На III съезде депутатов края 30 марта 2004 года прозвучал доклад председателя Законодательного Собрания края А.В. Усса: "Приоритеты органов власти в Красноярском крае: задачи нового рубежа"
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Со времени проведения предыдущего II съезда депутатов всех уровней прошло без малого три года. Это заметный, наполненный событиями отрезок в жизни края. И прежде чем говорить о планах на будущее, а именно для этого в основном мы здесь и собрались, надо подвести хотя бы краткие итоги того, что сделано.
Истекшие три года на краевом уровне были отмечены, прежде всего, значительными политическими изменениями. Сегодня в новом составе работает Законодательное Собрание и администрация края. В исполнительную и законодательную власть на Таймыре тоже пришло новое руководство. Выборы глав и депутатского корпуса прошли во многих городах и районах, включая нашу столицу - город Красноярск. Крупными событиями в жизни края стали выборы Президента России и депутатов Государственной Думы.
Несмотря на остроту, а порой и драматизм этих событий, в целом они создали в крае другую социально-политическую обстановку. Обстановку, я бы сказал, более ровную и более подходящую для нормальной конструктивной работы.
Активизировалось и, самое главное, стало более плодотворным взаимодействие с федеральными органами государственной власти.
Позитивно развиваются отношения между краем и входящими в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами.
Краевая законодательная и исполнительная власть смогли на принципиальной основе во многом перестроить свою работу, в частности, преодолеть острые противоречия по поводу кадровой политики, управлению собственностью, расходованию бюджетных средств и многим другим вопросам.
Особые слова благодарности хочу сказать нашим коллегам из органов местного самоуправления - именно они в эти годы наработали опыт практического решения множества самых разных и жизненно важных проблем населения.
Все это мы можем записать в свой актив.
В экономической и финансовой сферах и, как следствие этого, в реальной жизни красноярцев перемены не столь значительны. И далеко не все из них однозначно положительные.
Об этой стороне дела шла речь в только что прозвучавшем докладе губернатора. Поэтому я остановлюсь лишь на наиболее важных, принципиальных для нас моментах.
Прежде всего, с полным на то основанием мы можем констатировать, что среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, по основным экономическим показателям край, по-прежнему, удерживает лидирующие позиции. В последние годы мы имеем, хотя и небольшой, но устойчивый экономический рост. В 2001 году он составил 6,2% валового регионального продукта (ВРП), в 2002-м - 3,5%, в 2003-м - 3,2%. Ощутимый прирост производства зафиксирован прежде всего в машиностроении, топливной промышленности, цветной металлургии. Есть некоторое оживление на предприятиях военно-промышленного комплекса за счет роста объема оборонного заказа.
Последовательно возрастают размеры консолидированного бюджета края: в 2001 году его доходы составили 29 млрд. рублей, в 2002-м - 34 млрд. рублей и в 2003-м - по предварительным данным уже почти 43 млрд. рублей.
Думаю, что эти результаты - заслуга не только власти, но и тысяч наших земляков-красноярцев, руководителей и рядовых тружеников, которыми мы можем гордиться. Таких, как Иван Павлович Никитенко - тракторист из Шарыповского района, Юрий Викторович Смолин - комбайнер из АО "Владимирское" Назаровского района, Александр Иосифович Манкевич - электрогазосварщик Ачинского НПЗ, Николай Алексеевич Паршин - начальник цеха Лесосибирского ЛДК N 1 и многих других. Они удостоены государственных наград Российской Федерации. Кстати, за три года более 500 красноярцев получили высокие государственные награды.
Вместе с тем ситуация в производственно-экономической сфере далеко не всегда складывается так, как нам хотелось бы.
Нас не может не настораживать то обстоятельство, что темпы промышленного производства в истекшем году уже отстают от среднероссийских - 104%, против 107% по Российской Федерации. Растет государственный долг - его предельный размер на текущий год составляет уже почти 10 млрд. рублей, против 9 млрд. в 2003 году. В бюджете на его обслуживание предусмотрено более 1 млрд. рублей.
Сегодня мы должны признать также и то, что основным фактором, позволяющим поддерживать в крае положительный финансовый баланс, является резкий рост цен на продукцию цветной металлургии на мировом рынке. Именно эта отрасль дает сегодня 67% всего объема промышленного производства и свыше 95% прибыли.
Поэтому обобщенные финансово-экономические показатели (а они в данном случае отражают нечто вроде средней температуры по палате) не могут скрыть тот факт, что многие базовые отрасли с большой численностью работающих, крупные предприятия, слывшие некогда гордостью края, находятся в состоянии глубокого кризиса.
За примерами ходить далеко не надо: "Сибэлектросталь", "Зубр", цементный завод и многие другие. В лесной и лесоперерабатывающей промышленности незначительное развитие имеют лишь предприятия, ориентированные на экспорт. По-прежнему очень тяжело идут дела на селе, где устойчиво работает лишь небольшая группа крупных хозяйств. Основная же масса сельскохозяйственных предприятий скользит вниз по наклонной плоскости.
И не случайно у нас в крае растут показатели безработицы. Да так, что во время недавнего визита в Красноярский край на это обратил особое внимание даже Президент России.
Соответственно состоянию экономики и финансов выглядит и качество жизни красноярцев - достаточно противоречиво.
Нельзя не отметить, что, судя по статистической отчетности, доходы населения в целом за последние три года пусть незначительно, но все же выросли. Задержки с выплатой заработной платы, в частности в бюджетной сфере, сведены к минимуму. Введен в действие ряд значимых объектов социального назначения. Активно, хотя и не без проблем, продолжается строительство жилья, дорог, развитие новых средств связи. Есть несомненные достижения в области образования, культуры и особенно спорта. Не могу не отметить, что к всемирно известным грандам красноярского спорта - таким, как Павел Ростовцев, Ольга Пылева, Бувайсар Сайтиев, - уже подтягивается талантливая молодежь из глубинки. В этом году впервые в истории края чемпионом мира по лыжным гонкам стал наш назаровский парень Анатолий Неучесов. При подготовке съезда мы обобщили немало такой обнадеживающей информации с мест. Это отрадно!
И все же такие примеры могут радовать, но не успокаивать. Итоговая картина очень далека от той, которую мы хотели бы видеть.
Продолжает нарастать расслоение населения по уровню доходов. Устойчивые различия в качестве жизни приобретают и региональный характер. На фоне признаков относительного благополучия в краевом центре и некоторых других территориях (где прибавилось машин на дорогах, хорошо одета молодежь, и т.п.) множится число городов и весей, где люди, как говорится, донашивают последнюю фуфайку, теряют надежду на лучшую жизнь и ищут для себя утешение в "стеклорезе".
В крае катастрофически стареет жилой фонд. Говорю об этом и как председатель, и как депутат, знающий свой округ не только по данным статистики. Когда заходишь в иные подъезды, в казалось бы, благополучном Центральном или Железнодорожном районах города Красноярска, становится просто стыдно - в таких условиях в наше время люди жить не должны!
Буксует реформа жилищно-коммунального хозяйства - выросшие в разы платежи населения не привели к улучшению качества услуг. А ведь именно эта благая цель выдвигалась на первый план.
Индекс потребительских цен оказался у нас выше, чем в среднем по Сибири, да и по стране в целом.
Не имеют какой-либо заметной позитивной динамики показатели потребления основных продуктов питания.
Сокращается, и прежде всего в сельской местности, сеть учреждений культуры, здравоохранения, Образования.
Не внушает оптимизма состояние правопорядка: практически во всех регионах края растет количество совершенных преступлений и, что особенно тревожно, - более быстрыми темпами в молодежной среде. Я уж не говорю о многочисленных правонарушениях некриминального характера, проявлениях махрового бюрократизма, бездушия со стороны чиновников, создающих у граждан ощущение беззащитности и протеста. Настоятельно советую всем внимательно ознакомиться с отчетом уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Этот документ о многом заставляет задуматься.
И, по-видимому, не случайно на таком фоне формируется устойчивая тенденция отрицательной миграции и снижения общей численности проживающего в крае населения.
Объективная, без прикрас картина сложившегося положения вещей нужна нам не для самобичевания. Она нужна для того, чтобы на ее основе избрать более результативную, адекватную сложившейся ситуации стратегию действий на будущее.
Почему эти три года не стали для нас временем значительных, по-настоящему крупных позитивных перемен?
Причин здесь, конечно, много. И далеко не все они зависят от нас. Но, если быть до конца честными, надо признать, что все мы с вами вместе, краевая власть в целом, свои собственные возможности использовали далеко не в полной мере.
Что дает мне основания так говорить?
Нашей управленческой машине, на мой взгляд, не хватало, да и сейчас по-прежнему не хватает надежных ориентиров - долгосрочных выверенных целей. Не хватает понимания того, какими методами их можно достичь. И самое главное - не хватает ответственности за результаты своей работы.
Власть у нас выборная. Кандидаты на соответствующие должности и места нередко что-то реально планируют. Но только на срок своих полномочий. Это в лучшем случае. И далеко не все. А многие просто раздают обещания. Потом о них, как водится, забывают. Когда начинают работать, думают больше не о деле, а о так называемом пиаре - о том, как произвести приятное впечатление и в очередной раз победить. А если учесть, что звенья этого механизма еще и независимы друг от друга, действуют сами по себе, ожидать здесь нормальных управленческих результатов очень трудно
Уверен, давно назрела потребность перейти от такого, во многом хаотичного, непредсказуемого управления краем политическими методами к руководству правовому. Руководству, параметры которого задает юридически значимый документ - Программа социально-экономического развития, которая имеет силу закона.
Депутаты, по меньшей мере, пять лет, ставят вопрос о необходимости разработки такой программы. Говорилось об этом и в резолюции предыдущего съезда. И теперь, надеюсь, мы стоим на пороге ее принятия.
Губернатор края А. Г. Хлопонин только что с этой трибуны изложил основные направления социально-экономического развития края. Документ с одноименным названием недавно поступил на рассмотрение в Законодательное Собрание. Для того, чтобы он стал не очередным набором благих пожеланий, а руководством к действию, его придется как минимум конкретизировать. То есть "развернуть" заявленные в нем цели в перечень более частных задач, имеющих территориальную "привязку". Предусмотреть для их реализации мероприятия, сроки, и ответственных, за их исполнение. Таким образом, заявленные основные направления станут рабочей программой действий власти на планируемый период. На этой основе должны разрабатываться, в частности, планы работы администрации на текущий год и планы законотворческой деятельности депутатского корпуса. Соответственно, по итогам их выполнения необходимо представлять обязательные ежегодные отчеты губернатора других должностных лиц и органов, включая представительные.
В этом ключе мы намерены действовать на краевом уровне. И настоятельно рекомендуем внедрять такой дисциплинирующий подход к управлению на местах. Другого просто не дано. Это требование нашего краевого Устава, да и самой жизни.
"Порядок во власти - порядок в стране", - так называлось одно из Президентских посланий Федеральному Собранию России. Эта идея по отношению к нашему краю не утратила своей актуальности.
Безответственность в обещаниях и рыхлость в реальной управленческой практике - опасные, но, к счастью, излечимые болезни власти. Избавившись от них, подкрепив наш курс правовыми ориентирами и ответственностью, мы сможем многое изменить.
Надо полностью отдавать себе отчет в том, что надежное оформление намерений и обязательств власти в виде имеющей силу закона программы - это значимое, но не единственное и даже, наверное, не самое важное условие перехода к динамичному социально-экономическому развитию. В конечном итоге, это форма. Важнее другое - содержание. То, что этот документ будет предусматривать, по сути.
Сегодня я не стану говорить о деталях. Не делаю это по разным причинам. Прежде всего, потому, что еще на предыдущем съезде именно по этой тематике был сформулирован пакет, на мой взгляд, необходимых и достаточных предложений как концептуального, так и частного характера. И сегодня можно с удовлетворением констатировать, что эти предложения во многом взяты на вооружение исполнительной властью. Кроме того, у нас будет возможность предметного диалога в более подходящей рабочей обстановке на секциях съезда и в стенах Законодательного Собрания. Поэтому позволю себе остановиться лишь на нескольких принципиальных моментах.
