В субботу стало известно, что третий терминал аэропорта "Шереметьево", в который перейдет на обслуживание старейший перевозчик страны "Аэрофлот", будет обслуживаться одной из привлеченных компаний. Нынешней администрации аэропорта - ОАО "Терминал" будут отданы на откуп технические площади и общее руководство торговлей и сферой обслуживания терминала. Ремонтом самолетной техники и, возможно, обслуживанием перрона будет заниматься "Аэрофлот". Компанию, которая будет заниматься наземным бизнесом в "Шереметьеве-3", определит объявленный тендер, итоги которого будут подведены в начале осени. По словам заместителя генерального директора "Аэрофлота" по финансам и планированию Михаила Полубояринова, заявки на участие в нем подали российские и западные операторы. Руководство авиакомпании заявляет, что, скорее всего, в тендере победит одна из западных компаний, которая на сегодняшний день уже имеет опыт эксплуатации крупных аэропортов.
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" - крупнейшая авиакомпания страны. В 2005 году она перевезла 6,7 млн пассажиров и 145,6 тыс. тонн почты и грузов. Выручка от основной деятельности авиакомпании за 2005 год по РСБУ составила 62,9 млрд руб. Прибыль до налогообложения от осуществления всех видов деятельности по результатам 2005 года составила 8,4 млрд руб., чистая прибыль - 6 млрд руб., что соответствует уровню 2004 года Основными акционерами "Аэрофлота" являются Росимущество (51,17% акций) и Национальная резервная корпорация (НРК), которая через кипрскую Grabor Trading и люксембургскую Transinvest Control контролирует порядка 30% акций общества. Парк "Аэрофлота" насчитывает 90 самолетов, 27 из которых - иностранного производства. По объемам грузовых перевозок "Аэрофлот" входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира и занимает первое место среди отечественных пассажирских авиакомпаний. С апреля 2006 года "Аэрофлот" входит в глобальный альянс авиаперевозчиков SkyTeam.
В субботу "Аэрофлот" подписал кредитное соглашение с Внешторгбанком (ВТБ) и Внешэкономбанком (ВЭБ) о предоставлении кредитной линии в 475 млн долл. для финансирования строительства терминала "Шереметьево-3". Кредитная линия предоставлена на 13 лет под фиксированную ставку 9% годовых. По данным RBC daily, в течение трех первых лет будет сохраняться мораторий на выплату процентов по кредиту. ВТБ предоставит на строительство третьего терминала 264 млн долл., ВЭБ - 211 млн долл. По словам заместителя генерального директора "Аэрофлота" по финансам и планированию Михаила Полубояринова, эта ставка сопоставима со стоимостью заемных ресурсов, которые предоставляют крупнейшие западные банки. "Максимально банки смогут заработать на этой сделке 2% годовых", - отметил он на церемонии подписания кредитного договора.
Представители консорциума банков и "Аэрофлота" также поставили подписи под договорами купли-продажи акций ОАО "Терминал". "Аэрофлот" продал ВТБ 25% плюс 1 акция "Терминала", ВЭБу отошло 20% минус 2 акции. По словам Михаила Полубояринова, за свою долю ВТБ заплатит 37 млн долл., ВЭБ - 28,6 млн долл. Напомним, что на сегодняшний день уставный капитал терминала составляет 130 млн руб. Следующим этапом административного строительства аэропорта станет объявление итогов конкурса по выбору управляющей компании по обслуживанию наземного бизнеса в "Шереметьеве-3". "В России принято, чтобы собственник аэропорта сам управлял им. Мы же хотим, чтобы "Шереметьевом-3" управлял оператор международного класса", - сказал RBC daily Михаил Полубояринов. По его словам, в конкурсе будет участвовать администрация Мюнхенского аэропорта. "Уже все компании подали заявки, через пару месяцев оператор будет определен", - отметил топ-менеджер "Аэрофлота". По предварительным расчетам, сторонний оператор придет в аэропорт ненадолго - примерно на пять лет.
Организация ввода в эксплуатацию терминала - рискованный и длительный процесс, сказал RBC daily генеральный директор ОАО "Терминал" Кирилл Будаев. "Мы ищем партнера, который уже делал это не один и не два раза. Самое сложное, что предстоит сделать, - это построить международный хаб. Сейчас его строят базовая авиакомпания - "Аэрофлот", ОАО "Терминал" и "Международный аэропорт Шереметьево". Но между нами слишком много спорных вопросов. Поэтому нам нужна профессиональная организация, которая сумеет построить хаб сама. Скорее всего, в тендере победит компания, которая умеет работать в условиях Севера и будет обладать значительными основными фондами", - резюмирует Кирилл Будаев. Ожидается, что в структуру ОАО "Терминал" будет включено 5-6 специалистов из компании - победителя тендера, которые впоследствии составят отдельный департамент. Выигравшая тендер компания также зарегистрирует и откроет в России свой филиал или представительство. Управление неавиационным бизнесом аэропорта "Терминал" оставит за собой. В частности, компания сохранит контроль над сферой развлечений в аэропортовом комплексе, став оператором ресторанов, торговых точек и магазинов беспошлинной торговли. Как и на остальных терминалах, расположенных на территории Шереметьева, ремонтом самолетной техники и, возможно, обслуживанием перрона будет заниматься авиакомпания "Аэрофлот".