"Советская Сибирь"
По данным Министерства печати, ФГУИПП "Советская Сибирь" (Новосибирск) вышло в 2003 году по объемам газетной продукции на третье место после Санкт-Петербургского газетного комплекса и Самарской полиграфической компании. Однако еще в конце 90-х крупнейший за Уралом полиграфический комплекс переживал структурный кризис, предприятие ушло со своих традиционных рынков, не выдержав конкуренции с развивающимся частным полиграфическим бизнесом. Аналитики связывают успех "Советской Сибири" со сменой руководства предприятия - три года назад его генеральным директором стал хорошо известный в Новосибирске предприниматель Вячеслав Корягин. О том, какие управленческие решения были приняты, ВЯЧЕСЛАВ КОРЯГИН рассказал в своем интервью журналу "Стратегии успеха".
- Сегодня на полиграфическом рынке доля малого бизнеса составляет 70%. Статистика Министерства печати, кроме крупных государственных полиграфических комплексов, учитывает еще и частные типографии?
- В системе действует более семидесяти предприятий, и именно в них печатаются 95% всех выходящих в России газет. Оставшиеся пять процентов рынка занимают коммерческие типографии, и там безусловный лидер - предприятие "Медиа-пресса", созданное на базе бывшего издательства ЦК КПСС "Правда". С точки зрения объемов, "Медиа-пресса" является абсолютным лидером. Оно перерабатывает около шести тысяч тонн бумаги в месяц.
"Советская Сибирь" сегодня в товарном выражении производит порядка 1700 тонн газет в месяц. Для сравнения - четыре-пять лет назад эта цифра не превышала 600 тонн. Рост произошел больше чем в два с половиной раза.
- За счет чего произошел рост?
- Во-первых, провели модернизацию производства, поставили новое оборудование. Собрали с рынка цветную газетную продукцию, которая производилась в других городах.Во-вторых, у многих изданий выросли тиражи. В-третьих, появились новые издания, которых три года назад на рынке вообще не было. В-четвертых, начали работать с региональными издательскими домами, предлагая им весь спектр услуг. Физический рост газетного рынка за последние три года я оцениваю процентов в 25-30.
Критерии оценки могут быть разные - объемы производства в товаре, объемы в выручке, прибыльность. Ведь по разным направлениям норма рентабельности разная. Черно-белое газетное производство - одна рентабельность, цветная печать - другая. Сегодня газетное производство приносит "Советской Сибири" около 30-33 млн рублей в месяц. В этот доход входит стоимость практически всех полиграфических материалов, включая бумагу. Подавляющее большинство заказчиков "Советской Сибири" работает на бумаге издательства.
Рентабельность газетного производства не является высокой и составляет в среднем 5-10%. Ценообразование у нас построено по принципу равной рентабельности по заказам, поэтому нам неважно, обращается к нам небольшой заказчик или крупный, каждый из них должен получить равные условия.
Российский рынок полиграфических услуг оценивается в три миллиарда долларов ежегодно. Причем это растущий рынок с постоянно обновляющейся технологической базой. При всей открытости и публичности печатной продукции рынок полиграфуслуг достаточно закрыт и мало изучен. Еще большая "терра инкогнито" - рынок полиграфических услуг Сибири. Сибирские типографии имеют значительные доли на рынках Дальнего Востока, Средней Азии, на равных конкурируют с европейскими типографиями по ту сторону Урала. В условиях жесткой конкуренции сибирские типографии демпингуют и не очень охотно распространяются о своих контрактах за пределами региона. Хотя именно сибирские типографии поставляют упаковку, этикетки, рекламную продукцию для многих известных водочных, пивных, шоколадных и прочих брэндов.
Явный лидер на полиграфическом рынке Сибири - Новосибирск. По объемам ежегодно выпускаемой полиграфпродукции к нему приближается Красноярск. Главное конкурентное условие полиграфии - качество печати, и Новосибирск занимает ведущие позиции по оснащенности типографий самым современным оборудованием. Основное оборудование для печати в ведущих новосибирских типографиях - "Советская Сибирь", "Офсетная газетная фабрика Ново", "Вояж", "Ерматель", "Форт-пресс", "Принт-авто", "Росса", "Харменс" - как правило, не старше 1997 года.
Менеджеры "Советской Сибири" уверены в выбранном оборудовании
- В октябре в Новосибирске было запущено новое производство - ЗАО "Офсетная газетная фабрика Ново" (ОГФ). Насколько известно, это "дочка" норвежского издательского концерна A-pressen и российского "Интермедиагруп". То есть идея новосибирского предпринимателя Олега Хрипунова о создании современного частного полиграфического производства была реализована.
- Сегодня, по заявлениям самого Олега Хрипунова в открытой печати, загрузка типографии ОГФ составляет 15 процентов, и как конкурента я на рынке ее пока не чувствую. Очень показательно то, что все газеты Олега Хрипунова ("Ва-Банк" и прочие) печатаются в "Советской Сибири". Причин этому много, но основная, на мой взгляд, - просчет при выборе оборудования и места его инсталляции.
- Основным фактором успеха газетного производства "Советской Сибири" вы назвали модернизацию оборудования. Но ведь и на ОГФ стоит современная машина. Да и на предприятиях из соседних областей, откуда также поступают заказы на "Советскую Сибирь", проведена реконструкция. В Томске, например, на предприятии "Обл-машинформ" и в Барнауле на "Алтапресс" - шведская Solna, в Томске на "Красном знамени" - индийская NewsLine и в Кемерове на ГИПП "Кузбасс" - "Фаст-300".
- На полиграфическом рынке цена важный аргумент в конкурентной борьбе, только если типография предлагает услугу, сравнимую по качеству. Если же качество услуги существенно хуже, то издатель больше потеряет на рекламациях, чем на "призрачной" экономии на расценках типографии. Именно поэтому наше оборудование для полноцветной печати загружено на 100%. Что такое печатная машина UNISET-70, изготовленная немецким концерном MAN Roland, установленная в "Советской Сибири"? Это машина нового поколения и по архитектуре построения, и по идеологии. Можно долго перечислять ее технические параметры и бесконечно говорить об опциях, установленных на этой машине. Но сейчас, почти год спустя после запуска машины в эксплуатацию, можно констатировать тот факт, что наши расчеты, сделанные в бизнес-плане, полностью оправдались и по производительности, и по качеству выпускаемых полноцветных газет. Мы можем спокойно смотреть в будущее, если говорить о газетном производстве. Сейчас заключен контракт на поставку второй башни UNISET-70, что позволит увеличить объем цветных газет с 16 полос формата А3 до 32 полос или комбинированной цветности - до 48 полос. Немецкое оборудование отличается надежностью и работает десятилетиями. Кстати, у запущенных в 1989 году в "Советской Сибири" машин RONDOSET производства ГДР сегодня ресурс амортизирован лишь на 50 процентов, и оборудование в отличном состоянии.
- И все-таки, помимо газетного производства, увеличилось и производство книг. Можно ли сравнивать объемы книжного производства в издательстве до вашего прихода и сейчас?
- А не с чем сравнивать. Книг в твердом переплете производилось, может быть, 100-150 тысяч в год, учебники тогда вообще не печатали. Сейчас объем книжного производства составляет около трех миллионов.
- Тоже результат модернизации?
- Не совсем. В целом в России все издательства можно разделить на три больших куста. Издательства, которые производят коммерческую литературу безотносительно от ее направленности. Таких издательств десятка три. Так называемые некоммерческие издательства, которые сидят в той или иной степени на дотациях, - полугосударственные, государственные, "пригосударственные". Таких издательств достаточно много. Несколько особняком стоит блок издательств, занимающихся учебным книгоизданием. У меня язык не поворачивается назвать эти издательства некоммерческими, хотя, по сути, на 80 процентов они существуют за счет бюджетного финансирования. Насколько этот бизнес для них выгоден, можно судить по стрельбе, которая время от времени идет в этой сфере. В издательстве "Дрофа" в свое время застрелили трех директоров.
Учебных издательств где-то два десятка. Безусловными лидерами являются "Дрофа" и "Просвещение". С очень большим отставанием идут такие издательства, как "Мнемозина", "Академкнига", "Вентана-Граф", "XXI век".
Проанализировав свои технологические возможности и оценив потребности в учебниках в Сибирском регионе, мы приняли решение "встроиться" в эту систему. В привлечении заказов активную помощь оказывает администрация Новосибирской области. В бюджете каждого субъекта Федерации предусматриваются средства на пополнение библиотечных фондов начальной, средней и высшей школ. Используя госзаказ Новосибирской области, нам удалось привлечь все крупные издательства на производство в Новосибирске. От этого выиграли все. Новосибирская область получила учебники и налоговые поступления от роста объемов производства, издательства - рынок сбыта и производственную базу, типография увеличила объемы производства.