В качестве локомотивных, мы вновь начали продвигать крупные экономические проекты в энергетике, лесной отрасли, ТЭКе. Эти идеи не новы. Они были глубоко проработаны еще в доперестроечные времена и вполне осуществимы. Тогда, как известно, и планировать, и воплощать умели. Имеется в виду достройка Богучанской ГЭС, концентрация лесопромышленного комплекса в Лесосибирске, разработка нефтегазовых месторождений в северных районах края и в Эвенкии. Бесспорно, они очень важны. Но, к сожалению, "золотым ключиком", открывающим для края в целом заветную дверь к счастью, проекты такого рода могут и не стать.
Спрашивается - почему? Ответ лежит на поверхности. Они непосредственно затрагивают лишь небольшую часть муниципальных образований и занятого населения. Поэтому их просто не хватит для экономического рывка всего региона.
Приведу конкретный пример. Предположим, достроена Богучанская ГЭС. Вырабатываемая ею электроэнергия может использоваться где-то за пределами края, что весьма вероятно. Как известно, планы такие есть. Что это будет означать для нас? Прежде всего, какое-то количество налогов. Но занятость населения в том же Кодинске при этом сократится. Оттуда уйдут строители, а необходимая численность энергетиков сравнительно мала. В крае уже был такой пример - в Дивногорске, при строительстве и пуске Красноярской ГЭС.
Именно поэтому для Красноярска, центральных и южных районов края требуется иной тип проектов: ориентированных на массовую занятость, на повышение квалификации людей, на интенсивное использования не только и не столько природных, сколько кадровых и интеллектуальных ресурсов.
Приоритетными отраслями становятся в этом случае:
1. Машиностроение, способное больше других отраслей поглощать инновационные разработки.
2. Сельское хозяйство, число занятых в котором весьма велико, а жизненный уровень людей наиболее низок.
3. Химия и глубокая переработка сырья.
4. Сфера услуг. Причем в первую очередь тех, которые регион может экспортировать: транспорт, связь, логистика, торговля. Уже сейчас ясно, что значимой задачей для экономики края становится развертывание торговых сетей, имеющих центр в регионе, а распространяющихся на другие территории. Например, такие собственные торгово-сбытовые сети должен иметь красноярский лесопромышленный комплекс в Китае, если он хочет утвердиться на рынках Юго-Восточной Азии.
5. Медицина, культура, наука и образование. И в первую очередь - профессиональное. Без знаний не может быть современной инновационной экономики. Без знаний нет будущего. Это очевидно. Мы по инерции продолжаем считать себя передовым регионом в этой сфере, говорим о поддержке молодежи, ее перспективах и т.п. Умалчивая при этом, что даже по такому базовому показателю, как книгообеспеченность на одного жителя, уже скатились на 44 место в России. Обращаю на это особое внимание потому, что ситуация может усугубиться. Намеченная на ближайшее время реформа в образовательной сфере создает предпосылки для концентрации ведущих образовательных центров в столице, а не в регионах развития. Наша общая задача - переломить эту тенденцию. Об этом шла речь на недавнем совещании с участием Президента России, и мы надеемся на его поддержку. Говоря о приоритетах развития и, в особенности, непроизводственной сферы, хочу напомнить об одном очень действенном и незаслуженно забытом подходе. Я бы назвал его так - вложения в талантливых людей. В этом зале находится Павел Стефанович Федирко. Это в его времена и времена его предшественников в край вернулись наши великие земляки - Виктор Петрович Астафьев, Екатерина Константиновна Иофель, приехали и обрели здесь вторую родину Михаил Семенович Годенко, Иван Всеволодович Шпиллер, Вениамин Сергеевич Соколов и многие другие. Без них трудно представить себе историю достижений Красноярского края. Привлекая людей такого класса, такого уровня, создавая именно им, а не проходимцам и "гастролерам" благоприятные условия для жизни и работы, можно рассчитывать на реальное и значимое продвижение вперед по самым разным направлениям.
Итак, никакого единственного магического средства для экономического подъема края на самом деле не существует. Действовать придется по всему фронту.
Это представляется очень важным еще в одном отношении. Как известно, сырьевые сектора экономики, как правило, растут медленнее. И прошлогодний "сбой" роста (всего 4%, вместо 7% в среднем по России) может оказаться не случайным. Краевой валовой региональный продукт значительно больше, чем у многих других российских регионов. И отставание в динамике его роста скажется не сразу и не сейчас. Сдавая позиций по чуть-чуть, можно сразу и не заметить, что попадаешь в группу безнадежно отставших.
При этом понятно, что заявленный федеральным правительством курс на "перелив" средств из сырьевых отраслей в несырьевые и закрепление за последними статуса приоритетных имеет и территориальную проекцию. Сырьевые регионы в этих условиях обречены быть "дойными коровами". Если за нашим краем закрепится сырьевая специализация, то это будет означать, что приоритет в развитии страны переместится в другие регионы. Отсюда - кадровая, технологическая, транспортно-коммуникационная и иная политика, содержание которой окажется для нас не самым выгодным.
Откуда привлечь деньги, капитал для развития несырьевых отраслей? Внешние инвестиции - безусловно, да! Приветствуем и будем тому способствовать. Но ведь и у нас в крае, на предприятиях, построенных нашими отцами и дедами, зарабатываются не просто большие, а очень большие даже по мировым меркам деньги. Куда они уходят и почему не вкладываются в столь привлекательный и хорошо известный новым собственникам регион?
Вопрос риторический, и отвечать на него не стоит. Но пожелание есть. И заключается оно в следующем. Соглашения с крупными финансово-промышленными группами, о которых только что шла речь, должны не просто фиксировать сложившееся положение вещей. Они должны предусматривать взаимные обязательства власти и бизнеса. Обязательства, которые обеспечат реальный разворот финансовых потоков в отрасли, жизненно важные для страны и края. Говоря о стимулировании инвестиций, считаю необходимым напомнить об инициативе ряда красноярских промышленников и ученых по созданию в районе Нижнего Приангарья так называемых точечных зон с особым экономическим режимом. Предпосылки для такого эксперимента на федеральном уровне есть. И если это станет возможным, мы свой шанс обязаны использовать.
И, последнее, в части, касающейся направлений социально-экономического развития. Последнее по счету, но, по сути, пожалуй, самое важное.
Главным лозунгом, стержневой идеей нашего съезда избрана простая фраза: "Нам здесь жить!" Избрана не случайно.
Она должна служить напоминанием о том, что конечным предназначением, смыслом всех этих усилий должно быть улучшение качества жизни на Красноярской земле. Говорю об этом не ради красного словца. Ведь бывает и по-другому. Так, при значительном росте краевого бюджета в 2004 году, расходы на здравоохранение, например, с учетом инфляции по всем статьям, кроме заработной платы, в сравнении с предыдущим годом были уменьшены примерно на 20%. Похожая ситуация и в других отраслях социальной сферы.
Такой подход к проектированию социально-экономической политики на перспективу - приемлемым быть не может.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Принятие Программы социально-экономического развития края как юридически обязательного к исполнению документа, перевод государственного и муниципального управления на твердую правовую основу - дела первоочередной важности. Но одновременно нам предстоит провести серьезную "доводку" самой системы органов, которые призваны претворить эту Программу в жизнь. Что имеется в виду?
Начну с Законодательного Собрания.
О собственных результатах и проблемах говорить трудно. Но все же постараюсь быть объективным.
В этом году мы отмечаем десятилетний юбилей. В целом, у нас нет оснований, посыпать голову пеплом. Собрание имеет достойные показатели на уровне Сибирского федерального округа и России. Оно всегда отличалось самостоятельной позицией, новаторством, здоровой сибирской боевитостью. Как действенный контрольный орган показала себя Счетная палата края.
На мой взгляд, депутатский корпус пользуется сегодня устойчивой поддержкой красноярцев. И это самое главное. Не случайно на декабрьских выборах прошлого года четверо из наших коллег стали депутатами Государственной Думы России. И еще ряд из них были близки к такому же результату.
За истекшие 10 лет, принято более 800 законов. В том числе более 370 (т.е. почти половина) за последние три года. Наверное, каждый из них по-своему полезен и необходим. Вопрос - в какой мере?
Сегодня мы нуждаемся в базовых системообразующих и социально ориентированных законах, которые бы задавали направления работы исполнительной власти и реально изменяли жизнь людей к лучшему.
