Если выпустить на ринг легковеса против супертяжеловеса, исход поединка, видимо, будет предрешен заранее. Библейская история о том, как юный Давид победил великана Голиафа, скорее всего не повторится. Во всяком случае, в Москве, в пищевой промышленности и торговле произошло то, что должно было произойти, если, конечно, под Давидом подразумевать малый бизнес, а под великаном - всемирно известные торговые сети и монополистов-производителей. Победил Голиаф. А мы создали ему условия для победы, отвернувшись от малого бизнеса.
- Во многих мировых столицах, - говорит председатель правления Московской торгово-промышленной палаты Юрий Котов, - в частности в Париже, все гипермаркеты оттеснены на окраины города и за его пределы. Центр безраздельно отдан небольшим булочным, изготовителям и продавцам пиццы, булочек, ватрушек и другим частным мастерам. Их - тысячи. А мы опять хотели как лучше, а получилось как всегда. Никак не можем отойти от гигантомании. Никто, в частности, не знает, что делать с крупными заводами, лежащими на боку. Ибо все они - яркий пример натурального хозяйства, которое крайне невыгодно. В Америке крупное предприятие обычно собирает продукцию из блоков, сделанных на малых предприятиях. Исключения редки. У нас - все наоборот. В Москве, например, если говорить о пищевой промышленности и торговле, понастроили огромное количество супермаркетов, отдав им лучшие места в центре и погубив тем самым малые предприятия. В частности, на наш мегаполис осталось всего чуть больше 300 малых пекарен, весь остальной хлеб пекут заводы и пекарни при магазинах сети "Рамстор", "Седьмой континент" и т.п. Малый бизнес в хлебопечении за четыре года сократился втрое. Куда уж малому предприятию с гигантами тягаться!
Кстати, этого же мнения придерживается заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Светлана Королева, которая утверждает, что Франция, например, приняла закон, направленный против развития сетевых структур в торговле, а Польша, прозевавшая эту проблему, полностью погубила малое предпринимательство в этой сфере. Но не только Польша создала проблемы для малых предпринимателей. Сергей Богданов, президент ЗАО "Международная продовольственная биржа", заверил, что точно такая же ситуация сложилась в США, где на рынке орудует одна из очень крупных мировых сетевых структур с дешевой продукцией, после прихода которой в любой американский город для малого бизнеса остается фактически "выжженная земля"...
Как защитить малый бизнес не на словах, а на деле? Почему мы до сих пор придерживаемся романтического представления, что рынок все сам расставит по местам и государство не должно поддерживать малые предприятия, как это делает Запад? Там им дается вполне определенная фора, в частности предоставляется право первыми прийти к покупателям. У нас это считается "предательством" по отношению к рыночным принципам в экономике. На Западе чаще всего иностранный производитель -последний в очереди на рынок. У нас - первый. Как же нам все-таки уравнять силы Давида и Голиафа, ибо чудо победы малого над огромным действительно бывает только в сказках? Этому было посвящено заседание круглого стола в МТПП, рассматривавшее участие предпринимателей в программе правительства Москвы, - "Московские контракты". Рассматривалась в общем-то локальная проблема, касающаяся создания системы обеспечения пищевого и торгового среднего и малого бизнеса сырьем, продовольственными ресурсами и т.д. Но за всем этим легко просматривались общие проблемы этой отрасли экономики, на которую все надеются, но она тем не менее увядает на глазах.
Обратим в этой связи внимание на слова Юрия Котова о том, что Москва должна создавать систему обеспечения малых и средних предприятий дешевым и качественным сырьем. Он, правда, говорил о подобной цепочке в хлебной промышленности, предлагая протянуть ее от производства зерна до снабжения высококачественной мукой малых пекарен, но разве к другим отраслям эта проблема не относится?
По мнению Светланы Королевой, для Москвы сейчас развитие сетевой торговли не актуально, ибо нет в городе таких многогектарных свободных площадок, которые требуются для крупного гипермаркета с его огромными по площади 1-3-этажными зданиями, автостоянками на тысячи мест и т.д. А для малых предприятий, находящихся в так называемой "шаговой доступности", площади еще остались. Но эта сеть хиреет, ее вытесняют из города, особенно из центра, где все меньше остается доступных продовольственных магазинов, ателье, химчисток, прачечных и т.п. Да и на периферии они почему-то не развиваются. Город должен этому помочь.
- И мы, - подчеркивает Королева, - особую надежду питаем на программу "Московские контракты".
По ее словам, эта идея родилась при проработке проблемы сдерживания роста цен на товары и услуги в Москве. При этом Департамент потребительского рынка и услуг не собирался покушаться на свободу ценообразования, но предлагал разработать ряд косвенных мер, которые способствовали бы их естественному снижению, - создание конкурентной среды, возрождение логистики товародвижения, отказ от посредников, которых сейчас при производстве и торговле товарами насчитывается до семи (! ) и т.д. В 2002 году правительство Москвы приняло постановление о создании межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий на базе московских товарных бирж, которые должны оптимизировать технологию оптовой торговли.
