Важным при выборе состава КИС и очередности внедрения ее подсистем является вопрос оценки той функциональности, которая будет востребована бизнесом. Наверное, нет смысла платить за все многообразие функций КИС, если вы собираетесь автоматизировать только финансы, кадры и продажи.
Продолжая тему участия в выборе информационной системы для бизнеса специалистов компании, не имеющих большого опыта в информационных технологиях, в данной статье приведем краткое описание назначения основных блоков современной комплексной информационной системы (КИС). Функциональность КИС обозначается большим количеством специальных терминов и аббревиатур. Значительная часть из них уже как-то устоялась, однако появляются и новые комбинации. Иногда поставщики программного обеспечения используют одни и те же термины для не совсем эквивалентных по сложности и глубине программных продуктов. Наименование части функциональных модулей, появившихся относительно недавно, обычно совпадает с названиями современных концепций управления бизнесом, но и в этом случае необходимо внимательно следить за соответствием функционального наполнения бизнес-концепций и тем, что вам хотят продать под аналогичным названием. Значительная часть функциональности КИС вообще не поддается унификации (не говоря уже о разработке стандартов), поэтому лучше всего потратить некоторое время, чтобы убедиться в полноценности предлагаемых решений.
На рисунке сделана попытка собрать воедино практически всю функциональность, предлагаемую сегодня для автоматизации бизнес-функций. В мире не существует компаний-разработчиков КИС, которые охватили бы в своих продуктах все представленные функции, хотя такие попытки и предпринимаются. Естественно, в этом случае часть функций только обозначается и не соответствует по качеству реализации специализированным решениям.
Кратко напомним, что скрывается за приведенными названиями.
HRP (Enterprise Resources Planning System) — самое известное сегодня словосочетание в области КИС. Переводится как система планирования ресурсов предприятия. На рисунке с помощью круга очерчены функциональные модули, обычно входящие в систему ЕRР-класса. Как видим, функциональность ЕRР-системы вовсе не соответствует ее названию — планированием она занимается слабо, и далеко не все важные ресурсы бизнеса находятся под ее контролем. Однако система действительно стремится охватить все предприятие целиком, добираясь до каждого рабочего места с компьютером. Крупные разработчики систем класса ERP постоянно расширяют функциональность своих продуктов, поэтому сегодня зачастую в их ЕRР-системы входят и функции, которые касаются круга на рисунке или находятся рядом с ним. Эти функции появились в ЕRР-системах относительно недавно в ходе жесткой конкурентной борьбы между компаниями-разработчиками. Часто эти функции покупались или лицензировались у производителей специализированных систем. Крупнейшие игроки рынка ЕRР-систем тут же объявляли их стандартной ЕRР-фукциональностью, преследуя очевидные маркетинговые цели. Они стремились создать у потенциальных покупателей представление о себе как о поставщиках полноценных, «настоящих» ЕRР-систем, резко снижая количество конкурентов. Если производителей таких «расширенных» ЕRР-систем чуть больше десятка, то количество компаний, выпускающих «обычные» ЕRР-системы, исчисляется сотнями. Стандарта ЕRР-системы не существует, а определение ERP было предложено скорее как констатация достижения нового уровня в эволюционном развитии бизнес-технологий. То же самое сейчас происходит с концепцией ERP II, которая расширяет область действия ЕRР-системы за пределы своей компании — до клиентов, поставщиков, подрядчиков, партнеров и конкурентов.
По своей сути ЕRР-система является системой автоматизации учета хозяйственной деятельности компании, и информация в ней основана на фактах, отраженных в первичном документообороте. Как учетная система, она всегда смотрит в прошлое, и поэтому не очень хорошо справляется с функциями «будущего» — планированием, составлением графиков, комплексным бюджетированием, разработкой новых продуктов, управлением спросом и рынками и т. д. Не умеет она и управлять технологическим оборудованием. Зато как системе учета и контроля ей равных нет — все будет зарегистрировано и разложено «по полочкам», т. е. по учетным регистрам.
Основные модули ЕRР-системы: заказы и продажи, дебиторы, закупки, кредиторы, кадры, зарплата, запасы, основные средства (в т. ч. расчет амортизации активов), управление финансами, главная книга (средство консолидации всей учетной информации), бухгалтерская и налоговая отчетность, производственный учет и планирование потребностей производства (выполняется обычно по алгоритмам MRP — Material Requirements Planning — планирование потребности в материалах).
Как уже отмечалось, в зависимости от предыстории и опыта разработчика ЕRР-системы, отдельные модули могут быть «богаче» или «беднее». Например, в одних системах модуль «Кадры» может содержать только штатное расписание и личные листки сотрудников, а в других — управлять карьерным ростом и нематериальной мотивацией. Обычно в ЕRР-системе расширенный набор полезных мелочей в каждой из функций приносится в жертву ее главному достоинству — тесной интегрированности приложений.
Современная КИС может включать следующую функциональность, зачастую предлагаемую разработчиками в составе ЕRР-систем (хотя решения специализированных компаний гораздо более полно позволяют освоить эти бизнес-функции):
Финансовый контроль — управление платежной дисциплиной и соблюдением финансовых бюджетов.
Бюджетное управление — сложная многомерная система связанных бюджетов, соответствующих широкому пониманию термина бюджетирование.
SSM (Sales and Services Management) — управление продажами и сервисом.
CRM (Customer Relationship Management) — системы организации взаимоотношений продавца с покупателями. Для поставщиков — SRM (Supplier Relationship Management).
Системы прогнозирования и управления спросом — обработка разнообразной статистической информации о продажах и поведении рынка в целях построения как можно более точных прогнозов спроса, а также факторное моделирование для разработки мотивации потребителя к определенным действиям. Например, равномерному в течение месяца размещению заказов для исключения пиковых нагрузок в логистических цепочках компании.
DRM (Distribution Requirements Management) — управление сбытом исходя из требований системы реализации.
В2В (Business To Business) — электронные средства интеграции бизнесов в цепочке «производитель — потребитель». В простейшем случае — средства электронного размещения заказов.
В2С (Business To Consumer) — электронные средства интеграции поставщика и потребителя. Потребитель имеет возможность не только разместить электронный заказ, но и следить за ходом его выполнения, заходя через Интернет в информационную систему поставщика.
e-Commerce (электронная торговля) — размещение заказов и оплата через Интернет. Значимость этой функциональности в нашем и западном бизнесах пока что еще совершенно несопоставима.
JIT, Kanban — программные средства поддержки этих концепций управления производственными процессами.
MRP-II (Manufacturing Requirements Planning) — программа расчета потребностей производства в ресурсах и производственных мощностях для выпуска запланированных объемов продукции, а также планирования сроков выполнения заказов и загрузки оборудования на уровне рабочих центров. Требует наличия весьма сложной модели производственных процессов и детального описания технологии и оборудования. MRP-II — одна из немногих более-менее стандартизованных функциональностей в бизнес-приложениях.
APS (Advanced Planning and Scheduling) — система расширенного составления графиков и оптимизации производственного планирования, а точнее, составления оптимальных производственных планов и графиков с учетом имеющихся узких мест. Описание технологических и логистических схем бизнеса для APS еще более сложны и изощренны, чем для MRP-II.
CAD/CAE (Computer Aided Design / Computer Aided Engineering) — автоматизированное проектирование и поддержка конструкторской и технологической документации.
MES (ManufacturingExecution System) — исполнительные производственные системы — формируют поагрегатную загрузку оборудования в соответствии с составленными расписаниями и открытыми заказами, могут иметь в своем составе APS.
CAM (Computer Aided Manufacturing) — системы управления автоматизированным производством — формируют управляющие программы для NС-систем, управляют технологической документацией.
NC (Numeric Control) — цифровые системы управления оборудованием, соответствуют более привычному термину ЧПУ. Встроенные контроллеры, интеллектуальные датчики, промышленные компьютеры — все устройства и их программное обеспечение, предназначенное для выполнения промышленным оборудованием технологических операций.
Поддержание оборудования и управление ремонтами — подсистема планирования и комплектации ремонтов оборудования, хранения его истории.
Управление затратами — реализует различные подходы к управлению затратами и себестоимостью: Standard Costing, Target Costing, Direct Costing.
Управление документооборотом — обеспечивает движение управленческих документов и контроль исполнительской дисциплины.
BSC (Balanced Score Cards) — на основе имеющейся в учетной системе информации формируются взаимосвязанные показатели функционирования бизнеса, как того требует одноименная управленческая концепция.
OLAP (On-line Analytical Processing) — системы многомерного анализа данных в реальном времени. Являются мощным аналитическим инструментом, не всегда легким в использовании.
Системы прогнозирования — в общем, соответствуют своему названию и требуют для своей работы накопленных массивов разнообразной информации о бизнесе, его окружении.
Системы корпоративной консолидации иуправления — важная функциональность для диверсифицированного или международного бизнеса. Содержит изощренные правила консолидации корпоративной отчетности в целях получения объективной информации о работе и состоянии бизнеса в целом.
TQM (TotalQuality Management) — всеобщее управление качеством — помогает организовать работу предприятия в рамках одноименной концепции управления.
SCM (Supply Chain Management) — система управления цепочками поставок объединяет и координирует работу модулей, связанных с определением спроса, взаимоотношениями с клиентами, продажами, производством, закупками, внутренними и внешними перевозками. Объединение функциональностей достигается применением общей сквозной системы планирования, часто используются алгоритмы, аналогичные APS.
Важным при выборе состава КИС и очередности внедрения ее подсистем является вопрос оценки той функциональности, которая будет востребована бизнесом. Наверное, нет смысла платить за все перечисленные функции, если вы собираетесь автоматизировать только финансы, кадры и продажи. С другой стороны, если для вашего бизнеса критичным является именно управление сетью распределения товаров, то отсутствие этого модуля в выбранной КИС во многом делает ее внедрение бессмысленным.
***
Литература
1. «Вестник McKinsey».— 2004. - N5.
2. Материалы «ЕRР-форума 2003»-— Москва, 2003.
3. Материалы выставки-конференции «Управление предприятием 2003» — Киев, 2003.
4- McVey S. R., CundiffR. The Essential Supply Chain — TechnologyEvaluation.COM.