Увы, их не так уж много. В материалах, которые розданы делегатам съезда, вы найдете, в частности, аннотированный перечень всех действующих законов края. Изучив его, убеждаешься, что они чаще всего являются реакцией на фактически уже состоявшиеся управленческие решения, а не базой для их принятия.
Нам необходимо в короткие сроки законодательно закрепить систему государственных полномочий края, уточнить стратегию управления государственной собственностью, сформулировать принципы распределения средств из бюджета развития, ускорить принятие закона об инвестициях, о развитии малого бизнеса. Упорядочить основания и формы предоставления субвенций и субсидий за счет краевого бюджета. Сделать максимально определенной и понятной для населения систему предоставления доплат, пособий и иных социальных выплат. Перевести на правовую основу структурные изменения в сфере здравоохранения и культуры, науки и образования. Продумать и сделать более действенным механизм поддержки коренных малочисленных народов Севера. Внести должную законодательную ясность в то, что власть намерена делать с селом: как смягчить разрушительные последствия диспаритета цен, приостановить текучесть руководителей и специалистов, организовать цивилизованный сбыт выращенной крестьянами продукции, особенно в личных подсобных хозяйствах, как это сделано, например, у наших соседей в Томске или Кемерове.
Чего нам не хватает для того, чтобы это сделать? Толковые люди есть. Взять те же крестьянские проблемы. Только среди краевых депутатов - Валерий Андреевич Исаев, Петр Григорьевич Миков, Василий Иванович Еремин. Их компетентность известна всему краю. Не мало таких людей и в глубинке. Поговоришь с тем же Владимиром Кузьмичем Цецурой из Каратуза, убеждаешься - человек уже не молодой и от дел вроде бы отошел давно, а в тех же вопросах районирования сельскохозяйственного производства сто очков вперед даст многим нынешним титулованным руководителям.
Естественно, инициатива в разработке нормативных актов подобного рода принадлежит администрации. Но это не снимает и с нас ответственности за конечный результат.
Другая беда - нарушение преемственности. Длинный перечень важных социально ориентированных законов, которые по праву считаются нашим достижением, не первый год приостанавливается (частично, а иногда и в полном объеме). Это законы о социальной поддержке работников бюджетной сферы, о ветеранах Красноярского края и т.д.
На каждой встрече с людьми приходится слышать вопросы: "Когда эти законы снова начнут действовать?". Здесь нужна ясность.
Не принесли желаемых результатов трехлетние попытки сделать процесс законотворчества более планомерным. Графики представления законопроектов срываются с завидной регулярностью. Обеспечить проведение сессий в заранее оговоренные сроки по-прежнему не удается. В этом немалая доля нашей вины. Мы далеко не всегда проявляем должную принципиальность, путая личные отношения с нашими коллегами из другого крыла нашего общего "серого дома" и работу, качество которой от этого начинает страдать.
На результатах работы Законодательного Собрания серьезно сказывается степень его открытости внешней среде.
Мы стремимся уделять этой стороне дела особое внимание. Как через депутатов Государственной Думы, так и напрямую поддерживаем контакты на федеральном уровне, организуем обмен опытом с коллегами из соседних регионов. Обеспечиваем взаимодействие всего депутатского корпуса Красноярского края, используя для этого устоявшиеся формы работы - выездные заседания комиссий, обучение в кадровом центре и т.д.
Но имеющиеся здесь возможности использованы далеко не в полной мере. В последнее время снизил свою активность общественный экспертный совет. Нам предстоит сделать более устойчивым и конкретным взаимодействие с профсоюзами, политическими партиями и общественными объединениями, проявляющими интерес к законотворческим делам.
Продвигаясь в этом направлении, можно без дополнительных организационных и финансовых затрат привнести в законотворческий процесс свежие идеи, обеспечить его соответствие духу и требованиям времени.
Ускорение экономического роста требует серьезных корректив, в структуре исполнительной власти. Это вполне понятно. Именно она находится сегодня на острие оперативных управленческих задач.
Здесь тоже есть, над чем, работать.
Кадровый состав администрации существенно изменился. И в целом изменения эти, несомненно, положительные. Но существующая у нас система управления фактически сложилась на основе Закона РФ "О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации" (1992) и лишь внешне поправлена в 2001 году дополнениями в Устав края. Она излишне громоздка, неповоротлива и не отвечает потребностям сегодняшнего дня.
Признаки этого лежат на поверхности.
Во-первых, характер издаваемых актов. Если исключить то, что касается отпусков, наград, кадровых перестановок и иных по существу внутренних вопросов, окажется, что решений, действительно влияющих на жизнь населения, от администрации исходит не так уж много.
Во-вторых, большое число всякого рода советов, комиссий, рабочих групп. Они создаются, как только возникают сколько-нибудь серьезные проблемы. А это свидетельствует как минимум о том, что сама система недостаточно приспособлена для их решения.
В-третьих, длительные сроки подготовки и согласования вопросов. Они, как показывает практика, нередко превышают сроки полноценных парламентских процедур, которые, как известно, по определению более продолжительны.
Построение современной и эффективной исполнительной власти предполагает, прежде всего, четкое определение ее компетенции.
А с этим, похоже, не все ясно. Например, в структуре краевой администрации до сих пор есть подразделения по регулированию цен, управлению ЖКХ, строительным комплексом и т.п. Но ведь цены, если не считать тарифы естественных монополий, мы не регулируем, коммунальные сети - дело муниципалитетов, а руководства частным строительным комплексом в прежнем виде давно уже нет.
Что делает тогда аппарат?! Нам говорят: "Так удобно руководителю", "Там работают порядочные ответственные люди". Все верно. Но, по сути, такой ответ мало что объясняет.
Сохранение органов, вся компетенция которых состоит в "подготовке предложений", "разработке проектов" и "анализе информации", сегодня вряд ли оправдано. " В то же время не менее спорно выглядит другая тенденция - отказ от непосредственного исполнения ряда значимых функций и перекладывание их на структуры, которые создаются "где-то рядом". К чему это ведет, мы уже убедились. Крайний пример - расходование через некие сопутствующие структуры бюджетного фонда "Правопорядок" и выявленные при этом нарушения, которые затронули тысячи людей.
У многих сегодня вызывает вопросы работа службы государственного заказа, государственного предприятия "Сельхозобъединение" и ряда других подразделений.
Вопросы подобного рода надо "снимать", работать на упреждение. А для этого давно пора серьезно обдумать, подготовить и, наконец, принять законы о совете администрации и структуре ее органов. Сроки для этого уже истекли.
Необходимо кадровое обновление государственной службы на уровне специалистов. Это касается обеих ветвей краевой власти. Пора всерьез заняться проблемой, которая стала "вечной", - сокращением аппарата. Хотя бы потому, что число его функций реально уменьшилось.
Государственная Дума совсем недавно преподала урок собственной реорганизации. Но еще более впечатляющий урок преподал Президент России, быстро и четко реорганизовав не только федеральное Правительство, но и всю систему федеральных органов государственной власти. И краевым властям есть чему в этом отношении поучиться.
Наиболее серьезные изменения в организации власти в крае пройдут на уровне местного самоуправления. Причем пройдут обязательно и независимо от нашего усмотрения. Задачи в этой области уже поставлены федеральным центром предельно конкретно и вытекают из нового закона, который, как известно, вступает в действие с 1 января 2006 года. Уже несколько месяцев у нас в крае работает новый механизм межбюджетных отношений. Он стал хорошей школой для подготовки к реформе. Местной власти надо скорее его практически осваивать. Отучаться кивать на краевое руководство. Проявлять больше инициативы и ответственности в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства, формировать собственную доходную базу, больше думать об экономии и т.п. Говорю об этом не случайно. У нас есть районы, где 15-20% бюджета тратится на управленческий аппарат. Есть и такие, где средств, собираемых на территории, не хватает даже на содержание администрации.
Кое-кто думает, что времени на раскачку достаточно. Это иллюзия.
Прежде всего, надо осознать, что новый закон предусмотрел именно реформу, т.е. принципиальные изменения по существу, а не только корректировку нормативных актов.
Закон предписывает перераспределение вопросов местного значения между районом и находящимися в его границах городскими и сельскими поселениями, отдавая приоритет именно поселению; предполагает соответствующее разграничение муниципальной и государственной собственности; вводит запрет на совмещение должностей главы местной администрации и председателя представительного органа; по многим вопросам организации местного самоуправления необходимо будет принять решение на референдумах и т.д.
Тот, кто сегодня руководит на уровне поселков, сельсоветов, должен будет освоить большой объем новых вопросов: ЖКХ (оно уже перешло на поселенческий уровень), содержание дорог, планирование застройки территорий и многое другое. Одним словом, именно они станут реальной муниципальной властью, ответственной за решение основных проблем жизни населения.
Хочу подчеркнуть еще один важный момент реформы. Она предполагает не только перераспределение компетенции, но и нацеливает нас на оформление нового территориального устройства местного самоуправления.
Уже к концу этого года должны быть приняты законы, устанавливающие границы каждого муниципального образования и наделяющие их соответствующим статусом. А до этого предстоит рассчитать транспортную доступность социальных и административных объектов для населения, учесть его численность и ранжировать в соответствии с полученными показателями все населенные пункты. Параллельно следовало бы обсудить экономические перспективы территорий, подумать о том, какие инфраструктуры и где развивать, какую демографическую политику проводить, как распределять инвестиции и т.д. Результатом всего этого должна стать новая пространственно-территориальная организация края, отвечающая реалиям сегодняшнего дня и потребностям его развития на будущее.
Объем этой работы огромен. А ведь она по существу не начиналась. Поэтому есть все основания опасаться, что предстоящая реформа местного самоуправления у нас в крае может быть проведена чисто формально. Ничего не меняя. В этом есть определенная чиновничья логика: отчитаться перед федеральной властью, что все прошло тихо, мирно и без особых затрат.
Но обманем мы сами себя. Такой подход закрывает для нас возможность управления региональным развитием. Вернуться к этому еще раз в ближайшие годы не удастся. Менять границы и статусы сразу же после их утверждения никто не решится. И вместо открытия пространства для будущего мы можем законсервировать неудавшееся прошлое.
У нас еще есть время. Но оно стремительно уходит.
Значительная нормотворческая работа потребуется не только на краевом, но и на местном уровне. Понятно, что депутатам муниципальных образований в одиночку создать новую правовую базу в сфере финансово-бюджетных, экономических, административных отношений будет трудно. Поэтому, может быть, имеет смысл вернуться к существовавшей еще в советские времена практике принятия так называемых модельных нормативных актов и усилить методическую помощь территориям со стороны краевой власти. Но не для того, чтобы в очередной раз все зарегулировать здесь наверху. А для того, чтобы разбудить на местах активность и инициативу людей как необходимую составляющую успешной реализации наших общих намерений и планов.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Близится 70-летие Красноярского края. На нашей земле живет особый народ - талантливый, работящий, с обостренным чувством собственного достоинства. Люди с прямой спиной, внимательными глазами, но с какого-то времени - недоверчивым выражением лица. И вот это, последнее, мы должны изменить. Вернуть веру в обещания и планы власти. Вернуть веру в свое достойное будущее.
Завершая свой доклад, хочу привести вам один факт, известный тем, кто интересуется историей права и парламентаризма. После того как свершилась Великая французская революция, перед ее вождями встала просветительская и формирующая задача - объяснить людям смысл и принципы новых общественных отношений. И они решали ее, в том числе и таким доступным для своего времени способом: внедрили важнейшие для нового государства понятия в обычную народную игру - изменили облик игральных карт. Вместо валета была напечатана карта "Равенство", дама стала "Свободой", короля заменил "Гений". На смену тузу пришло то, что, по мнению просветителей и революционеров, должно стать выше всего прочего. Это "Закон". Отчасти курьезный, но поучительный исторический факт!
Я напомнил о нем для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность и преемственность принципиального подхода, которым мы все должны руководствоваться. Утверждая перспективы работы на столь широком публичном форуме, а тем более, намереваясь придать им силу закона, мы должны поднимать эти решения на приличествующую общественную высоту. И значение этих решений должно стать понятным для каждого человека.
Спасибо за внимание!
Красноярск, 30 марта 2004 г.