Наша задача - обеспечить на единицу финансовых средств Новосибирской области максимальное количество книг. Поэтому мы говорим издателям: кто даст максимальные скидки от своих прейскурантов, тот и получит возможность быть включенным в заявку на поставку.
- И это сработало?
- Они более чем активно между собой конкурируют! Мы довели ситуацию до того, что руководители этих издательств стали к нам приезжать сами. И все благодаря тому, что три года мы не отдавали деньги из областного бюджета в Москву, а заставляли московские издательства размещать заказы у нас. Заставляли накапливать их задолженность перед нами и в конце концов эту задолженность закрывать поставками обязательного комплекта учебников по заявкам бюджета. Эта схема позволяет закрывать области 8-10 процентов потребности в школьных учебниках, при этом деньги остаются в области.
- У книжного производства рентабельность выше, чем у газетного?
- В зависимости от оборудования - от 0 до 5 процентов. Все зависит от того, какую продукцию производит предприятие. Одна из проблем - дисбаланс производственных мощностей на территории России в области книгопечатания. За последние 15 лет тиражи выпускаемых учебников и книг в "самой" читающей стране упали в десятки раз, а производственные мощности остались на прежнем уровне. Гигантские комплексы на всей территории страны были созданы преимущественно для печати в одну или две краски, и сегодня издатели сталкивают их лбами. Чтобы выжить, эти комплексы готовы печатать по минимальной цене, включающей только зарплату, налоги и расходы на материалы. Больше повезло производственным комплексам, оснащенным в 80-х годах современными полноцветными машинами. Остальные по мере амортизации оборудования прекращают заниматься книжным производством.
За счет того, что многие типографии "доконкурировались" до банкротства, выгоду получил только издатель. Приведу пример. Мы печатаем для "Дрофы" "Общую биологию", 9-й класс. На ярмарке эта книга стоит 92 рубля. Мы печатаем ее за 25 рублей. Оптовая цена на этот учебник, видимо, 60-70 рублей. Из дельты 35-45 рублей оплачивается труд автора, остальное - накладные расходы и прибыль издательства.
- Насколько вообще сегодня развито книгопечатание в Сибири?
- На сегодняшний день за Уралом осталось только две типографии, способные производить в промышленных тиражах книги в твердом переплете, - это "Советская Сибирь" и красноярский "Пикофсет".
- В Красноярске не пытаются использовать ваши схемы?
- Они пытаются печатать за деньги. Но, по моим данным, пока не очень успешно.
- Что интересно, в Новосибирске находятся один из крупнейших полиграфических комплексов - "Советская Сибирь" и крупнейшая российская книготорговая фирма - "Топ-книга", но нет издателей. "СовСибирь" все по привычке называют издательством, на самом деле сейчас это просто типография.
- Да, и типография не может брать на себя функции издателя. Это совершенно другой бизнес, совсем другие методы управления этим бизнесом. Смешивать производственный маховик огромного завода с тонкими креативными процессами индивидуальной работы с авторами, работой с торговыми сетями невозможно. Мы в этот рынок не можем идти, у нас нет ресурсов, нет кадров. Да и сам по себе региональный издательский рынок очень слаб, и без поддержки со стороны он вряд ли может сформироваться, чтобы привлечь серьезного заказчика, как это произошло в Москве, где издательства купили основную массу коммерческих авторов, очень быстро их "застолбили" и очень быстро монополизировали рынок.
Да, мы можем печатать такие же тиражи, как в Москве. Да, "Топ-книга" - лидер оптовой и розничной торговли, он отстроил у себя лучшую логистику продажи книг, но и он не издатель. И, как говорит директор "Топ-книги" Георгий Лямин, это не его, это совсем другой бизнес. И, видимо, в этом он тоже прав.
- И последний вопрос. Ожидаете ли вы каких-либо перемен на рынке полиграфических услуг в ближайшее время?
- Безусловно, такие перемены будут после акционирования предприятий, входящих в систему МПТР, и их приватизации. Здесь многое будет зависеть от позиции нового правительства.
От позиции правительства зависят и изменения в целом в полиграфической и бумажной отраслях, таможенной политике. Сейчас, как известно, где-то на миллиард долларов российской печатной продукции печатается за границей. В Финляндии фактически сформировалась за последние 5-7 лет новая отрасль, ориентированная только на Россию: там построено девять заводов, обслуживающих российский журнальный рынок. И, по мнению российских полиграфистов, это, мягко говоря, ненормально.