- К нам сейчас обращаются десятки малых предприятий, - говорит Светлана Королева, - с просьбой "прикрепить" их к распределительным центрам, ибо гиганты обычно скупают всю поступающую в Москву продукцию, и все преференции достаются им. И здесь явно не все чисто.
Королева напоминает, что Москва дает сегодня треть общероссийского товарооборота - 1 трлн. 240 млрд. рублей - 40 млрд. долларов. Но покупательская емкость рынка столицы - выше 70 млрд. долларов. Разница, считает Светлана Ивановна, видимо, покрывается за счет теневого рынка, не платящего налогов. То есть резервы здесь очень велики. Поэтому нужно поддержать законопослушных предпринимателей, создавая им инфраструктуру, помогающую жить и нормально работать.
Это, кстати, позволит решить еще одну важную для всей России проблему - создания рабочих мест. Дело в том, что Москва сама производит лишь 10% потребных ей товаров, остальное покупает.
- И нам далеко не безразлично, - утверждает зам. руководителя департамента, - откуда будут поступать эти товары. Мы намерены в максимальной степени использовать возможности регионов. Сейчас для них созданы фактически непреодолимые преграды - приходится за "место под солнцем", т.е. кусочек прилавка размером в тетрадный листок, платить от 500 до 5 000 долларов. Могут ли найти региональные малые предприятия такие деньги? Нужно менять систему, и прежде всего систему оптовой торговли. И ориентироваться здесь нужно на Запад, который такие системы поддержки малого предпринимательства давно отработал. Мы изучили опыт Испании, Англии, Италии, Германии и убедились в эффективности их технологий.
Иными словами, программа "Московские контракты" нацелена на создание прочных технологических цепочек - от производителя до розничного продавца. В эту цепочку будут включены банки, в частности "Банк Москвы" уже подготовил документы для создания клирингового расчетного центра. Сюда же привлечены Международная продовольственная биржа, которая объединяет производителей товаров в регионах и наши малые предприятия; оптовые центры, которые сконцентрируют все поступающие из регионов товары. Расчеты будут вестись через представителей банков.
- Эта схема позволит, - уверена Светлана Королева, - не только снивелировать уровень цен в Москве, который сейчас различается порой в разных районах в разы, но и снизить их.
Разработанную схему приветствует министр правительства Москвы Евгений Егоров, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. Он считает сегодняшнюю ситуацию в отрасли запутанной и сложной.
- Для того чтобы в Германии открыть предприятие, которое торговало бы, скажем, овощами, - говорит министр, - обязательно требуется указать, откуда оно будет получать товар. У нас же зачастую идут нарекания на качество продукции, а кто ее производит - неизвестно. Причем это относится не только к малым магазинам, но и супермаркетам, в частности к "Рамстору". И там есть товары с просроченными сроками реализации, от неизвестных изготовителей и т.д. Но в итоге виновным оказывается продавец, а не поставщик. Поэтому и нужна четкая оптовая система, которая давала бы возможность малому бизнесу получать высококачественный товар. Регионы при этом должны взять на себя обязанность гарантировать качество тех товаров, которые поставляются на рынок Москвы.
Министр заверил, что решение о централизации доставки сырья и готовых пищевых продуктов, принятое правительством Москвы, будет одним из приоритетов его работы. Он напомнил, что многие предприятия, производящие продукцию для Москвы, созданы столицей и поэтому она отвечает за условия их работы. Создает правительство и комфортные условия для работы малых предприятий в городе. Приняты решения об обеспечении их нежилыми помещениями. Более того, в каждом новом жилом доме до 50% площадей первых этажей теперь будет отдаваться малому бизнесу.
- Но если мы в центре Москвы, - сказал Егоров, - не установим минимальную арендную плату для магазинов, торгующих социально необходимыми товарами, этого продукта там не будет! Нужно срочно решить вопрос - что в первую очередь необходимо москвичам и какие условия нужны для того, чтобы они могли покупать эти товары рядом со своим домом. Во всяком случае, схема расположения торговых точек должна быть пересмотрена. Рядом с метро "Новослободская", в частности, пройти нельзя, а в спальных районах торговых точек просто нет. Предупреждаю, мы скоро займемся перебазированием этих точек, закроем оптовые вещевые рынки, на которых нет условий для нормальной продажи товаров. Производителям и торговцам будут предоставлены нежилые помещения.
Министр предложил в регионах России создавать распределительные центры для московской продукции на базе существующих практически во всех федеральных округах межрегиональных маркетинговых центров. В свою очередь, под гарантию губернаторов могут быть определены поставщики, которые будут работать на распределительные центры столицы. Это позволит значительно расширить внутренний рынок для продукции московских предприятий в регионах и региональной продукции в Москве.