Вчера завершилось одно из самых ярких событий в жизни транспорта России - IX Московская международная выставка по транспорту и логистике. В течение недели она приковывала внимание тех, кто связал свою профессиональную деятельность с перевозками грузов.
Спектр участников был очень велик - порты, грузовые и таможенные терминалы, экспедиторские и стивидорные компании, заводы по выпуску подвижного состава, подъемно-транспортного оборудования.
Выставочный бизнес во всем мире -это не просто ознакомление публики с достижениями отраслей, фирм, стран. Это мощная индустрия, генерирующая рост экономики тех городов, которые уделяют внимание этому направлению деятельности. Опыт крупнейших выставочных центров мира показывает, что город получает от их работы на порядок больше косвенных доходов, нежели прямых налогов. Ведь крупная международная выставка - это заполненные гостиницы, усиленная работа ресторанов, огромное количество проданных сувениров.
И с этой точки зрения "ТрансРоссия-2004" удалась на славу. С начала марта менеджеры всех московских отелей отвечали, что с 23 по 26 марта свободных мест нет.
Количество российских и зарубежных участников соотносилось примерно как один к двум. Сами организаторы не скрывали своего разочарования по поводу скромного участия российских предприятий. Но их можно понять. Участие в экспозициях такого уровня стоит весьма недешево, ставки на арендуемую площадь очень высокие. Минимальная площадь, предоставляемая организаторами экспонентам, составляла девять квадратных метров. И это при ставке 12 тысяч рублей (более 350 евро) за квадратный метр. За дополнительное оборудование - розетку, светильники, витрину -требовалось выложить еще порядка тридцати тысяч рублей. А добавьте к этому регистрационный сбор (25 тысяч), оплату за размещение в каталоге информации об участнике, разного рода надбавки - и сумма достигает 200 тысяч.
Особенностью экспозиции стало то, что российские участники стремились показать в первую очередь наукоемкую продукцию, новые технологии, современные промышленные образцы, способные пользоваться спросом на внешних рынках. Многие научные разработки и технологии уже сейчас превосходят западный уровень, однако их внедрение идет медленно. Зато западные специалисты проявляют к ним большой интерес.
Выставки - мощное средство продвижения товаров на внешние рынки. И здесь очень важно качество предоставляемых услуг. Учитывая международный характер мероприятия, на первое место по значимости выходит связь. К нашей экспозиции, где был установлен компьютер с подключенной электронной почтой и принтером, несколько раз подходили коллеги с других стендов и просили распечатать документ или отправить сообщение. Необходимый на таких выставках пресс-центр отсутствовал, и журналисты других изданий диктовали тексты по мобильным телефонам. Кстати, и этот вид связи под крышей "Олимпийского" "вел" себя не очень хорошо.
И тем не менее большинство участников удовлетворены итогами выставки, намерены принять в ней участие и в следующем году. Впрочем, теперь у них есть и другие возможности. Во второй день работы наш стенд посетила Лариса Базиян - бессменный директор "ТрансРоссии" на протяжении предшествующих восьми лет. В этом году она со своими коллегами организует альтернативную выставку в Лужниках. Она пройдет в апреле, участие в ней уже подтвердили более ста пятидесяти компаний. Многие из них работали на нынешней "ТрансРоссии", и участие в двух экспозициях подряд показывает, что в России происходит настоящий выставочный бум.
Руководители рекламных отделов компаний уверены, что выставка - лучший способ рекламы, а участие в ней -проявление высокой профессиональной культуры. Главное - это общение, считают они. Контрактов ныне на выставках не подписывают, зато контакты случаются весьма полезные. Еще бы, на стендах большинства компаний присутствовали их руководители, и это была, пожалуй, единственная возможность запросто встретиться на самом высоком уровне, поговорить о проблемах, найти решения.
Для нас, журналистов, "ТрансРоссия" стала замечательной возможностью совместной работы с транспортниками всего мира, с людьми, сокращающими расстояния между странами и континентами, способствующими ускорению товарообмена, делающими нашу жизнь комфортнее и безопаснее.
Если вспомнить, первый торгово-промышленный смотр в России был проведен 175 лет назад, в мае 1829 года. Тогда в Санкт-Петербурге состоялась выставка российских промышленных изделий. Она разместилась в "Экспозиционной зале" -специально построенном для этой цели здании на Стрелке Васильевского острова.
Огромную роль в развитии выставочного дела сыграли различные научные и деловые общества, возникшие в России в XIX веке. Среди них выделялось Императорское Русское Техническое Общество. Политехническая выставка в Москве, организованная в 1872 году Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, стала важной вехой в истории выставочного дела, ее экспозиция легла в основу собрания одноименного музея. На этом смотре было представлено более 10 тысяч отечественных и около 2 тысяч зарубежных экспонатов. А самой крупной в истории дореволюционной России стала нижегородская Всероссийская промышленная и художественная выставка, устроенная в мае 1896 года. Примечательно, что все выставки того времени проводились при непосредственном участии государства, стремившегося оградить отечественных производителей от иностранной конкуренции. С этой целью экспонентам оказывалась всесторонняя поддержка, а награды, полученные на выставках, считались официальными и впоследствии отражались на вывесках и в рекламе своих обладателей.