Вчера в Петербурге под эгидой Координационного Совета по транспорту и логистике ассоциации "Северо-Запад" прошло совещание на тему организации взаимодействия имеющихся в регионе транспортно-логистических центров и формирования единого информационного пространства. Его открыл вице-президент ассоциации А.Ефимов, подчеркнувший сверхактуальность проблемы создания единой региональной логистической системы на пороге вступления России во Всемирную торговую организацию.
Если участники отечественного рынка транспортно-экспедиционных услуг не смогут обеспечить конкурентоспособного качества и цены перевозок грузов, они рискуют быть вытесненными западными фирмами. Эту тему развил в своем докладе директор Северо-Западного информационно-аналитического центра транспортной логистики НП "АИЛОТ" М.Пимоненко. По всем характеристикам российские перевозчики уступают сегодня западным. Обобщенным показателем эффективности работы транспорта может служить величина транспортной составляющей и конечной цене товара. В России она составляет, по данным центра, 33-35 процентов, что в три раза выше среднеевропейской. Это как раз и свидетельствует об отсутствии логистического управления и взаимодействия разных видов транспорта. Две трети грузовых перевозок осуществляются неспециализированными перевозчиками. Еще одним фактором, ослабляющим позиции отечественных транспортников, является неразвитость информационного обеспечения движения товаров. В частности, проблему представляет внедрение электронного документооборота, хотя здесь препятствием нужно считать скорее отсутствие законодательных актов. Автоматизированная система "ЭТРАН", разработанная и внедряемая на сети российских железных дорог, позволяет клиентам и перевозчикам вести электронный обмен документами.
Следует отметить, что железнодорожники одними из первых в Северо-Западном регионе начали работать над созданием информационно-логистического центра. Руководитель центра С.Пугачев рассказал участникам совещания о том, как удалось наладить эффективное управление перевозками в Санкт-Петербргский морской порт металлов с череповецкой "Северстали" и минеральных удобрений с "Урал-калия". Но и здесь речь идет пока что о крупных грузовладельцах, солидных грузопотоках. Нужно сказать, что на этапе организации логистической системы Октябрьская дорога столкнулась с такой проблемой, как получение необходимой информации от партнеров, хотя все участники перевозок были заинтересованы в повышении эффективности использования подвижного состава, перегрузочных мощностей. Что же сказать о представителях малого и среднего бизнеса, которые не видят нужды во взаимодействии на глобальном уровне? И на вчерашней встрече директор СПб филиала ЗАО "Беломортранс" Е.Сачкова выразила сомнение в необходимости единой логистической системы. По ее мнению, экспедиторы страдают от ведомственных противоречий в деятельности разных видов транспорта, таможенных и законодательных органов. Отсутствует координация в действиях перевозчиков и государственных структур, отвечающих за развитие транспортного комплекса.
Но именно эта задача и ставится в числе других Координационным Советом по транспорту и логистике ассоциации "Северо-Запад", центром "АИЛОТ", выступающим инициаторами создания единой транспортно-логистической системы в регионе. С одной стороны, сбор, обработка и анализ информации о грузопотоках, производителях и потребителях транспортных услуг в единой, доступной всем пользователям, системе позволила бы свободно ориентироваться на рынке коммерческим компаниям, занимающимся перемещением товаров. А с другой - могли бы стать основой для стратегического государственного планирования в области развития транспортной инфраструктуры. Пока транспортная инфраструктура Северо-Запада - хаотично движущаяся и развивающаяся, несоподчиненная система, отметил советник председателя Комитета экономического развития, промышленной политике и торговли администрации Санкт-Петербурга Б.Усанов. Усилия административных координационных структур не достигают цели. Только создание единого информационного поля позволит выстроить рациональную, логическую транспортную политику, органично сочетающую интересы бизнеса и государства. Такого же мнения придерживаются председатель Комитета по транспорту Ленинградской области Ю. Зеленский и начальник Управления комитета экономики, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга А.Сидоров.
А начальник отдела развития транспорта и транзитной политики Н.Багаева, много лет лично возглавлявшая экспедиторскую фирму, высказала пожелание скорейшего перевода понятия логистического сопровождения грузов из виртуальной реальности в реальную.