоким уровнем потребления -- создают более отдаленные от столицы районы, прошитые интенсивными автомагистралями, -- "Киев -- Чоп" (Макаровский район), "Киев -- Одесса" (Белоцерковский и Ставищенский районы), "Киев -- Харьков" (Барышевский и Яготинский районы), "Киев -- Днепропетровск" (Обуховский, Кагарлыкский и Мироновский районы) и "Киев -- Ковель" (Бородянский район). Третью зону -- со средним уровнем потребления -- "населяют" крупные города Киевщины -- Белая Церковь, Бровары, Фастов, Борисполь. В четвертую зону -- с небольшим потреблением -- входят сельскохозяйственные районы юга Киевщины -- Сквирский, Фастовский, Володарский, Тетиевский, Ракитненский, Таращанский, Богуславский и Переяслав-Хмельницкий. Пятая зона -- с очень малым потреблением -- зона Чернобыльской катастрофы, в которую вошли северные районы области -- Чернобыльский, Полесский, Иванковский и Дымерский, характеризующиеся слабой структурой экономики и, что самое важное, огромным экономическим и урбанистическим уроном после Чернобыльской катастрофы 1986 года.

Продолжение обзора в следующем номере

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости