"Сырьевые сектора экономики, как правило, растут медленнее. И прошлогодний "сбой" роста (всего 4% в крае вместо 7% в среднем по России) может оказаться не случайным. Валовый региональный продукт у нас значительно больше, чем у многих других российских регионов. И отставание в динамике его роста скажется не сразу и не сейчас. Сдавая позиции по чуть-чуть, можно сразу и не заметить, что попадаешь в группу безнадежно отставших".
"Соглашения с крупными ФПГ должны предусматривать взаимные обязательства власти и бизнеса, которые обеспечат реальный разворот финансовых потоков в отрасли, жизненно важные для страны и края. Считаю необходимым напомнить об инициативе ряда красноярских промышленников и ученых по созданию в районе Нижнего Приангарья так называемых точечных зон с особым экономическим режимом. Предпосылки для такого эксперимента на федеральном уровне есть. И если это станет возможным, мы свой шанс обязаны использовать".
Как известно, на III съезде депутатов Красноярского края главными темами для обсуждения стали две - социально-экономическое развитие края до 2010 года и реформа местного самоуправления. О проблеме реформирования МСУ мы уже рассказывали в прошлых номерах. Сегодня предлагаем вниманию читателей доклад председателя Законодательного Собрания края Александра Усса в той части, где речь идет об экономике и о том, каким видит ее развитие законодательная ветвь краевой власти.
Со времени проведения II съезда депутатов всех уровней прошло без малого три года, отмеченных заметными политическими событиями. Сегодня в новом составе работает Законодательное Собрание и администрация края. В исполнительную и законодательную власть на Таймыре тоже пришло новое руководство. Выборы глав и депутатского корпуса прошли во многих городах и районах, включая нашу столицу - город Красноярск. Крупными событиями в жизни края стали выборы президента России и депутатов Государственной Думы.
В целом в крае сложилась другая социально-политическая обстановка - более ровная и более подходящая для нормальной конструктивной работы. Активизировалось и, самое главное, стало более плодотворным взаимодействие с федеральными органами государственной власти. Позитивно развиваются отношения между краем и входящими в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами. Краевая законодательная и исполнительная власть смогла на принципиальной основе во многом перестроить свою работу, в частности преодолеть острые противоречия по поводу кадровой политики, управления собственностью, расходования бюджетных средств и по многим другим вопросам.
В экономической и финансовой сферах и, как следствие этого, в реальной жизни красноярцев перемены не столь значительны. И далеко не все из них однозначно положительные. Остановлюсь лишь на наиболее важных, принципиальных для нас моментах. Прежде всего, с полным на то основанием мы можем констатировать, что среди субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, по основным экономическим показателям край, по-прежнему, удерживает лидирующие позиции.
В последние годы мы имеем, хотя и небольшой, но устойчивый экономический рост. В 2001 году он составил 6, 2% валового регионального продукта (ВРП), в 2002-м -3, 5%, в 2003-м - 4, 7%. Ощутимый прирост производства зафиксирован, прежде всего, в машиностроении, топливной промышленности, цветной металлургии. Есть некоторое оживление на предприятиях военно-промышленного комплекса за счет роста объема оборонного заказа. Последовательно возрастают размеры консолидированного бюджета края: в 2001 году его доходы составили 29 млрд. рублей, в 2002-м - 34 млрд. рублей и в 2003-м, по предварительным данным, уже почти 43 млрд. рублей. Думаю, что эти результаты - заслуга не только власти, но и тысяч наших земляков-красноярцев, руководителей и рядовых тружеников, которыми мы можем гордиться.
Вместе с тем ситуация в производственно-экономической сфере далеко не всегда складывается так, как нам хотелось бы. Нас не может не настораживать то обстоятельство, что темпы промышленного производства в истекшем году отстают от среднероссийских - 104% против 107% по Российской Федерации. Растет государственный долг - его предельный размер на текущий год составляет уже почти 10 млрд. рублей против 9 млрд. в 2003 году. В бюджете на его обслуживание предусмотрено более 1 млрд. рублей.
Сегодня мы должны признать также и то, что основным фактором, позволяющим поддерживать в крае положительный финансовый баланс, является резкий рост цен на продукцию цветной металлургии на мировом рынке. Именно эта отрасль дает сегодня 67% всего объема промышленного производства и свыше 95% прибыли.
Поэтому обобщенные финансово-экономические показатели (а они в данном случае отражают нечто вроде средней температуры по палате) не могут скрыть тот факт, что многие базовые отрасли с большой численностью работающих, крупные предприятия, слывшие некогда гордостью края, находятся в состоянии глубокого кризиса. За примерами ходить далеко не надо - "Сибэлектросталь", "Зубр", цементный завод и многие другие.
В лесной и лесоперерабатывающей промышленности незначительное развитие имеют лишь предприятия, ориентированные на экспорт. По-прежнему очень тяжело идут дела на селе, где устойчиво работает лишь небольшая группа крупных хозяйств. Основная же масса сельскохозяйственных предприятий скользит вниз по наклонной плоскости.
Соответственно состоянию экономики и финансов выглядит и качество жизни красноярцев - достаточно противоречиво. Нельзя не отметить, что, судя по статистической отчетности, доходы населения в целом за последние три года пусть незначительно, но все же выросли. Задержки с выплатой заработной платы, в частности в бюджетной сфере, сведены к минимуму. Введен в действие ряд значимых объектов социального назначения. Активно, хотя и не без проблем, продолжается строительство жилья, дорог, развитие новых средств связи. Есть несомненные достижения в области образования, культуры и особенно спорта.
И все же такие примеры могут радовать, но не успокаивать. Итоговая картина очень далека от той, которую мы хотели бы видеть. Продолжает нарастать расслоение населения по уровню доходов. Устойчивые различия в качестве жизни приобретают и региональный характер. На фоне признаков относительного благополучия в краевом центре и некоторых других территориях, где прибавилось машин на дорогах, хорошо одета молодежь, и так далее, множится число городов и весей, где люди, как говорится, донашивают последнюю фуфайку, теряют надежду на лучшую жизнь и ищут для себя утешение в "стеклорезе". В крае катастрофически стареет жилой фонд. Буксует реформа жилищно-коммунального хозяйства - выросшие в разы платежи населения не привели к улучшению качества услуг. Индекс потребительских цен оказался у нас выше, чем в среднем по Сибири, да и по стране в целом. Не имеют какой-либо заметной позитивной динамики показатели потребления основных продуктов питания. Сокращается, и, прежде всего, в сельской местности, сеть учреждений культуры, здравоохранения, образования.Не внушает оптимизма состояние правопорядка: практически во всех регионах края растет количество совершенных преступлений, и что особенно тревожно - более быстрыми темпами в молодежной среде. Я уж не говорю о многочисленных правонарушениях некриминального характера, проявлениях махрового бюрократизма, бездушия со стороны чиновников, что создает у граждан ощущение беззащитности и протеста. И, по-видимому, не случайно на таком фоне формируется устойчивая тенденция отрицательной миграции и снижения общей численности проживающего в крае населения.
Объективная, без прикрас, картина сложившегося положения вещей нужна нам не для самобичевания. Она нужна для того, чтобы на ее основе избрать более результативную, адекватную сложившейся ситуации стратегию действий на будущее.
Почему эти три года не стали для нас временем значительных, по-настоящему крупных позитивных перемен? Причин здесь, конечно, много. И далеко не все они зависят от нас. Но, если быть до конца честными, надо признать, что все мы с вами вместе, краевая власть в целом, свои собственные возможности использовали далеко не в полной мере.
Нашей управленческой машине, на мой взгляд, не хватало, да и сейчас по-прежнему не хватает надежных ориентиров - долгосрочных выверенных целей. Не хватает понимания того, какими методами их можно достичь. И самое главное - не хватает ответственности за результаты своей работы. Власть у нас выборная. Кандидаты на соответствующие должности и места нередко что-то реально планируют. Но только на срок своих полномочий. Это в лучшем случае. И далеко не все. А многие просто раздают обещания. Потом о них, как водится, забывают. Когда начинают работать, думают больше не о деле, а о так называемом "пиаре" - о том, как произвести приятное впечатление и в очередной раз победить. А если учесть, что звенья этого механизма еще и независимы друг от друга, действуют сами по себе, ожидать здесь нормальных управленческих результатов очень трудно.
Уверен, давно назрела потребность перейти от такого, во многом хаотичного, непредсказуемого управления краем политическими методами к руководству правовому. Руководству, параметры которого задает юридически значимый документ - программа социально-экономического развития, имеющая силу закона.
Депутаты, по меньшей мере, пять лет, ставят вопрос о необходимости разработки такой программы. Говорилось об этом и в резолюции предыдущего съезда. И теперь, надеюсь, мы стоим на пороге ее принятия. Губернатор края А. Г. Хлопонин изложил основные направления социально-экономического развития края. Документ с одноименным названием недавно поступил на рассмотрение в Законодательное Собрание. Для того чтобы он стал не очередным набором благих пожеланий, а руководством к действию, его придется, как минимум, конкретизировать. То есть "развернуть" заявленные в нем цели в перечень более частных задач, имеющих территориальную "привязку". Предусмотреть для их реализации мероприятия, сроки, и ответственных за исполнение. Таким образом, заявленные основные направления станут рабочей программой действий власти на планируемый период.
На этой основе должны разрабатываться, в частности, планы работы администрации на текущий год и планы законотворческой деятельности депутатского корпуса. Соответственно по итогам их выполнения необходимо представлять обязательные ежегодные отчеты губернатора, других должностных лиц и органов, включая представительные. В этом ключе мы намерены действовать на краевом уровне. И настоятельно рекомендуем внедрять такой дисциплинирующий подход к управлению на местах. Другого просто не дано. Это требование нашего краевого Устава да и самой жизни.
В качестве локомотивных, мы вновь начали продвигать крупные экономические проекты в энергетике, лесной отрасли, ТЭК. Эти идеи не новы. Они были глубоко проработаны еще в доперестроечные времена и вполне осуществимы. Тогда, как известно, и планировать, и воплощать умели. Имеется в виду достройка Богучанской ГЭС, концентрация лесопромышленного комплекса в Лесосибирске, разработка нефтегазовых месторождений в северных районах края и в Эвенкии. Бесспорно, они очень важны. Но, к сожалению, "золотым ключиком", открывающим для края в целом заветную дверь к счастью, проекты такого рода могут и не стать. Спрашивается - почему? Ответ лежит на поверхности. Они непосредственно затрагивают лишь небольшую часть муниципальных образований и занятого населения. Поэтому их просто не хватит для экономического рывка всего региона.
Приведу конкретный пример. Предположим, достроена Богучанская ГЭС. Вырабатываемая ею электроэнергия может использоваться где-то за пределами края, что весьма вероятно. Как известно, планы такие есть. Что это будет означать для нас? Прежде всего, какое-то количество налогов. Но занятость населения в Кодинске при этом сократится. Оттуда уйдут строители, а необходимая численность энергетиков сравнительно мала. В крае уже был такой пример - в Дивногорске при строительстве и пуске Красноярской ГЭС.
Именно поэтому для Красноярска, центральных и южных районов края требуется иной тип проектов - ориентированных на массовую занятость, на повышение квалификации людей, на интенсивное использование не только и не столько природных, сколько кадровых и интеллектуальных ресурсов.
Приоритетными отраслями становятся в этом случае:
1. Машиностроение, способное больше других отраслей поглощать инновационные разработки.
2. Сельское хозяйство, число занятых в котором весьма велико, а жизненный уровень людей наиболее низок.
3. Химия и глубокая переработка сырья.
4. Сфера услуг. Причем в первую очередь тех, которые регион может экспортировать (транспорт, связь, логистика, торговля). Уже сейчас ясно, что значимой задачей для экономики края становится развертывание торговых сетей, имеющих центр в регионе и распространяющихся на другие территории. Например, такие собственные торгово-сбытовые сети должен иметь красноярский лесопромышленный комплекс в Китае, если он хочет утвердиться на рынках Юго-Восточной Азии.
5. Медицина, культура, наука и образование, и в первую очередь профессиональное. Без знаний не может быть современной инновационной экономики. Без знаний нет будущего. Это очевидно. Мы по инерции продолжаем считать себя передовым регионом в этой сфере, говорим о поддержке молодежи, ее перспективах и т. п., умалчивая при этом, что даже по такому базовому показателю, как книгообеспеченность на одного жителя, уже скатились на 44-е место в России. Обращаю на это особое внимание потому, что ситуация может усугубиться. Намеченная на ближайшее время реформа в образовательной сфере создает предпосылки для концентрации ведущих образовательных центров в столице, а не в регионах развития. Наша общая задача - переломить эту тенденцию.
Итак, никакого единственного магического средства для экономического подъема края на самом деле не существует. Действовать придется по всему фронту.
Главным лозунгом, стержневой идеей нашего съезда избрана простая фраза: "Нам здесь жить! " Избрана не случайно. Она должна служить напоминанием о том, что конечным предназначением, смыслом всех наших усилий должно быть улучшение качества жизни на красноярской земле.