Питерский порт сдулся

Один из крупнейших портов России продолжает терять свои позиции Большому порту Санкт-Петербурга не удается остановить падение грузооборота. Основная причина этого - резкое снижение объема нефтяных грузов. Чтобы спасти ситуацию, порту необходимо начать активно инвестировать в гораздо более перспективные контейнерные грузы.

Как сообщило вчера ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург", грузооборот порта в январе-октябре сократился на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 44,8 млн т. Особенно сильно упали перевалка нефтепродуктов (на 19,6%, до 10,92 млн т), металлов (на 28,6%, до 5,33 млн т), лесных грузов (на 24,1%, до 2,29 млн) и химических грузов (на 32,3%, до 4,23 млн т). На 20,7%, до 12, 54 млн т, возросла перевалка контейнеров; на 4%, до 2,82 млн т, - рефрижераторных грузов. Один из крупнейших стивидоров порта - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в третьем квартале текущего года и вовсе получил чистый убыток в размере 969 тыс. руб., тогда как по итогам аналогичного периода прошлого года компания получила чистую прибыль в размере 7,47 млн руб.

При этом основные конкуренты Большого порта Санкт-Петербург продолжают наращивать обороты. ООО "Спецморнефтепорт Приморск" (Ленинградская область) за шесть месяцев этого года увеличило экспорт нефти по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года на 14,9%, до 54,32 млн т. ОАО "Новороссийский морской торговый порт" в январе-октябре увеличило грузооборот на 0,5%, до 62,26 млн т.

В первую очередь на общее снижение грузооборота порта повлияла потеря нефтепродуктов. "В этом году серьезно уменьшилась доставка нефтепродуктов в порт речным транспортом, - пояснила РБК daily главный редактор ИАА "ПортНьюс" Надежда Малышева. - За период летней навигации прошлого года по Неве в порт прошло около 2500 нефтеналивных судов, доставивших 4,5 млн т нефтепродуктов. В этом году по итогам летней речной навигации в порт доставлено только 2,55 млн т мазута".

Основной причиной этого падения стала остановка одного из крупнейших речных перевозчиков нефтепродуктов в России ОАО "Волготанкер". Только в первом квартале этого года пароходство получило 158 млн руб. чистого убытка. Свою роль сыграла и не самая благоприятная конъюнктура на рынке. Высокие пошлины на экспорт нефтепродуктов привели к снижению их перевалки через порт. Сильное влияние на снижение грузооборота питерского порта оказало и уменьшение количества переваливаемых удобрений. Как пояснила Надежда Малышева, часть грузовладельцев просто-напросто переориентировала свои потоки в порты Балтии.

В этих условиях оценить перспективы порта Санкт-Петербург достаточно сложно. "Перевалка основных грузов (контейнеров, рефрижераторных грузов) растет. Тяжелые и грязные грузы постепенно из порта уходят. Поэтому пока порт не начнет привлекать инвестиции, ситуация не изменится", - сказал РБК daily один из участников рынка. А на эти инвестиции необходимо только решиться. Несколько месяцев назад владелец Новолипецкого металлургического комбината и Морского порта Санкт-Петербурга Владимир Лисин заявил о своем намерении построить инфраструктурный холдинг. Предполагалось, что в него войдут не только три морских порта (включая Туапсинский и Таганрогский), но и другие активы, включая речные порты и терминалы, объединением которых в России еще никто не занимался.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости