Восемь цистерн с пропаном сошли с рельсов в сортировочном парке станции Тайшет. Это случилось еще в начале октября. Но ЧП не получило широкой огласки только потому, что удалось избежать более тяжелых последствий. Повезло, как говорят в таких случаях. А если бы не повезло? Утечка сжиженного газа могла привести к трагедии.
На разборе ЧП, который прошел в управлении Восточно-Сибирской дороги, не раз звучала мысль, мол, споткнулись на ровном месте. Ведь в последнее время в развитие этой внеклассной станции, ее путевого хозяйства, по самым скромным подсчетам, уже вложено более миллиарда рублей. И недавний сход вагонов - пощечина не только работникам Тайшетской дистанции пути, но и всей магистрали.
Почему же он произошел? В чем причина? Ведь простых случайностей не бывает. У каждой есть имя. У тайшетской, как выяснилось, их даже два - безответственность и разгильдяйство.
7 июля с 15-го пути парка приема убрали состав, простоявший там три года. По всем правилам, прежде чем открыть такой путь для движения, его надо досконально проверить. Пройти по нему с дефектоскопной тележкой, сделать в журналах соответствующие записи...
Состав убрали, путь якобы проверили, при этом не оставив, где надо, ни одной записи. И ездили по этому пути до третьего октября, пока не сошли с рельсов две секции электровоза и восемь цистерн...
Тайшетская дистанция пути еще недавно считалась кузницей дорожных кадров. Нынешний начальник службы пути Восточно-Сибирской Константин Белош пять лет ею руководил. Его первый заместитель Владислав Калинин тоже выходец оттуда... А кто же занял кресло начальника после них? "Хороший молодой парень" Василий Соколов, который, по общему заверению, с новой должностью, к сожалению, не справился. "Не завоевал у коллектива авторитета", "не проводил селекторы", "не планировал работу с мастерами". Вот только несколько характеристик, прозвучавших в адрес молодого руководителя от вышестоящего начальства.
Но куда все смотрели раньше, когда назначали Соколова на такую ответственную должность, когда увидели, что не справляется?.. Укором "службистам" за провал кадровой работы прозвучали и справедливые вопросы начальника дороги Александра Тишанина: "Зачем тогда его поставили? А если поставили, почему не помогли?"
Курировал работу Тайшетской дистанции пути, как выяснилось, ее предыдущий руководитель Калинин, которому, как заметил Александр Тишанин, самому бы еще работать да работать в Тайшете, заматереть там, опыта поднабраться...
Порочная практика частой смены и слабого подбора руководителей аукается дороге не первый раз. Но разбирательство большинства серьезных случаев брака в работе заканчивается только оргвыводами. Они - словно панацея на все случаи жизни. Нет человека - нет проблемы. Только при этом забывают, что частая сменяемость руководителей является следствием прежде всего слабой работы с кадрами. За последние три года из 22 дистанций пути руководителей заменили на
16, причем на некоторых - не один раз. Начальников же дистанций со стажем более трех лет на дороге можно пересчитать по пальцам.
Не лучше ситуация в других службах. В сентябре на дороге прошел специальный "кадровый" техсовет. Рассматривались и ошибки при подборе и расстановке руководящих кадров, при подготовке резерва. Звучали тревожные цифры.Только за шесть месяцев 2004 года от должностей освобождены 198 командиров, из них 28 - первых руководителей предприятий. Сменились семь из девяти начальников локомотивных депо, пять из девяти начальников вагонных депо, семь из шестнадцати начальников опорных станций. Но вопрос "Сколько можно менять?" пока остается без ответа.
Между тем в работе с кадрами по-прежнему преобладает формализм. Хотя на дороге и определен порядок, по которому руководители служб закреплены за командирами подразделений, но он, мягко говоря, не работает. Молодые руководители с первых шагов "оказываются один на один с проблемами, которых на любом производстве предостаточно.
Как заметил на техсовете начальник службы управления персоналом Юрий Золотухин, о причинах высокой сменяемости руководящих кадров можно говорить в разных аспектах. Здесь и недостаточная подготовленность вновь назначенного руководителя, и элементарные кадровые ошибки, и отсутствие управленческой компетенции. Но, меняя в год до 30 и более процентов командного состава, вряд ли можно вырастить и сохранить достойных руководителей производства.
Безусловно, многие управленческие решения на Восточно-Сибирской принимаются в Иркутске, но, по словам Александра Тишанина, определенная ответственность ложится и на руководителей недавно воссозданных отделений дороги. Особенно это видно на примере Тайшетского, где частая сменяемость руководителей в вагонном депо, на дистанции пути, других предприятиях вызывает серьезную тревогу. Многие руководители, и это подтвердил Александр Тишанин, попросту перестали бывать в трудовых коллективах, некоторые как огня боятся непосредственного общения с рабочими.
Плоды такого "отчуждения" известны. На таких предприятиях ухудшается не только производственная и трудовая дисциплина, они становятся просто "аварийными". Работая с таким ярлыком, люди не получают премии, падают общий заработок и мотивация к труду. Рабочие элементарно не выполняют свои должностные обязанности. Итог такой деятельности - серьезный провал с безопасностью движения поездов, тяжелый брак в работе, подчас граничащий с преступлением.
Наглядный пример - Тайшетская дистанция пути, на которую еще недавно равнялись другие.
Тайшет.
***
Частая сменяемость руководителей является следствием прежде всего слабой работы с кадрами. За последние три года из 22 дистанций пути руководителей заменили на 16, причем на некоторых - не один раз.