Торговля - Другая Россия

На современной торговой карте России Сибирь полностью отсутствует. Из-за удаленности от Москвы регион сегодня гораздо менее привлекателен для федеральных ритейлеров, чем центр и юг страны. Эксперты прогнозируют, что разделение отечественной розницы на две автономные торговые системы - "до Урала" и "за Уралом" - неизбежно. При этом, по их прогнозам, присутствие федеральных сетей за Уралом будет минимальным: они либо сами не захотят идти в Сибирь, либо их туда не пустят местные ритейлеры, которые через два-три года ничем не будут уступать столичным. "Сибирь - другая страна. Там даже у вездесущей "Эльдорадо" позиции слабее, чем в остальной России",- сетует гендиректор сети "Патэрсон" Юрий Яковчик. Три года назад "Патэрсон" планировал открыть супермаркет площадью 2 тыс. кв. м в строящемся торговогостиничном комплексе в Новосибирске. Два года назад сеть отказалась от проекта. В начале апреля Pyaterochka Holding продала франшизу на Алтайский край барнаульскому предпринимателю Валерию Покорняку, владельцу барнаульской компании "Алтан" (один из крупнейших в стране производителей макарон). "Пятерочка" уже два года как прописалась в Сибири. В 2003-2005 годах у сети появились филиалы в Омске, Новосибирске, Красноярске. О том, что "Пятерочка" делала им предложения о сотрудничестве, "Бизнесу" рассказали ритейлеры еще в нескольких регионах за Уралом. Однако эксперты утверждают, что сибирские регионы, напротив, нуждаются не в бюджетных магазинах, а в супермаркетах. "С дискаунтеров начинали все местные сети. Сейчас около 70% местных магазинов во всех регионах Сибири - "экономичные"",- отмечает сотрудник одной из новосибирских сетей. "В Сибири не любят "убогих" магазинов,- рассказывает Феликс Стетой, экс-консультант барнаульской сети "Мария-Ра".- У сибиряков существует представление о "московском" магазине. Он должен быть большим, светлым, красивым, с широким ассортиментом и т. д.- словом, выглядеть по-московски роскошно. В Сибири были бы более востребованы гипермаркеты, а не дискаунтеры". По мнению эксперта Евразийского института мерчендайзинга Сергея Лыкова, первыми из московских торговыхсетей в Сибирь придут как раз операторы гипермаркетов: "Ашан", "Лента", "Рамстор" и т. д. Управляющий партнер компании SMT Development Сергей Маринин считает, что "якорями" в торговых центрах, которые в Сибири будут строить столичные девелоперы, могут быть только московские ритейлеры: "Эти операторы уже заслужили доверие, да и крупные форматы регионалы вряд ли потянут". В "Рамсторе" соглашаются с прогнозами экспертов. В прессслужбе компании заявили, что в планах сети открыть магазины в Новосибирске, Иркутске и Томске, где компания полгода назад получила площадку под строительство торгового центра. Однако сибиряки к прогнозам о массовой экспансии московских сетей относятся весьма скептически. "Желающих торговать здесь все-таки немного. Да и сказать "мы откроем магазин в Сибири" и действительно открыть его - это разные вещи",- размышляет Андрей Граванов, вице-президент красноярской ГК "Сибирская губерния", управляющей красноярской сетью гипермаркетов АЛПИ. Возможно, москвичи и придут на сибирский рынок, но развивать бизнес здесь им будет крайне непросто, уверены местные торговцы. Сибирский проект "Рамстора", открывшего в марте 2003 года супермаркет в торговом центре "Торговый квартал" в Красноярске, многие местные ритейлеры считают неудачным. "Турки, придя в Красноярск, попытались надавить на поставщиков, как в Москве: потребовали входных платежей, отсрочку по товарному кредиту до 45 дней и т. д. Но здесь не Москва- поставщиков мало, они авторитетны, потому что поставки из европейской России могут поддерживать единицы. Поставщикам не понравилось поведение "Рамстора". Они отказались с ним работать - магазин остался без товара. Пришлось туркам искать компромисс",- вспоминает сотрудник одной из дистрибуторских компаний. Проблемы с логистикой, по мнению экспертов,- основное препятствие для иногородних ритейлеров. "Доставка по железной дороге занимает две недели. Очевидно, что "скоропорт" так доставлять невозможно",- объясняет директор по работе с сетями компании Ehrmann Олег Морозов. "Московский ритейлер рискует остаться на неделю-две, а то и больше, без товара только потому, что железная дорога на Урале может оказаться непроходимой. Ясно, почему ритейлеры не спешат рисковать",- добавляет Сергей Лыков. "От Москвы до Новосибирска 3 тыс. км. Как следствие: контролировать работу местной сети крайне сложно, наладить логистику невозможно, противостоять административному ресурсу местных сетей нереально. Магазином в зарубежном Киеве управлять гораздо проще, чем в нашей Сибири",- резюмирует Яковчик из "Патэрсона". Пока москвичи сетуют на неприступность Сибири, местные ритейлеры развиваются весьма динамично. При этом, по мнению наблюдателей, местные сети находятся в более благоприятных условиях, чем в свое время московские ритейлеры. "При равных условиях реализации товаров прибыльность сибирских сетей на 20-60% выше, чем у "европейских": цены в Москве и, скажем, Новосибирске одинаковы, а издержки изза того, что аренда на 20% ниже и зарплаты в разы ниже, отличаются очень сильно",- рассуждает Феликс Стетой. Олег Морозов из Ehrmann добавляет: "Там у сетей практически нет такого конкурента, как мелкие независимые магазины. Ведь здесь в советские времена было крайне мало магазинов. А открытые рынки не прижились из-за суровости климата". По оценкам экс-директора по стратегии кемеровской сети "Кора" Сергея Романова, в региональных центрах на сети приходится от 30% (в Новосибирске) до 55% (в Кемерово) рынка розничной торговли. Во многих региональных центрах сформировалось по четыре-восемь сетей, в управлении которых находятся от 10 до 60 магазинов. С 2004 года крупнейшие сети активно открывают магазины в соседних регионах. Юрий Яковчик из "Патэрсона" предполагает: "Если мы и соберемся в Сибирь, то на этот раз пойдем через покупку местной сети". Однако сами сибиряки уверены, что шансы москвичей купить кого-либо из крупных местных игроков через дватри года невелики. "Через год сибирские сети догонят "европейские" по уровню развития. С одной стороны, у них есть ресурсы, и они динамично развиваются. С другой- через персонал из "Пятерочек" и "Рамстора" технологии быстро расходятся по рынку",- считает Стетой. "Современная розница в Сибири выросла за последние три года. Если федеральныесети придут через три года, они опоздают: либо нельзя будет войти на рынок в принципе, потому что на нем окажутся очень сильные игроки. Либо придется заходить с гораздо более крупными ресурсами",- прогнозирует Андрей Граванов из "Сибирской губернии".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости